5 октября Церковь отмечает память блаженной Параскевы Дивеевской (Паши Саровской). Ей посвящены эти воспоминания, записанные со слов очевидца.
В возрасте тридцати лет от роду моя бабушка Анна заболела. Ее болезнь была такова: как только накроют стол для трапезы, у нее появляется тошнота и рвота. Четыре года она пыталась лечиться у врачей и народных лекарей. Прошла полное обследование в больнице на Рогожке (прим. – Больница в усадьбе Карамзиных в пос. Рогожка Первомайского района Нижегородской области) и получила заключение: «Вы полностью здоровы». Однако сила исчезала, плохо ходили ноги, она стала терять надежду на выздоровление.
Однажды Великим постом 1912 года бабушка Анна лежала на постели, но еще не спала. Вдруг она, не открывая глаз, увидела, как открылась дверь в избу и вошла женщина в длинной белой одежде. Она подошла к бабушке, взяла ее за руку и сказала: «Твое лечение – в нашем соборе». Бабушка открыла глаза, но женщины уже не было. Утром она рассказала о видении своей сношельнице Екатерине, с которой жили одной семьей. Екатерина восприняла это как сон: «Ты болеешь, вот тебе и кажется»…
В день Святой Пасхи бабушку навестила ее больная подруга Мария Градова, и они решили на Светлой седмице пойти в Дивеево к блаженной Паше за благословением и рассказать ей о своих недугах, надеясь, что она поможет.
Когда они пришли к Пашиной келье, на крыльце стояла монахиня и никого не пускала. Бабушка Анна усердно упрашивала монахиню, но та объяснила, что матушка уже шесть недель почивает и просыпается только для своих нужд. Неожиданно подошла другая монахиня и, узнав, в чем дело, сказала первой: «Пусти их к матушке Паше. Может быть, действительно, в этом их счастье». Монахиня согласилась. Она пропустила бабушку вперед, следом шла Мария Градова, а позади – она сама. Как только переступили порог кельи, слева увидели ширму. На двух больших белых подушках в белоснежной сорочке лежала матушка Паша, она сразу проснулась. Бабушка Анна от великой радости крикнула: «Матушка, Христос воскресе!» Та приподнялась, села на постели и громко ответила: «Воистину воскресе, воистину воскресе, востроглазая собака! Ишь ты, ходишь, землю топчешь, подол подбиваешь, добрым людям мешаешь. Всех лекарей и врачей объехала, а ведь твое-то лечение – в нашем соборе. Иди, закажи молебен с водосвятием Царице Небесной и лопай эту воду. Потом сходи в село Маляксу. Там отслужи молебен с водосвятием Животворящему Кресту и тоже лопай воду – вот и здорова будешь. Это тебе мое благословение».
Красные яйца, что принесли бабушка с подругой, блаженная приняла с радостью и покатила их по полу к красному углу. На удивление всем – они не разбились.
В это время в келью вошла женщина с очень красивым мальчиком лет трех-четырех, одетым по-городскому. В руках у нее были подарки для матушки Паши. Женщина попросила ее благословить ребенка. Блаженная изменилась в лице и сурово сказала: «Уберите с моих глаз этого дьявола». Женщина возразила: «Он же еще младенец. И посмотрите, сколько он вам гостинцев принес». Матушка Паша еще больше возмутилась и крикнула: «Его подарков я не приму и благословлять этого дьявола не буду!»
Моя же бабушка с благодарностью приняла благословение. И советы блаженной Паши выполнила: заказала водосвятные молебны, пила освященную воду и поправилась. До конца своей жизни она больше ничем не болела. Умерла в конце 1952 года.
Когда в 1937 году у нас в округе снимали колокола и закрывали храмы, бабушка вспомнила предсказание блаженной. По ее мнению, та уже тогда провидела в красивом и нарядном мальчике одного из участников разрушения святынь, поэтому и не благословила его.
Мария Ивановна Павлунина