Доклад старшего воспитателя Путевской Марины Николаевны и воспитателя Молозиной Татьяны Викторовны, МБДОУ «Детский сад № 18».
Праздники вносят в жизнь ребенка незабываемые эмоциональные переживания. Но роль фольклорных праздников в нашем детском саду сводится не только к развитию эмоциональной сферы ребенка. Это вид музыкально-педагогической деятельности создает возможность формирования основ музыкальной культуры, приобщения к истокам русского народного искусства.
Цель фольклорного праздника - познакомить детей с историей России, народными обычаями и традициями.
Своей яркостью, колоритностью, простотой фольклорные праздники особенно нравятся детям. Они разнообразны по содержанию, тесно связаны с народным календарем, природными явлениями, сезонными работами.
В нашем детском саду фольклорные праздники являются традиционными. Музыкальный руководитель Хрусталева Т.Н., имея огромный опыт работы, уделяет этому разделу музыкального воспитания большое внимание.
Осенью мы проводим « Осенины », «Осенние посиделки» , или «Осеннюю ярмарку» , учитывая возрастные особенности детей. В соответствии с тематикой праздника дети исполняют народный песни
« Дождик пуще…», « Осень, осень, в гости просим…» « Как у наших у ворот», водят хороводы «Калинушка», «Рябинушка».
На каждом фольклорном празднике используем кладези народной мудрости - приметы, пословицы и поговорки о сезоне года, труде людей.
В старшей группе ранней осенью весело отметили « Семенов день- Мушиный праздник», на котором особое внимание обратили на мир насекомых осенью. Дети с удовольствием инсценировали сказку « Как насекомые прощаются с летом».
В конце ноября организовали веселые посиделки « Капустные вечерки», которые по русским традициям были связаны с заготовкой капусты на зиму. По обычаю парни и девушки долгими предзимними вечерами рубили капусту и развлекались песнями, играми.
Заглянула на наши вечерки сказочная героиня «Матушка Капуста» с веселой игрой «Вейся, вейся, капустка моя». Подружившись с Капустой, дети дружно защищали ее от голодного Козла. Примирила героев совместная народная игра « Шел Козел по лесу…»
Особенно весело и задорно звучали в исполнении детей
«Капустные частушки». На народных праздниках мы использует детские частушки, как форму песенного фольклора.
Содержание частушек тщательно продумываем. Как правило, оно окрашено добрым юмором.
Например:
Я капусту прополола,
Все боялась не успеть.
Ни травы и ни капусты
Любо- дорого глядеть!
В огород козла пустила,
Чтоб капусту сторожил.
Несознательный козел
Съел капусту и ушел.
Наши дети - и девчонки, и мальчишки с большим удовольствием исполняют частушки: поют сольно, парами, подгруппами, хором.
Как правило, выступления частушечников сопровождает детский оркестр шумовых инструментов.
На капустные вечерки дети старшей группы ходили в гости в ДШИ №2. Педагог М.Ю.Козырева и учащиеся тепло встретили нас. Все вместе дети играли в народные игры, пели народные песни.
Особенно радуют нас встречи с участниками фольклорного ансамбля т.к. в нем задорно поют наши бывшие выпускники разных лет. Такие встречи дарят тепло и радость воспоминаний взрослым и детям.
Зимой, после новогодних каникул в детском саду весело и задорно проходят « Святки - колядки». Ребята старшего дошкольного возраста заранее вместе с родителями готовятся к празднику - разучивают колядки, мастерят костюмы.
Начало праздника проходит в музыкальном зале, в центре которого прощально сверкает огнями новогодняя елка. Прощаясь с ней, дети поют и пляшут, вспоминая веселые новогодние деньки. На святочный праздник пришла «матушка Коляда», в этом году мы впервые ввели этот фольклорный персонаж. Коляда играла с детьми в народные игры «Ключи золотые», «Колечко», «Растяпа», закружилась в хороводе с ряжеными.
Особенно заинтересовал детей народный обычай - святочное гадание « Кем я буду, когда вырасту». Ребята не глядя, брали с подноса Коляды карточки с изображением какой - либо профессии. Радостью светились глаза детей, чьи мечты совпали с изображением на карточке или карточка очень понравилась ребенку. Некоторые дети задумались над прогнозом судьбы. Особое уважение у окружающих вызвали ребята, которые твердо отстаивали свое мнение. Например, «Я все равно буду танкистом ( летчиком, спортсменом- гонщиком), а эта карточка только для игры, для интереса»
Далее на празднике дети задорно колядовали - распевали колядки у елки. По русскому обычаю колядовщики получили подарки, да не простые… Новогодняя ель через матушку Коляду преподнесла детям волшебные бусы, длинные-длинные, сладкие-сладкие. Конфетные бусы были убраны в короб для подарков и веселая толпа колядовщиков пошла по саду… Заглянули в группы к малышам, пожелали здоровья и удачи в новом году всем сотрудникам детского сада. Никого не забыли. Короб ощутимо пополнился.
В заключение праздника произошло традиционное чаепитие за круглым столом в познавательном центре ДОУ. В нем круглый год присутствует экспозиция русского быта, которая поддерживает атмосферу народного праздника.
В феврале на самом веселом и шумном празднике Масленица» прощаемся с зимой, кликаем весну. Для детей дошкольного возраста праздник проходит на участке детского сада. Младшие ребята празднуют в музыкальном зале «День блина». Традиционно на уличный праздник детей скликает - собирает скоморох Петрушка.
Петрушка, следуя обычаю, приводит на праздник ручного Медведя
( ряженого взрослого). Миша веселит ребят, показывая « как девушки на праздник наряжаются», « как бабы с платочком пляшут», « как мужик на гармошке играет». Петрушка и Миша проводят народные игры
« Салки - Догонялки», «Жмурки». Организуют игры - аттракционы:
« Перетяни канат», « Кто быстрее на одной лыже?», « Самый меткий! », « Кто скорее в свой домок под узорный платок?». Далее к детям выходит Зимушка - зима, проводит прощальные игры - «Зимние загадки».
Наступает кульминация праздника - Медведь вносит куклу ( чучело) на шесте « Масленицу», к которой все обращаются с обрядовой закличкой :
Масленица годовая,
Гостья наша дорогая,
Угости нас пирогами,
Угости ты нас блинами!
И бессменный помощник Медведь приносит на подносе, украшенном рушником, горки пышных, горячих блинов. « Горячий блинок так и просится в роток! » - все участники праздника традиционно угощаются блинами. На этом праздник заканчивается. Следуя методическим рекомендации, вопреки русскому обряду, куклу «Масленицу» мы не сжигаем, а убираем до новых встреч.
Весной, в первую неделю апреля отмечаем « Сороки. День птиц». Ждем и кликаем перелетных птиц. Распеваем весенние песенки
« Жаворонки, прилетите», «Весна, весняночка», инсценируем песни
« Пошла млада за водой…», «Со вьюном я хожу» и др.
Даже праздничное угощение соблюдаем в народных традициях. Обычные сдобные булочки в этот деть превращаются в глазастых жаворонков.
Теплым июньским днем отмечаем летний праздник русской березки
«Троицу». Перед праздником дети и взрослые украшают участок, молоденькие березки венками, лентами.
Продолжая традицию добросердечного отношения между людьми, на празднике знакомим детей с обрядом «кумования». Дети , выбирая себе друга, подруженьку, приговаривают:
Ты - кумушка,
Я - голубушка.
Давай с тобой подружимся,
Давай с тобой обнимемся.
Старшие дошкольники водят хороводы « Во поле береза стояла»,
« А я по лугу», «Земелюшка чернозем».
Интригу, особый эмоциональный всплеск празднику придают сказочные герои: бессменная баба - Яга, Лето красное¸ царь Берендей, Лесовичок и др.
Поддерживая интерес детей, насыщаем народные праздники творческими импровизациями, сюрпризными моментами, обеспечивая естественное приобщение детей к национальным традициям.
Особое внимание уделяем привлечению родителей к праздничной народной культуре. Одобряя опыт детского сада по приобщению детей к истокам народной культуры, родители стали активнее принимать участие в подготовке и проведению праздников.
Особенно запомнился дружный коллектив родителей группы №6 (выпуск детей прошлого года). Под руководством воспитателей милые мамы и бабушки организовали фольклорную группу, вызвав восторг детей, появившись на посиделках в русских сарафанах и кокошниках. Задорно и весело пели, плясали, участвовали в конкурсах, инсценировали народные сказки. Такие посиделки остались в памяти надолго.
Дружный коллектив родителей сформирован в старшей группе ДОУ. Уже третий год творческая группа родителей вместе с детьми инсценирует русские народные сказки.
Таким образом, совместными усилиями коллектива детского сада и родителей осуществляется приобщение детей к народной праздничной культуре, национальным традициям, утверждаются в их сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности.