29 октября 2019 года
Духовное воспитание детей в прежние столетия начиналось, можно сказать, с рождения – ведь уже колыбельные, баюкательные песни, которые пела мама засыпающему ребенку, содержали начальные знания о вере, нравственные правила и даже жизненные установки. Чему учили такие песни, и что случилось с колыбельными сейчас?
Усыпление младенца с помощью песни – одна из самых древних традиций, существующая до сих пор во многих странах мира. Память народная сохраняла и передавала материнские песни из поколения в поколение. Такие произведения у русского народа называются колыбельными, баюкальными песнями, баюшками, байками. Они исполнялись на ночь или в периодах между бодрствованием (днем) и сном ребенка.
Байки, скорее, не пелись, а сказывались, причитывались. Для них характерны ласковые интонации; тихо, однообразно (монотонно) и плавно звучащий напев; простая, без резких скачков и контрастов мелодия, повторяющаяся много раз; медленное спокойное движение. Наиболее часто употребляемые в баюшках слова – «бай» и «люли».
Колыбельные входят в сокровищницу музыкального фольклора русского народа. Фольклор – слово английское, переводится как «народная мудрость». Значит, и колыбельные песни содержат в себе накопленную веками мудрость народную. Об этом писал А.Н. Радищев: «в русских песнях… найдешь образование души нашего народа». Какая мудрость, заключенная в колыбельной песне, образовывала душу русского человека?
Жизненная философия обнаруживает себя через мировоззренческие установки народа, выявляющие отношение к действительности, миру и человеку с позиции добра и зла. Эти понятия в колыбельных русского народа имеют под собой духовные основания. Мать, желая вырастить доброго человека, через колыбельную песню наставляла свое дитя учиться у самого Создателя:
Спи, пока забот не знаешь,
Баюшки, баю.
Когда будешь ты больша,
Все узнаешь ты тогда,
Баюшки, баю.
Нынче Господу молись,
Уму-разуму учись,
Баюшки, баю.
В церковь Божию ходи
И со всеми мир веди,
Баюшки, баю.
Почитай отца и мать,
Ближних бойся осуждать.
Баюшки, баю.
В чем суть этих родительских наставлений, передаваемых матерью через нежную, ласковую песню? Основное содержание ее составляют Божии заповеди, интерпретированные в народном стиле. Следует отметить здесь первую, пятую, девятую заповеди. В первой заповеди содержится свидетельство Бога о самом себе: «Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене» (перевод: «Я Господь Бог твой: и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня»).
Если анализировать текст вышеприведенной колыбельной через призму первой заповеди, то видно, что в русской семье существовало искреннее, твердое убеждение в существовании Бога, поэтому жизнь выстраивалась согласно христианскому вероисповеданию и традициям, связанным с ним. Мать считала своей прямой обязанностью направить дитя, в первую очередь, на путь духовного совершенствования.
Ребенок с рождения принимался в православный мир людей. В старину после крещения младенца устраивался домашний праздник – крестины. По традиции на этот праздник приглашались люди со всей деревни или со всей улицы в городе. В знатных семьях собирались титулованные гости. Смысл празднования крестин состоял в «усыновлении» нового человека людским сообществом. Собравшийся народ тем самым показывал дитяти: мы с тобой одним миром мазаны, ты теперь наш, мы принимаем тебя в наше общество. Чтобы стать полноправным членом этого доброго мира, малютке нужно было научиться любить Господа всем сердцем, всей душою, всем разумением. Это главное условие и требование мира, предъявляемое младенцу.
В тексте разбираемой нами колыбельной мать учит ребенка со всеми вести мир, имея в виду послания святого апостола Павла: «Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте» (перевод: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми»). В контексте песни под миром понимается, с одной стороны, «отсутствие ссоры, вражды, несогласия», а также «дружба, доброжелательство». С другой – «община, общество крестьян», которая тоже называлась миром. Источник единства, доброделания и доброжелательства русского мира по отношению друг к другу и людям заключался в православном соборном духе. Такая община старалась держаться вместе, как одна семья, ведь здесь пребывал Господь меж людьми.
Подтверждение этой мысли можно найти в многочисленных пословицах, передававшихся крещеным миром из поколения в поколение, из рода в род. Приведем примеры: «Где мир да люди – там Божья благодать», «Что миром положено, так тому и быть» и др.
В тексте анализируемой колыбельной мать предупреждает малыша: «Ближних бойся осуждать», ибо это нарушает этические нормы христианской жизни. Девятая заповедь гласит: «Не послушествуй на друга твоего свидетельства лжи» (перевод: «Не произноси на другого ложного свидетельства»). «Не судите, да не судимы будете», – говорил Христос. Действительно, чтобы судить о ком-либо, надо и самому быть чистым от грехов. Но без греха только Бог – Он и есть единый судья. В русских пословицах мы нашли утверждения, созвучные этим мыслям: «Мир один Бог судит»; «Что мир порядил, то Бог рассудил».
Во многих баюкальных песнях в той или иной интерпретации передается Пятая заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» (перевод: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле»). Приведем дополнительный пример такой песни, чтобы установить закономерность:
Спи-ко, милое дитя,
Богородица дала…
Бабка выводила…
Уму выучила.
Велел Господи водить,
Уму-разуму учить,
Да молитвы читать,
Отца-мать почитать...
Исполнение Пятой заповеди детьми имеет удивительный результат: Господь дает послушному чаду и благоденствие по всем направлениям и долгих лет жизни. Понимая это, любя своего ребенка и желая ему всех благ, родители стремятся научить его послушанию, почтительному отношению к старым людям, авторитетным членам общества, учителям и др. Такое разумение имеет и обратный эффект: родители в старости не будут брошены и забыты, что так часто мы наблюдаем в современном мире.
Раскрывая смысл Пятой заповеди детям, нужно всегда помнить и о том, что Господь всем людям является Отцом. Именно Он определяет всё в этом мире. Поэтому духовное возрастание крещеного человека напрямую связано со знанием, пониманием и исполнением Божественных заповедей. Они дают понять, что есть добро и зло. Это понимание охраняет человека и направляет на путь нравственной жизни: «Слово Божие обладает огромной духоносной силой, оно способно проникнуть всего человека и изменить все его существо, оно обладает великой силой научения».
С рождения ребенка вся семья пыталась помочь новому члену рода установить связь с Господом посредством молитвы и посещения церкви. Эта мысль в разных интерпретациях проводится во многих колыбельных русского народа:
Спи-ко, дитя,
Божья милость на тебя.
Спи да расти, да
Большая вырасти!
Вырастешь большая –
Нарядисся баская.
Пойдешь на Погост
Богу молитьце,
Христу поклонитьца.
В этой колыбельной «погост» означает сельский приход или «церковь, с домами попа и причта, с кладбищем».
Храм – это место единения людей с Господом и друг с другом посредством молитвы, Божественного слова; место таинства, чуда. Через молитву не только устанавливается общение с Богом, но подтверждается любовь человека к Творцу. Святитель Иоанн Златоуст называет человека, который научился беседовать с Богом, ангелом: «Так душа его отрешается от уз плоти, так ум его возвышается и переселяется на небо, так он презирает все житейское, так он становится пред самым престолом царским, хотя бы он был бедным, хотя бы рабом, хотя бы простолюдином, хотя бы неученым. Бог требует не красоты речи и не слов изысканных, но красоты души; и когда она возгласит угодное Ему, то получит все».
Понимая важность молитвы в жизни, мать с колыбели приучала своего ребенка к осознанию необходимости общения с Богом. Часто материнские баюшки напоминали свободную молитву-просьбу:
Спи да расти,
У Бога милости проси.
Лю-лю, лю-лю-лю.
Божья Мать,
Уклади младена спать.
Лю-лю, лю-лю-лю.
Во многих колыбельных содержится образ ангела. Ангелы – вестники Божии, бестелесные и бессмертные духи, одаренные умом и свободной волей. Они совершают небесное служение Богу и участвуют в земной жизни людей, являясь благодетелями, помощниками, наставниками рода человеческого. Невинным ангелом представлялся и крещеный ребенок, ибо он являлся даром и посланником Божиим семье:
Бог тебя дал,
Христос даровал,
Пресвятая похвала
В окошечко подала.
В окошечко подала,
Ванюшенькой назвала.
Бай, да побай,
Поскорей усыпай!
Неслучайно в байках младенец находится в невидимом окружении с Христом и с ангелом:
Спи се с Богом,
Со Христом,
Спи со Христом,
Со ангелом!
Особое значение православные христиане придавали ангелу-хранителю, который с Божьей помощью появляется при крещении человека. Назначение ангела-хранителя – невидимо охранять человека всю его земную жизнь от грехов, оберегать в страшный час смерти, не оставлять и по смерти. Поэтому часто матери обращались в колыбельных с молитвенной просьбой к ангелу-хранителю:
Баюшки, баю!
Сохрани тебя
И помилуй тебя
Ангел твой,
Сохранитель твой.
От всех скорбей,
От всех напастей,
От лома-ломища,
От крови-кровища,
От зло-человека –
Супостателя!
Ключевыми в этой колыбельной были слова «помилуй тебя». Святитель Иоанн Златоуст учил: «Кто сказал: помилуй, тот сделал исповедь и сознал грехи свои, потому что желать помилования свойственно согрешившим. Кто сказал: помилуй мя, тот получил отпущение грехов. Потому что помилованный не наказывается». Поскольку новорожденный не может еще говорить, за него молится мать и просит через ангела-хранителя у Господа помилования за невинные грехи ребенка. А далее перечисляются те факторы, которые могут принести вред младенцу: скорби (т.е. печали, горести, страдания), напасти (т.е. беды, несчастья, злыдни), лом (т.е. перестройка, перемена порядков, устройства жизни), кровь (т.е. насилие), злые люди (т.е. не знающие Бога).
Матери также обращались с молитвой-просьбой к Николаю Чудотворцу – заступнику обиженных, несчастных, бедных, покровителю путешествующих и плавающих; Архангелу Михаилу – защитнику людей; врачевателям и чудотворцам Косьме и Демьяну – покровителям брака, домашнего очага и ремесел:
Умолённое моё,
Ангелы с тобой,
Упрошённое моё.
Все хранители с тобой,
Упросила, умолила я
Все хранители с тобой,
У истинного Христа.
Спас, Микола над тобой,
Бог мне тебя дал,
Спас, Микола в головах –
Да Богородица дала,
Крестна сила на грудях.
Богородица дала,
Михайло Арханьев
Мне пожаловала.
Да со ангелами,
Крошечку мне
Кузьма и Демьян
И малюточку.
Со апостолами –
Они тебя хранят,
Они и милуют.
От болезней, от скорбей,
От тяжких болестей.
Мама в образной форме призывала себе помощников. Большинство добрых помощников мы уже называли – это Богородица, Архангел Михаил, святые угодники Божии – Николай Чудотворец, Косьма и Демьян и, конечно, ангел-хранитель. В этот ряд помощников попадает еще один герой – голубь. Но, как правило, он прилетает не один, а стаей. Голубь – традиционный христианский символ Духа Святого и крещения. В более широком смысле голубь олицетворяет чистую душу.
В колыбельных песнях гулюшки приносили в дом младенца мир, любовь, безмятежность, надежду, спокойствие, радость и богатство:
Баю, баю, баюшки!
Люли, люли, люлюшки!
Прилетели гулюшки,
Они стали гурковать,
Моего Ваню забавлять.
А наш Ваня маленький
Будет в золоте ходить,
Чисто серебро носить...
Гуленьки нежно ворковали свою песенку и усыпляли ей младенца. Неслучайно в народном языке слово «голубить» означало «ласкать, нежить, миловать». Кроме голубей в колыбельных появлялись с теми же добрыми намерениями и другие птичьи персонажи – галки, ласточки, грачи и др.
Как показывает проведенный нами анализ, колыбельные песни можно приравнять к родительскому наставлению, в котором через народные интерпретации передавались основы духовной жизни русского народа. В то же время баюшки являлись носителями общенациональных ценностей.
В прямом понимании слово «ценность» имеет синонимический ряд из слов «важность», «значимость», «польза», «полезность чего-либо». В «Философском словаре» «внешне ценности выступают как свойства предмета или явления», которые обретают свое значение, потому что данный ценностный объект или явление становятся носителями определенных социальных отношений, вовлеченными «в сферу общественного бытия человека». Как правило, ценности устойчивы в группах людей, объединенных по национальному признаку, социальному статусу, вероисповеданию, образу жизни, интересам и взглядам. Такие ценности называются еще общенациональными, так как в них отражены духовные идеалы многочисленной этнической общности.
Раскрывая духовную сущность колыбельных песен, мы, по сути, показали фундаментальную общенациональную ценность русского народа – православное вероисповедание, которое и определяло остальную группу ценностей. Через Православие наши предки воспринимали окружающую действительность, выстраивали образ жизни, поведение и отношение к человеку, обществу, предметам и явлениям. Неслучайно поэтому русский народ называл себя «православным», «крещеным», «христианским» миром. И это еще одна особенность и общенациональная ценность, которую мы назовем русским православным миром, имея в виду общество людей одного религиозного мировоззрения, объединенное традициями, ценностными установками, хозяйственно-бытовым укладом, территорией государства – Руси-России.
Фундаментом и важнейшей ценностью русского православного мира была семья. Она определяла смысложизненные ориентиры, устремления, создавала условия для нравственного и личностного совершенствования ребенка. Холостая, бессемейная жизнь считалась пустой, бессмысленной, безбожной, нелепой. Добрый человек – семейный. Люди говорили: «Жить для себя – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить».
Образ семьи ярко представлен во многих колыбельных песнях:
Баю, баю, зыбаю,
Отец ушел за рыбою,
Мать ушла пеленки мыть,
Дедушка – дрова рубить,
А бабушка – уху варить,
Тебя, Машенька, кормить.
Эта баюшка – пример состава русской семьи, куда входили три поколения родственников. У каждого члена этой семьи есть свое дело, даже у того, кто поет колыбельную. Скорее всего, это брат или сестра младенца. На это указывают и песни с подобным текстом. Вся семья здесь заботится друг о друге, равно разделив между собой труд, нацеленный, с одной стороны, на выживание всех членов этой группы, с другой – на создание условий для полноценного физического развития детей. Из текста понятно, что представленная семья – добрая, дружная, а члены этой родственной общины взаимно уважают друг друга.
Добрые семьи в русских колыбельных представлены большими, многодетными:
Баюшки, баю, баю,
Ой, люлю, люлю, люлю, люлю,
Живет барин на краю.
Он не скуден, не богат,
Много у него ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашу масляну едят.
Каша масляная,
Ложка крашеная,
Масло льется, ложка гнется
Душа радуется.
В русских пословицах утверждалось: «У кого детей много, тот не забыт от Бога». Эта пословица созвучна ранее упомянутой идее о том, что дети – дар Божий. Бездетность воспринималась Божиим наказанием и величайшим человеческим несчастьем: «У кого детей нет – во грехе живет». Чтобы искупить грехи, брали в семью приемного ребенка. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что общенациональной ценностью были и остаются дети.
Представление о добре у русского народа было связано с трудом, который считался богоугодным делом и великой ценностью: «Без труда нет добра», «Добрые люди день начинают работой». Добрый человек обязан трудиться, потому что «Бог труды любит». Многие колыбельные песни были направлены на становление личности ребенка как трудового человека, которого на Руси еще называли трудником, тружеником. В то же время так именовал народ подвижников Православной Церкви.
Поэтические тексты крестьянских (почти христианских) баек содержали перечисление тех дел, которыми он должен быть занят. Но на первом месте стояло дело служения Богу:
Баюшки, баю!
Будешь трудницок,
Будешь работницок,
Во чистом поле – пахорец,
Под окошком – сикорец,
В зелёных лужках – сенокосницек.
Трудовой характер русского человека воспитывался с пеленок в крестьянской семье. Уже в колыбельных закладывалось представление о том месте, которое должен будет занять младенец в будущем, а также о выполнении определенного труда, которому могут научить его родители:
Баю-бай! Баю-бай!
Рыбка семга, приплывай,
Рыбка семга, приплывай,
Олексейку поджидай.
Олексейка подрастет,
С татой на море пойдет,
Станет рыбку ловить,
Станет Машу кормить...
В колыбельных подчеркивается, что ребенок должен будет неукоснительно выполнять Пятую Божию заповедь, заключающуюся в том числе и в продолжении дела отца и матери и достойной замене их в будущем:
Бай, побаюшки,
Спи-тко, теплая сугрева,
Отцу-матери замена;
Вырастешь большой —
Будешь хороший да баской,
Станешь в людушки ходить,
Станешь денежки носить,
Станешь работку работать,
Станешь пашенку пахать.
Интересно, что сон младенца русским народом воспринимался как первый труд:
Спи, спи, не ленись!
Сосни – пробудись!
Баюшки, баю,
Люлюшки, люлю!
Сон для малыша – это и первое в его жизни послушание, с которого начинается путь духовного формирования доброго христианина. Если же ребенок не выполнял добросовестно эту «работу», мать с помощью злых героев колыбельной указывала на последствия – его мог забрать страшный бука, утащить волк и т.д. Опасность исходила и от неизвестного старика, называемого по-разному: Бабай, Мамай, старый старичок. В фольклорных творениях старика в высшей степени почитают как главу семейства, рода, а также за знания, опыт. В то же время стариков боялись, потому что верили, что они обладают неким «магическим» знанием.
Ну, баю, баю!
Баю дитятку мою!
Придет старый старичок,
Хворостинкой посечет;
Он за то посечет,
Что ты мало ночью спишь,
По ночам всегда кричишь!
В приведенной колыбельной ясно показывается, что за ослушание матери ребенок будет наказан. Но это наказание, как правило, исходило не от родителей, а опосредованно, от посторонних героев, которые как бы «восстанавливают справедливость» и спокойствие в семье. Поэтому часто продолжением подобных колыбельных были тексты, где говорилось, что родные никогда не допустят постороннего вмешательства в семейные дела и не отдадут малютку никому. Такая позиция удачно раскрывала детям образы родного дома, в котором находишься под охраной и защитой близких, родителей, любящих и желающих добра своим чадам.
Остановимся на байках, где страшным злым героем был волк:
А баю, баю, баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток;
Там птички поют –
Тебе спать не дадут.
Согласно славянской языческой мифологии, волка слепил из глины или вытесал из дерева дьявол. В то же время это животное воспринимали как «посланца иного, потустороннего мира» (как Божьего, так и загробного и демонического)». Он появляется в таких байках, где ребенок не выполняет Божиих заповедей. Наказанием за это является похищение малютки из мира добрых людей, переход в иную реальность, где живут животные и птицы, не знающие Господа. Поэтому некоторые колыбельные оканчивались для младенца, не слушавшего своих родителей, весьма печально – его ждала духовная и физическая смерть. Следовательно, подразумевалось в колыбельной, ребенок должен стараться быть послушным, почитать отца и мать, повиноваться и помогать им – в этом залог долгой, спокойной и счастливой жизни.
Анализ содержания текстов колыбельных песен позволил нам выделить и обосновать общенациональные ценности русского народа: православное вероисповедание, русский православный мир, семья, дети, труд. Ненавязчиво, через сердечную песню родители наставляли своих чад к добру, к усвоению его установок и ценностей.
Колыбельную песню в старину могла сочинить любая женщина-мать. Этот феномен легко объясняется, во-первых, самим бытованием народной песни – изустным, то есть передаваемым из уст в уста через память народную, ведь в памяти человека сохраняются яркие впечатления детства, среди них – материнские песни. Во-вторых, он объясняется сложившимися традициями народной жизни русского народа, одной их которых было пение песен для укачивания грудного ребенка. В-третьих, байки можно считать одним из мощнейших средств воспитания, когда на уровне бессознательного закладывалась информация о добре и зле, жизненных и духовных ценностях, вероисповедании, законах нравственности, принятых в русском православном мире. Народ это понимал и старался воспользоваться каждым моментом детства, чтобы воспитать дитя. Можно утверждать, что данный подход стал одним из принципов воспитания. Народная мудрость гласит: «Воспитывай дитя, пока оно поперек лавки умещается». В-четвертых, для исполнения колыбельной песни не требовалось особого умения. Достаточно было даже не петь, а напевать, что способен делать любой человек.
Исходя из всего этого, мы решили провести эксперимент, суть которого заключалась в сочинении школьниками колыбельной своему будущему ребенку. В этом эксперименте участвовали девятиклассники. При проведении эксперимента выявился формализм, отсутствие фантазии у 75% школьников. По сути, две трети ребят назвали собственными колыбельными тексты, списанные из интернета! Мы проверили каждую байку, впечатав начало каждой в поисковую строку «Яндекса». Народные тексты колыбельных никто не использовал – дети находили современные слова малоизвестных авторов и списывали их.
Те школьники, кто потрудился сам, заслуживают похвалы. В большинстве это самостоятельные, интересные, искренние произведения. Их тексты лишь отдаленно напоминают народные, но они наполнены собственным содержанием.
Приведем примеры.
Спи, малышка, засыпай,
Сладкий сон скорей встречай.
Звезды светят к нам в окно,
Здесь уютно и тепло.
Тихо дремлет небосвод,
Скоро сон к тебе придет.
Унесет тебя в мир сна,
Спи спокойно до утра.
Баю-баюшки баю,
Слушай, детка, песнь мою.
(Михайлова Светлана)
*
По дому ходила безумная дрема,
Нам всем закрывая глаза.
А ночь между тем непрерывно пыталась
Скорей зачернить небеса.
Ты спи, мой малыш, засыпай без оглядки.
Я сон твой чудесный храню.
И дрема пускай не играется в прятки
С тобою. Поспи, люли-лю!
И пусть твоя жизнь весела и достойна
Пройдет лишь в любви, красоте!
Ты спи, а мой голос пускай одиноко
И тихо звучит в темноте.
(Кудрявцева Алёна)
*
По небу летела крылатая птица,
И ей, как тебе, этой ночью не спится.
Ты глазки свои поскорей закрывай.
Стремись улететь ты в сказочный край,
Забудь все невзгоды, печали забудь,
Согрею любовью я длинный твой путь.
Спи крепко, спи сладко, малыш дорогой,
Ты знаешь, я здесь, я рядом с тобой!
Ты завтра проснешься, набравшийся сил,
И сон свой расскажешь про сказочный мир,
А я снова рядом, я снова с тобой,
Люблю я тебя, мой малыш дорогой!
(Сорокина Евгения)
Приведенные тексты пронизаны любовью к будущему ребенку. Девочки представляют свою жизнь в роли мамы. Все эти колыбельные больше похожи на сказку. Они полны доброты, теплоты, любви, уюта, веры в светлое будущее.
Проведенный эксперимент показал, что желание и способность сочинять (в том числе колыбельные) исчезает в период взросления. Современные школьники предпочитают пользоваться уже готовыми текстами. Только у трети учащихся сохраняется стремление к творческому самовыражению. Исчезло из текстов баюшек духовное содержание, родительские наставления о добре и зле, нравственных и общенациональных ценностях – осталось лишь пожелание ребенку быстрого засыпания.
Полученные данные позволили сделать вывод, что постепенно утрачивается веками создававшаяся культура устного народного творчества, а значит, нивелируется и «образование души русского человека». Традиция пения народных колыбельных песен исчезает. В лучшем случае современными школьниками в жизни будут использоваться современные байки, в худшем – никакие.
Колыбельная песня была средством, которым пользовались наши предки для «образования души» ребенка. Через байку русский народ передавал основы православного вероучения, которые воспринимались детьми как родительские наставления о добре и зле, правилах жизни в мире людей. Колыбельная песня помогала духовному становлению человека, связи его с Богом, Церковью, направляла на путь душевного спасения. Она учила ребенка добролюбию, благочестию, мягкосердечию, смирению, терпению, послушанию.
В колыбельных песнях, которые слышал с рождения малыш, содержался ответ на сложнейшие вопросы: что такое человек? в чем заключается смысл человеческой жизни? Во многих баюшках содержалась жизненная программа, которой должен в дальнейшем придерживаться, по разумению родителей, их ребенок.
Семья первой закладывает в ребенка систему духовно-нравственных и общенациональных ценностей, которая определяет его духовное здоровье. Немалую роль может сыграть народная песня. Эти первые впечатления, полученные в детстве через семейный дом, глубоко залегают в детской душе и остаются в человеке на всю жизнь. Воспринятые детьми духовно-нравственные ценности семьи служат в дальнейшем человеку ориентиром, жизненным и культурным «образцом-моделью» для выбора собственной стратегии и тактики жизни.
Е.Ю. ГУНДОРОВА, учитель школы №124 городского округа Самара,
кандидат педагогических наук,
победитель Всероссийского конкурса
«За нравственный подвиг учителя» (2013 г.)
Публикация журнала Самарской духовной семинарии «Вера»
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна