Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Доклады

Доклад Ермоловой Натальи Вахитовны, старшего методиста МКУ «ЦОД МДОУ».

Дошкольный возраст - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, формирования нравственных навыков и привычек. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Общеизвестно, что человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения  в  этом возрасте не наверстываются впоследствии.

Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Практика показывает, что в настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в  сторону ранней интеллектуализации,  что не способствуют духовному развитию. В  погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании. Что же такое духовность?

 Интерес представляют результаты исследований, проведенных фондом общественного мнения. 

25% респондентов связывают  понятие 'духовность' с верой в Бога, религией, церковью:

21% опрошенных считают, что духовность – это совокупность положительных моральных качеств человека. К этой группе высказываний примыкают, суждения, в которых духовность понимается как душевная чистота, мир, гармония.

8% участников опроса полагают, что духовность – это прежде всего интеллектуальное богатство человека, его ум, кругозор, культура, воспитанность.

Таковы три основных семантических поля, в которых находится понимание духовности: религия,  нравственные качества,  культура и интеллект.

Объединяет все названные позиции определение, данное в словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова:  ДУХО?ВНОСТЬ, - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.       

 Если судить о понятии «НРАВСТВЕННОСТЬ» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Как видим, понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются.

 Исходя из приведенных положений, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность, направленная на формирование высших нравственных ценностей.

Анализ современных документов по дошкольному образованию – Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, Федеральных государственных требований к содержанию образовательной программы, показывает, что само по себе сочетание слов «духовно-нравственное воспитание» в них не встречается, однако четко ставится задача   формирования   первичных     ценностных представлений.

 Что же такое «ценностные представления»? Это то, что станет для человека ориентиром в жизни, что позволит ему  расставить  главные приоритеты. Станет ли  для ребенка ценностью семья, или это будет то, что можно предать; станет ли  для ребенка ценностью он сам – его душевное и физическое здоровье; станет ли ценностью окружающая природа, или это будет то, к чему можно относиться безразлично, станет ли ценностью малая и большая Родина – все это зависит, конечно, от семьи, в которой воспитывается ребенок, и в немалой степени – от нас, педагогов.

Возникает законный вопрос – как,  когда, через какие формы работы реализовывать задачи духовно-нравственного воспитания, если они не выделены в какую-либо одну  образовательную область или раздел программы. Ответ прост – решение задач духовно-нравственного воспитания возможно и должно осуществляться всегда, как в специально организованных видах деятельности, так и в повседневной жизни. И здесь огромная роль в формировании нравственных качеств воспитанников принадлежит педагогу, его личностным и профессиональным качествам.

Человеку, выбравшему для себя профессию воспитателя, необходимо обладать следующими качествами:

Автор множества статей и книг для педагогов школ Людмила Ивановна Маленкова разработала специальную технологию, позволяющую выработать чувство «педагогической любви». Думаю, что эта технология применима и для нас с вами:

На педагогах, работающих в детских садах Сарова, лежит особая миссия. Им выпало право и обязанность  воспитывать детей, растущих на земле, известной всему миру своим историческим прошлым, своими православными традициями и обладающей необыкновенным интеллектуальным потенциалом. Окружающие вправе ожидать от детей, выросших на саровской земле, особых нравственных и интеллектуальных качеств.

Надо сказать, что форм и методов, используемых воспитателями в данном направлении, огромное множество. Знания педагогов постоянно пополняются. Этому способствует прохождение курсов в СарФТИ, обмен опытом на КМО. Большой интерес вызвала программа «Истоки», с которой подробно познакомились педагоги в прошлом учебном году. Программа привлекла внимание своей доступностью, продуманностью, интересным содержанием.  

Я думаю, что  этом зале собрались люди, заинтересованные, неравнодушные, имеющие собственный опыт работы в данном направлении. Желаю всем участникам конференции интересной и плодотворной работы. Удачи!