29 января 2013 года
«Собор-то какой у нас будет! Диво!.. Куда лучше Саровского и будут они нам завидовать!» - говаривал преподобный Серафим о будущем Троицком соборе Дивеевского монастыря.
Строили его по сегодняшним меркам долго – целых десять лет, а сколько времени ушло на отделку здания, никто и не считал. День освящения совпал с праздником иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской — 28 июля. Именно в честь этой иконы и хотели освятить этот собор, но владыка определил его во славу Живоначальной и Животворящей Троицы. Сохранилась легенда: при воздвижении креста в 1874 году над его вершиной вились три белых голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги… Перед иконами горели бы лампады, в храме молились бы о спасении душ православных, если бы не революция и не пресловутый ленинский декрет «Об отделении Церкви от государства». Скинуты кресты, в храме – склад и лишь через шестьдесят лет власть мирская позволила православным людям восстановить знаменитый во всем мире собор.
Величественный, монументальный, со скромными маковками-шлемами без привычной позолоты, которые венчают золоченые кресты, сработанные в ядерном центре в конце 1989 года…
Cделали, да и забыли. Никому и в голову тогда не пришло записать хотя бы имена людей, трудившихся над крестами. Не до этого было: перестроечные годы, развал Союза, задержки зарплат.
- Это так давно было, что я уж сейчас и не вспомню, - разводит руками Юрий Викторович Макаров, начальник цеха 2105 завода ВНИИЭФ, на глазах у которого больше двадцати лет назад и происходили эти работы.
Лицом к Церкви
Сегодня разве только специалисты по истории Дивеевского монастыря помнят о том, что именно в октябре 1989 года истерзанный Троицкий собор передали церковной общине.
- Тогда государство повернулось лицом к Церкви, - вспоминает начальник технологического бюро завода ВНИИЭФ Евгений Терентьев, - от игуменьи пришло письмо на имя руководства Института с просьбой о помощи в изготовлении крестов для куполов этого храма, а его перенаправили на наш завод. Нас людей, не читавших церковных книг, очень поразила ее речь, обращения к Богу. Все было в диковинку: и подпись игуменьи, и печать с крестами.
Это только с виду православный крест прост: палка да пара перекладин. А разработка деталей, а украшения, а проведение расчетов, чтобы на огромной высоте все смотрелось просто и красиво? Всей этой работой занимались сотрудники цеха 2186. А один из непосредственных изготовителей деталей, оператор станков числовым программным управлением Алексей Александрович Потехин, работает до сих пор.
- Монахини определили размеры и форму будущих крестов, нарисовал их эскиз, а деталировку и прочее разрабатывали заводские конструкторы на основе их эскизов. Нам ведь были нужны геометрические размеры, - поясняет Евгений Владимирович.
Быстро и качественно
Из цеха 2186 заготовки будущих крестов поступили в цех 2105 на сборку и сварку.
- Людей в нашем цехе, помнящих, как это происходило, с каждым годом становится все меньше и меньше. Кто-то на пенсию вышел, а кто-то уже в ином мире. По воспоминаниям людей, цехом в то время руководил Борис Федорович Сычков, над технологией сварки работали два опытнейших технолога – Тамара Илларионовна Хомуева и Иван Семенович Долин. Предположительно непосредственной сваркой тех изделий занимались сварщик Виктор Иванович Минейчев и слесарь Александр Дмитриевич Матвиевский.
Осеняя себя крестным знамением, глядя на золоченые купольные кресты, меньше всего задумываешься о том, из чего они сделаны. Да и по большому счету кому это важно? Пожалуй, только мастерам. Они-то и рассказали, что кресты на главном соборе Серафимо-Дивеевского монастыря изготовлены из самого обыкновенного алюминия: «Кресты на куполах должны были быть довольно легкими и при этом прочными. Сталь - тяжелая, дерево – долго не живет, металл – ржавеет. Крест изначально был предназначен для покрытия сусальным золотом, толщина которого - микроны, малейшая неровность – порвется. Вот и полировали слесаря кресты вручную шкуркой и другими приспособлениями. Говорят, работу принимал не только руководитель цеха, но и те мастера, которым предстояло кресты золотить».
Кресты специалисты института мастерили впервые. Вроде бы ничего заумного – листы алюминия складывались подобно коробкам и заваривались, а проблемы все равно были. Например, высота главного креста порядка четырех метров, тех, что поменьше, около трех метров, и вес под сто килограммов. По технологии после сварки их необходимо обжигать, а печей таких огромных нет, пришлось кресты специально нагревать, чтобы снять внутреннее напряжение, из-за которого в будущем могли лопнуть швы.
О вере
- Начало девяностых годов прошлого века – время для Православной Церкви знаменательное возрождением православных монастырей, общин, одна из которых появилась и в нашем городе. А были ли среди людей, создававших те кресты, воцерковленные? Внутри «колючки» храмов не было, но в Арзамасе, до которого рукой подать, как минимум один собор не закрывался, - поинтересовался наш корреспондент у Юрия Викторовича.
- Такие люди были всегда, но долгое время об этом нужно было молчать. Не могу поименно назвать, кто из них был с крестом на шее. Но я сам крещеный и крест ношу, но истинно верующим назвать себя не могу. На мой взгляд, больше половины граждан нашей страны в таком состоянии прибывает.
Под сенью радуги
Из уст в уста передается предание о том, как весной 1990 года «при сияющей радуге на главный купол Троицкого собора был водружен православный крест». Богослужения в соборе возобновились в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы 31 марта 1990 года, когда был заново освящен главный придел.
С тех прошло двадцать три года, а те кресты, изготовленные саровскими мастерами, и сегодня – как новые!
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна