3 июня 2016 года
Жестокое время — война, а для детей оно тяжелее вдвойне. Хочу рассказать о моем близком человеке — Валентине Павловне Арсеньевой, которая хлебнула горюшка сполна, но не сломалась и осталась светлым и мужественным человеком.
Вале было всего девять лет, когда началась война. Ее большая дружная семья жила на Украине. Отец сразу ушел на фронт, и семья его больше никогда не видела.
Немцы вошли в село и всех жителей от мала до велика согнали в райцентр, погрузили в вагоны-теплушки и увезли в Германию. Там Валю разлучили с матерью, братьями и сестрами. Что с ними стало, она не знает. Сама Валентина попала в концлагерь для детей. Это время потом ей было страшно вспоминать. В концлагере к детям часто приходили врачи и брали у них кровь для раненых немецких солдат. Она показывала мне согнутую руку со страшным шрамом-пятном на месте выжженного номера на предплечье. Маленькие дети очень голодали, многие умерли. Сколько раз у Валентины брали кровь, она не помнит. Ее спасло чудо.
Иногда местные жители, немцы, приходили к колючей проволоке концлагеря и, жалея детей, совали им через отверстия то морковку, то луковку, то картофелину. Однажды Валю увидела немецкая семья, в которой от какой-то болезни умерла единственная дочь. Валентина была очень похожа на нее внешне и такого же возраста. Эти люди сжалились над девочкой и выкупили ее у охраны за продукты. Валя оказалась в немецкой семье работницей. Она готовила, стирала, убирала, делала все, что скажут. Эти люди не обижали ребенка, кормили. Девочка выучила немецкий язык, прекрасно научилась готовить блюда немецкой кухни. Она осталась жива!
Через несколько лет пришли американцы и все узнали, что война закончилась. Победа! Ребенку предлагали остаться в немецкой семье, но она решила вернуться на Родину и найти своих родных. Теперь опять в вагонах-теплушках через всю страну Валентину привезли в детский дом в Магаданской области. Он так же стал настоящим испытанием для ребенка, страшный голод убил половину детей в нем. Валя решила сбежать оттуда. С молодым местным парнем она устроила побег, вышла за него замуж, родилась первая дочь Люба-Света (по паспорту Светлана, а дома ее все звали Люба).
В Сибири все мужчины — охотники. Ее муж с родным братом пошли на медведя, засели в в кустах, с разных сторон. Договорились, что по сигналу, когда зверь выйдет, будут стрелять. Кусты зашевелились, и случайно один брат убил другого. Валентина стала вдовой, опять вышла замуж, родились подряд еще четверо детей. В 25 лет у нее было уже пятеро детей. Но опять молодую женщину постигло несчастье — погиб муж.
Они жили на Колыме, где много золотых приисков. Валентина работала на одном из них. Когда она осталась вдовой с пятью детьми на руках, самому младшему из них тогда было пять лет. Чтобы выжить, рабочие намытое золото продавали. Валентина с младшим сыном Колей ездила в Москву продавать золотой песок иностранцам. Так продолжалось некоторое время, но однажды ее арестовали в гостинице «Космос». Маленького Колю в вагоне с заключенными через всю страну перевезли в Магадан, а Валентину за контрабанду осудили на 25 лет. Старшая дочь Люба-Света заменила детям мать.
Как они выжили? Рассказывали, что ходили просить милостыню, нанимались в работники за гроши, продавали из дома вещи. От мамы осталась хорошая швейная машинка «Зингер», очень дорогая вещь по тем временам, ее обменяли самой последней на мешок картошки. Валентина Павловна отсидела в тюрьме пять долгих лет. По ее просьбе наказание было заменено на условное, так как дети остались одни. Поселиться с семьей приказано было на 101-м км от Москвы, в г. Покров Владимирской области. Валентина была необыкновенная женщина, и она снова вышла замуж за вдовца, у которого было двое своих маленьких детей.
Когда я попала в эту большую дружную семью, первое время было недоумение, кто кому кем приходится. Много народа, дни рождения — круглый год, с трудом запоминала имена внуков и правнуков. Часто в доме гостил священник — о. Авель, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Валентина Павловна регулярно жертвовала на храм деньги. Сейчас я с теплотой вспоминаю усопшую рабу Божию Валентину — великую труженицу, ее сложную жизнь, большую семью. Одну она потеряла во время войны, но построила вновь и наполнила ее любовью. Меня всегда поражало, откуда у этой больной женщины, после концлагеря, столько энергии и радости жизни. Она была оплотом семьи. Царство Небесное рабе Божией Балентине.
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна