Наше село Смирново Дивеевского района, в конце XIX века состояло из 4 улиц, по два порядка, школы, деревянной церкви и нескольких ветряных мельниц. Каждая улица имела свое название: «Долгая сторона», «Сидорова сторона», «Капкас» и «Старая слобода». Жители села хранили православную веру и выполняли сложившиеся традиции.
В день Святой Пасхи спустя некоторое время после церковного богослужения начиналось торжественное шествие по селу с иконами, в центре которого была почитаемая икона Божией Матери. Целью этого шествия было отслужить молебен в честь Воскресения Христова в каждом отдельном доме. Шествие начиналось на Долгой стороне с Попова конца – так называлась часть этой улицы, где жил священник.
В течение первого дня Светлой седмицы улицу проходили до конца, и все иконы во главе с иконой пресвятой Богородицы оставляли ночевать в одном из домов на этой улице – у того, кто об этом попросит. Хозяин, принявший иконы на ночь в свой дом, по традиции должен был организовать пасхальный ужин для всех участников молебного шествия. В основном это делали мало-мальски обеспеченные люди.
На второй день после Пасхи – в понедельник – шествие проходило по Сидоровой стороне. На третий день – во вторник – по улице Капкас. На четвертый день Пасхи – в среду – молебны служились на Старой слободе. Иконы должны были оставаться ночевать на этой улице. Шествие продолжалось до полудня четверга Светлой Седмицы. В этот день икону Божией Матери со всеми прочими иконами приносили в храм.
Но однажды случилось так, что на Старой слободе не оказалось желающих приютить у себя на ночь икону Царицы Небесной. Тогда служащие молебствия остановились на улице и размышляли, что делать? – «Хотя и не по правилам, – говорили они, – но придется сегодня нести Божию Матушку в храм». В это время к служителям подошел бедный, но боголюбивый Семен Каталагин и сказал: «Ребята, сегодня нельзя относить икону в храм, пойдемте ко мне в дом. У меня нет для вас угощения как у других хозяев, но хлеб и соль я поставлю на стол». Служащие молебнов искренне обрадовались его приглашению и поставили иконы в доме у дяди Семена.
В этом году, в середине лета, на Старой слободе возник сильный пожар, во время которого сгорели все дома, а дом Семена Каталагина остался невредим. Этот случай потряс всех жителей, которые восприняли пожар как наказание от Господа Бога. Со временем погорельцы построили новые дома, и улицу уже назвали «Новая слобода». Она существует и в настоящее время.
Прошло много лет, но память об этом поучительном случае передавалась из поколения в поколение. Сейчас мне 82 года, а этот рассказ мне поведала моя родная бабушка, Анна Петровна, Царство ей небесное.