18 марта 2022 года
Имя генерала от инфантерии Бориса Владимировича Полуектова за последнее время стало занимать заметное место в информационном пространстве нашего города. Шутка ли – герой Отечественной войны 1812 года, участник Бородинского сражения! И вдруг – в Сарове. О Полуектове написали большинство местных СМИ и многие столичные. А что мы, жители Сарова, знаем о нем?
Летом 2018 года прошли археологические раскопки перед началом строительства разрушенной в 1954 году церкви Живоносного Источника. Руководил раскопками сотрудник Института археологии РАН Сергей Иванович Милованов.
По рассказам археологов, могила Полуектовых была обнаружена довольно случайно. Это захоронение не входило в первоначально запланированный периметр котлована. Но как это часто бывает, строители решили немного отойти от плана и сделать котлован чуть-чуть пошире. Тут то они и наткнулись на очередное захоронение, а археологам пришлось делать прирезку к раскопу.
Захороненных в склепе оказалось двое – мужчина и женщина, причем мужчина был похоронен в военной форме. Идентифицировать их удалось благодаря золотым обручальным кольцам, на которых были выгравированы надписи: у мужчины «Л. Ф. К. Г. Б. В. П. ноября 4 дня 1817» и «Б. В. П. Л. Ф. К. Г. ноября 4 дня 1817» у женщины.
Надписи расшифровали как «Любовь Федоровна княжна Гагарина [и] Борис Владимирович Полуектов», 4 ноября 1817 года – день их венчания; на женском кольце инициалы шли в обратном порядке.
У стен двух соборов внутри монастыря до конца XIX века хоронили, как правило, настоятелей, известных монахов и выдающихся благотворителей. Существует и давно известен краеведам перечень таких захоронений, составленный в 1870 году. В этом списке значатся 22 захоронения, сличение списка с инициалами на обручальных кольцах позволило уверенно утверждать, что найдена могила Полуектовых.
В вышеупомянутом списке людей с этой фамилией трое: Владимир Борисович Полуектов (18 августа 1739 – 4 мая 1813); Борис Владимирович Полуектов (1 июля 1779 – 6 октября 1843) и Любовь Федоровна Полуектова, урожденная княжна Гагарина (ум. 21 апреля 1862).
К сожалению, в то время, когда в руки саровским краеведам попал этот документ, ни у кого из них не возникло желания покопаться, чтобы выяснить, кто эти люди. Выяснение связи Сарова с героем войны 1812 года было отложено на потом.
Фамилия Полуектов звучит необычно. Происходит она от греческого имени Полиевкт, включенного в русские святцы. (Лично мне всегда вспоминается бормотание ученого кота в бессмертном произведении братьев Стругацких: «В некотором было царстве, в некотором государстве жил-был царь, по имени... мнэ-э... Ну, в конце в концов неважно. Скажем, мнэ-э... Полуэкт...»).
Современные носители этой редкой фамилии предпочитают написание Полуэктов, но в саровском «Описании памятников» фамилия написана через е, видимо, так было написано на самих памятниках. (В старых документах встречается также написание Полуехтов).
А вот что написано в «Описании Сатисо-градо-Саровской пустыни» 1866 года:
«По отдаленности от губернского и уездных городов, богатых и знаменитых людей в Саровской пустыни погребаемо было не много. Кроме настоятелей и братии монастыря, против алтаря теплого Собора (церковь Живоносного Источника – А.П.) похоронены: Бригадир Василий Яковлевич Левашев, Владимир Борисович Полуехтов и госпожа княгиня Мария Иванова Енгалычева, над которыми любовь и усердие родственников воздвигли богатые мраморные памятники с приличными надписями в незабвенную их память».
Мраморный памятник над могилой Полуектовых, конечно, не сохранился. Что же связывало Полуектова с Саровом?
Ответ на вопрос становится понятен, когда мы узнаем, что матерью генерала была Екатерина Ивановна, урожденная Аргамакова.
О связи старого рода Аргамаковых с историей Саровской пустыни писалось неоднократно. Фамилия Аргамаковых известна среди дворян Арзамасского уезда с XVII века. Заметный след в истории оставил стольник Михаил Михайлович Аргамаков, он был одним из крупнейших землевладельцав уезда, его даже называли «первым помещиком в Арзамасе». Оставил этот человек след в истории основания Саровской пустыни — с согласия его и его управляющего первоначальнику Иоанну было дано разрешение на отвод земли под строительство монастыря. К концу царствования Петра I М. М. Аргамаков носил звания обер-квартирмейстера и обер-кригскомиссара. Среди владений Аргамаковых были села Успенское (сейчас в Первомайском районе), Шатки (райцентр), деревня Хозино, село Смолино (было в Дивеевском районе).
Сестра матери генерала Анна Ивановна Аргамакова (не выходившая замуж, годы ее жизни 1753 — 1806) считается одной из выдающихся саровских благотворительниц. Она числится среди вкладчиков, на деньги которых построена саровская колокольня, до сих пор украшающая город. Была вкладчицей Саровской пустыни и мать Анны и Екатерины — Еванфия Ивановна Аргамакова (урожденная Станкевич).
Связь Анны Ивановны Аргамаковой с Саровом, возможно, была еще более тесной. Согласно предположению писателя Г. Шторма, изложенному в книге «Потаенный Радищев», именно Анна Ивановна, вместе с казначеем монастыря Киприаном, прятали у себя рукопись книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» во время ссылки писателя. (А. Н. Радищев был двоюродным племянником Анны Ивановны).
В монастырской книге с записями пожертвований хлеба в монастырь за 1791 год читаем: «От Ефании Ивановны Аргамаковой крупы гречи 10» [четвертей] (четверть – мера объема, равняется примерно 120 кг зерна). И там же: «от бригадира Владимира Борисовича Полуэктова крупы гречневой 10, овса – 50» [четвертей].
Возможно, именно по примеру Еванфии Ивановны ее зять В. Б. Полуектов стал жертвовать в Саровскую пустынь. Судя по «Описанию исторических памятников» Владимир Борисович – отец генерала – и сам был похоронен в Сарове, в подтверждение этого приведем запись из монастырского документа: «Владимир Борисович Полуэктов, бригадир в Арзамасе, погребен 9 числа [мая 1813 г.] в Саровской пустыне. Он многие лета был благодетелем обители.» Могила В. Б. Полуектова остается пока не найденной.
Отмечена среди благотворителей монастыря и мать генерала. В 1-м издании 1804 года книги иеромонаха Маркеллина «Краткое историческое описание Саровской пустыни» указаны «Благодействующие ризницею и церковными Святыми вещми: Еванфия Ивановна и дщери ея, девица Анна Ивановна Аргамакова и Екатерина Ивановна Полуехтова».
Прямых свидетельств благотворительности самого генерала Б. В. Полуектова мы не нашли, но то, что он, как и его отец, был похоронен у стены монастырской церкви Живоносного Источника, говорит о том, что идущая с XVIII века семейная традиция помощи монастырю вряд ли прерывалась.
О том, что связи семьи Полуэктовых с Саровом были многочисленны, говорят и документы, которые мы приведем ниже:
«2 мая 1907 года. Его высокопреподобию настоятелю Саровской обители Игумену Иерофею От Настоятельницы Московского Никитского девичьего монастыря Игуменьи Паисии. При вверенном моему управлению Московской девичьем Никитском девичьем монастыре в 35 верстах от г. Москвы имеется хутор. Здесь, я, вскоре после прославления Преподобного Серафима Саровского Чудотворца и открытия его Св. мощей, приступила к постройке храма в честь новоявленного Угодника Божия и при помощи благотворителей храм, посвященный Преподобному Серафиму, нами скоро был закончен. 18 марта сего года нашлись такие благотворители, которые пожертвовали в этот вновь построенный храм часть того камня, на котором Преподобный молился 1000 дней и ночей. Сей драгоценной для нас жертве словесно пояснили, что этот камень в 40-х годах прошлого столетия был дан камергеру Высочайшего Двора Генералу Полуэктову за его щедрое пожертвование на сооружение храма Саровской пустыни ее братией. Впоследствии генерал Полуэктов поступил в число братии Сарова и окончил жизнь иноком. А св. камень до настоящего времени находился в роду Полуэктовых в Сергиевском посаде, откуда нами и был получен.
По требованию Его Высокопреосвященства Московского митрополита Владимира я должна представить точное подтверждение всей вышеизложенной истории находящегося поныне у нас св. камня. Но так как он получен из вверенной Вам обители, то я нижайше прошу Вас не откажите прислать нам какие либо данные: т. е. записи или по крайней мере свидетельские показания, которые могут подтвердить всю вышеизложенную историю св. камня, бывшего некогда в руках Полуэктовых. При этом повторяю, что эти сведения необходимо мне представить митрополиту, посему нельзя ли выразить все в виде формального удостоверения за вашей подписью и приложением монастырской печати».
Ответ игумена Иерофея:
«21 мая 1907 года. Историю камня изложенную Вами в отношении от 2 мая не могу ни подтвердить ни отрицать. Фамилия Полуэктовых нам известна с 1880-х годов, когда при игумене Иосифе привезено было в обитель и погребено здесь тело усопшего раба Божьего Феодора по его собственному завещанию и к чугунной плите его могилы положена следующая надпись: «Здесь погребено тело усопшего раба Божия, Действительного статского советника Федора Гавриловича Полуэктова и разных орденов Кавалера, скончавшегося в Москве 1863 года 24 декабря на 62 году рождения своего. Других каких-либо сведений о генерале Полуэктове и о камне пожертвованном ... не имеется».
О каких (каком) Полуэктовых идет речь в этой переписке, непонятно. Также неизвестно нам, в каких родственных отношениях находится Ф. Г. Полуэктов с упомянутыми выше Полуектовыми. Странно, что игумен Иерофей (или его помощник, готовивший ответ на письмо) написал, что фамилия Полуэктовых известна в Сарове лишь с 1880-х годов, тем более что памятники с этой фамилией уже несколько десятилетий как находились в монастыре. В этой переписке все очень странно, одно пострижение генерала Полуэктова в монахи чего стоит. И еще — в Сарове, получается, была могила еще одного Полуэктова – Федора Гавриловича. А может быть, это вообще другие Полуэктовы, в отличие от наших Полуектовых, и игумену Иерофею это было хорошо известно.
Что же касается биографии и военной карьеры генерала Б. В. Полуектова, то никаких документов на этот счет в нашем распоряжении нет. Есть статья о нем в Википедии, где перечислено, в каких сражениях и кампаниях он принимал участие. Портрет генерала кисти Д. Доу украшает Военную галерею 1812 года в Эрмитаже.
Не могу не остановиться на некоторых деталях. В который раз убеждаюсь, что все российское дворянство было друг с другом в родстве. Судите сами: при внимательном рассмотрении генерал Б. В. Полуектов оказался троюродным братом писателя А. Н. Радищева, а для другого писателя – А. С. Грибоедова – он был двоюродным дядей (бабушка Грибоедова Мария Ивановна Аргамакова была сестрой матери Полуектова)! (Говорят, что Александр Сергеевич скрывал свое родство с опальным Радищевым, но через 200 лет мы всех выведем на чистую воду!)
Обретение честных останков генерала Полуектова было решено отметить на уровне значительно выше местного. 30 марта 2019 года состоялся приезд в Саров директора Института археологии академика Н. А. Макарова, ведь именно сотрудникам этого института принадлежит честь явить городу и миру позабытого героя. Состоялась конференция в Доме ученых (в присутствии губернатора и других важных персон), посвященная этому событию.
А. М. Подурец, член исторического общества «Саровская пустынь», источник — https://vk.com/sarovskaja_pust
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна