20 мая 2025 года
«Саровские пещеры: вопросов больше, чем ответов» - под таким названием 15 мая в духовно-научном центре Саровского монастыря прошла новая, девятая по счету встреча из цикла «Исторические беседы».
В зал пришли те, кому интересна история нашего города, небезразлично его прошлое и будущее. Беседа собрала горожан всех возрастов. Сотрудник ВНИИЭФ Алексей Подурец - историк, писатель, кандидат физико-математических наук, член исторического объединения «Саровская пустынь» - поделился не только своими знаниями и впечатлениями, но и архивными фотографиями.
Самое старое, что есть в монастыре
Как признался краевед, эта тема дорога его сердцу. «У каждого народа есть свой эпос, и у нашей народности под названием «Саровская пустынь» тоже, об этом мы сегодня и поговорим», - пошутил он.
В самом начале беседы Алексей Михайлович поделился соображениями, почему стали возникать пещерные храмы и отчего в них уединялись монахи. По словам историка, эта тема пока не очень исследована.
Вообще, пещеры играли большую роль в развитии христианства, на территории нашей страны они появились довольно давно. Самые географически близкие к Сарову – Сканов монастырь в Наровчатском районе Пензенской области и Дивногорье Лискинского района Воронежской области.
Алексей Подурец: «Молитва, контроль внутреннего состояния все-таки отличаются в обычной жизни и в таких местах. Когда мы только открыли саровские пещеры, двое из нас решили там переночевать и потом рассказали, что через некоторое время, как разложили спальники и выключили фонарики, они стали друг друга видеть, видеть стены. Хотя в пещеры ни один луч света не проникает. Мы, как люди материалистические, знаем, что мозг не может существовать без сигналов и в их отсутствии начинает сам их генерировать. А у человека XVII века не было научного подхода, в пещерах человек по-другому воспринимал мир. Монахи стремились к уединению, и пещеры этому способствовали. И этот экспериментальный факт, который на себе проверили наши товарищи, приводит к пониманию, почему уходили в пещеры».
У нас копать пещеры начал первоначальник Иоанн, который описал это событие в житии монахов. Примером послужили пещеры Киево-Печерского монастыря.
О том, как копались пещеры, ничего не известно, в отличие от истории возведения надземных монастырских зданий. Пещеры - это самое старинное, что есть в нашем монастыре: их начали копать в 1692-м (по другому источнику - в 1691-м) году. Вначале существовало две пещеры, которые затем соединили ходами. Почему-то долго не разрешали освящать подземный храм, помогло только обращение к сестрам Петра I Марии и Феодосии. С тех пор церковь почти не изменилась - ее длина 9 метров, ширина - 6 м, в ней четыре столба - части оставленной породы, шириной больше метра. После окончания постройки пещер почему-то на 50 лет никаких упоминаний о них в источниках нет.
Алексей Подурец: «Владимирский архиепископ Иероним, приехав освящать Успенский собор, принял решение восстановить пещеры. Известно, что отец Александра Николаевича Радищева, Николай Афанасьевич, помещик Пензенской губернии, согласился на предложение Иеронима пожертвовать средства для восстановления».
Сохранился чертеж реконструкторов, где видно, что в пещерах после восстановления появились вентиляционные шахты и ходы. Есть два плана того времени, один хранится в Саранске, другой – в Москве. Интересно, что на них обозначено место для гроба первоначальника Иоанна, который он для себя приготовил. Однако его желанию сбыться было не суждено (Иоанн скончался в темнице в Санкт-Петербурге, куда был брошен по доносу, – авт.).
Еще один план был найден в записках одного из монахов. Удивительно, что ходы в нем подписаны, как улицы, и их было девять. В 1802 году был создан довольно точный план расположения пещерных ходов и келий, и в нем есть несколько выходов на поверхность, но в дальнейшем, когда в конце прошлого века начали изучать пещеры, их не нашли.
Не ступала нога человека
Алексей Подурец: «Мы знали, что пещеры есть, стали коллекционировать легенды, искать очевидцев, кто мог указать, где был вход. Старожилы пытались нам его показать, причем указывали по-разному, с разбросом в метров двести. Пока не пришел Лев Сергеевич Русин и не сказал, что точно помнит место. Он сам взял лопату, и мы приступили к работам (это была весна 1992 года, – авт.). Стоял июль, мы проводили на раскопках все вечера и в итоге в том месте, где Лев Сергеевич показал, докопались до земли - но входа не было. Стали копать рядом и через несколько дней увидели вход. Сначала в пещеры вошла пара человек, потом пошли все. Где-то были завалы. На стене у церкви была надпись о ее освящении. На полу лежал тонкий слой доломитовой муки, было даже жалко на него наступать. И воздух был идеально чистый».
В пещеры много лет не ступала нога человека. Поскольку все стены были в копоти, на них хорошо выделялись «граффити», появившиеся с 1947 года, и последняя дата - 3 апреля 1956 года - значит, с этого времени более 30 лет в них никто не проникал.
Как признался историк, все краеведы были счастливы сделать такой подарок городу. Однако город не был готов его воспринять: пещеры были открыты, и туда хлынул народ, после чего они стали превращаться в тусовочное место «юных спелеологов». Установленная администрацией стальная дверь легко отжималась ломом, и подростки этим пользовались.
Поэтому мы решили опять засыпать вход «до лучших времен», а спустя полгода случилась авария, которая привела к открытию дополнительных ходов. В декабре 1992 года на Монастырской площади провалился асфальт. Перекрыли движение, краеведам удалось спуститься в провал и немного пройти по ходу. Интересно, что этот ход был ближе к поверхности (на глубине 5-6 м), а не 8-10, как остальные, и у него не было закопченных сводов - то есть здесь не ходили с факелами. Провал, к сожалению, быстро засыпали землей и щебенкой, а сверху пролили водой, что привело потом к печальным последствиям для пещер.
Реставрационные работы начались через три года, летом 1995-го. Тогда стало видно, какой ущерб нанесла пещерам авария.
Алексей Подурец: «Стерильность воздуха пропала, появился неприятный запах, по некоторым ходам уже нельзя было ходить. Антон Маслов вместе с проектировщиком составил план, который мы показали реставраторам, и он им пригодился». Сейчас все стены в пещерах очищены, надписи счищены, пещеры, можно сказать, «облагорожены».
«Пещерные» легенды и были
Я, как коренная саровчанка, слышала много легенд вокруг наших пещер. Одни гласили, что некий тайный подземный ход от них шел чуть не до Дивеева и соединял женский и мужской монастыри. По другим легендам в пещерах и люди пропадали, и клады зарывали, и призраки бродили. В детстве мне даже самой хотелось вход туда отыскать. Про эти же легенды, сопровождающие многие истории о пещерах, рассказал и Алексей Михайлович. В пещеры также проникали подростки и «наскальной клинописью» пытались запечатлеть память о себе.
Константин Ткачев, активный участник объединения «Саровская пустынь», дополнил рассказ Алексея Михайловича некоторыми впечатлениями от «граффити» пещер, которые касались культуры общества в целом. В частности, краевед заметил, что на надписях, оставленных людьми в разное время, до 90-х годов прошлого века нет ни одного нецензурного слова, хотя лазали в них далеко не самые примерные подростки. Но культура общения была другая.
Также про надписи говорила и Елена Мавлиханова, которая однажды увидела текст, сохранившийся с позапрошлого века, написанный карандашом! Его удалось сфотографировать до того, как стены очистили. Еще она поведала об одной интересной находке: надпись наверху оставлена отцом и соответствует написанию букв того времени, а под ней расписался сын - его манера написания букв уже более современная.
От себя добавлю: я была в пещерах два раза с разницей в несколько лет и почему-то в свое первое посещение не обратила внимание на необычный иконостас подземного храма во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских - металлический с керамическими иконами. Хотя о нем потом даже в сценарии анимационного мультфильма, снятого Саровской православной гимназией, писала – так он позже меня впечатлил. Но зато хорошо помню вопросы, которые у меня возникли во время этих спусков: каким надо обладать мужеством, какой силой веры и духа, чтобы жить под землей в таких архиспартанских условиях? Практически без света, в холоде (отправляясь в пещеры, одевайтесь тепло, какая бы погода ни была на поверхности), без общения, со скудной пищей. Здесь как нигде понимаешь величину подвига монашеской жизни.
Хотелось, чтобы на такие беседы обратило внимание больше молодых саровчан, ведь они реально интересны и познавательны.
Инесса Шевцова, источник https://ngsarov.ru/ru/node/21368
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна