15 октября 2016 года
Фонд Саровского мужского монастыря Центрального государственного архива Республики Мордовия располагает подборкой документов, рассказывающих о духовных связях между монахами обители и Святой Горой, — передает корреспондент портала «Русский Афон».
Здесь хранится переписка послушника Саровского монастыря Василия Андреевича Бабкова, который в 1858 году был направлен на Афон. Через несколько лет он был пострижен в Пантелеимоновом монастыре с именем Владимир. В 1865 году он умер, о чем иеромонах Макарий (Сушкин) сообщил письмом от 29 апреля 1866 года настоятелю Саровского монастыря игумену Серафиму (1805 – 1878).
Вместе с письмом, выполняя волю покойного, отец Макарий направил в Саров и Банковский билет Московской сохранной казны на 6000 рублей от 18 апреля 1858 года. Направляясь на Афон Василий Бабков, положил эти деньги в казну и завещал их после его смерти Саровскому монастырю, а проценты — Пантелеимонову монастырю. В письме иеромонах Макарий просил отца Серафима «проценты за все прежние годы выслать по воле умершего в нашу обитель».
С письмом и банковским билетом был возвращен в Саров и паспорт «Темниковской Саровской пустыни послушника Василия Бабкова», сохранившийся в архивном фонде монастыря, с отметками о пребывании в Константинополе и Александрии. Выполнив волю покойного, из Сарова монахами были направлены на Афон процентные деньги в сумме 150 рублей, как об этом свидетельствует еще одно письмо с Афона от архимандрита Герасима и иеромонаха Макария от 14 декабря 1866 года.
«Смиренная и удаленная обитель наша, всегда живущая милостынею и особенно ныне нуждающаяся в милосердии ближних, с любовию благословляя завещателя, вместе с тем и Вам, Преподобнейший отец Серафим, приносит от лица своих четырехсот иноков Душевнейшую благодарность за Ваше усердное и точное исполнение последней воли умершего во благо той обители, в которой он принял Св. ангельский образ и окончил жизнь свою ... Ныне обитель наша особенно нуждается в милосердии ближних, потому, что лишилась годового заготовления хлеба и всего потребного. И судно наше из России на Афон застигнуто в Мраморном море бурею, потонуло, и все, что было в нем для содержания братии и для устрояющегося придела к Соборно-Русскому храму Покрова Пресвятыя Богородицы на 10 тысяч рублей серебром погибло, только люди спаслись на берег. Что делать! Скорбеть и унывать нам, инокам, грех!», — пишут афонские старцы.
До революции Афон посещали и другие жители уездов Мордовии, а в некоторых церквях находились иконы, привезенные со Святой Горы. Одна из них, образ Божией Матери «Отрада и утешение», находилась в Краснослободском Успенском монастыре. Об этом писал церковный историк И. Беляев в Историко-статистическом очерке о монастыре, опубликованном в «Пензенских епархиальных ведомостях» за 1878 год. Образ был точной копией чудотворной иконы, находящейся в Ватопедском монастыре на Афоне. Он был написан в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре и освящен игуменом обители архимандритом Макарием (Сушкиным). Ее привез с Афона и передал в Краснослободский Успенский монастырь крестьянин Егор Мясников.
Одним из русских исследователей афонских реликвий был уроженец города Краснослободска Пензенской губернии (сейчас — республики Мордовия) Петр Иванович Савостьянов (1811 – 1867). После окончания юридического факультета Московского университета он служил в ряде государственных учреждений. Выйдя в отставку в 1851 году, Савастьянов отдал все свои силы и свободное время собиранию древностей на Востоке, особенно на Афоне.
Коллекция Петра Ивановича складывалась около 20 лет. За это время он пять раз побывал на Афоне, провел три многомесячные экспедиции с целью изучения, систематизации и копирования христианских древностей, хранящихся в монастырских библиотеках и недоступных большинству ученых. В 1859–1860 годах П. Савастьянов пробыл на Афоне 14 месяцев. В работе его экспедиции, организованной русским правительством и научной общественностью, принимали участие художники, фотографы, топографы.
Петр Иванович оставил после себя знаменитую коллекцию греческих и славянских рукописей, собранных на Афоне, уникальную коллекцию византийских икон и предметов мелкой пластики, а также коллекцию фотоснимков христианских древностей. Это до 1200 иконных изображений, до 200 чертежей византийского зодчества, более 5000 страниц рукописей и до 150 древних подлинников икон.
Собрание Петра Савостьянова легло в основу музея христианских древностей Академии художеств в Санкт-Петербурге и отделения христианских древностей Московского публичного и Румянцевского музеев — ныне отдела рукописей Российской государственной библиотеки.
Источник: http://afonit.info/
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна