Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Доклады

Доклад старшего воспитателя Путевской  Марины Николаевны и воспитателя Молозиной Татьяны Викторовны, МБДОУ  «Детский  сад  № 18».

          Праздники  вносят  в жизнь  ребенка  незабываемые  эмоциональные  переживания.  Но  роль  фольклорных  праздников  в  нашем  детском  саду  сводится  не  только к развитию  эмоциональной  сферы  ребенка.  Это  вид  музыкально-педагогической  деятельности  создает возможность  формирования  основ музыкальной  культуры,  приобщения  к  истокам  русского  народного  искусства.

        Цель  фольклорного  праздника - познакомить  детей  с  историей  России,  народными  обычаями  и  традициями.

       Своей  яркостью, колоритностью, простотой фольклорные  праздники  особенно  нравятся  детям.  Они  разнообразны  по  содержанию,  тесно  связаны  с  народным  календарем,  природными  явлениями,  сезонными  работами.

        В  нашем  детском  саду  фольклорные  праздники  являются  традиционными. Музыкальный   руководитель  Хрусталева  Т.Н.,  имея  огромный  опыт работы, уделяет  этому  разделу  музыкального   воспитания  большое  внимание.

         Осенью  мы  проводим  « Осенины »,   «Осенние  посиделки» , или    «Осеннюю  ярмарку»  ,  учитывая  возрастные  особенности  детей.  В  соответствии  с  тематикой  праздника дети  исполняют  народный   песни

« Дождик  пуще…»,  «  Осень, осень, в  гости  просим…»  « Как  у  наших  у  ворот»,  водят  хороводы  «Калинушка»,  «Рябинушка».

       На  каждом  фольклорном  празднике  используем  кладези  народной  мудрости  -  приметы,  пословицы  и  поговорки  о  сезоне  года, труде  людей.

         В  старшей  группе  ранней  осенью  весело  отметили « Семенов  день- Мушиный  праздник»,  на  котором  особое  внимание   обратили  на  мир  насекомых  осенью. Дети  с  удовольствием  инсценировали  сказку  «  Как  насекомые  прощаются  с  летом».

    В  конце  ноября   организовали  веселые  посиделки « Капустные  вечерки»,  которые    по  русским  традициям  были  связаны  с  заготовкой  капусты  на  зиму. По  обычаю  парни  и  девушки долгими  предзимними  вечерами  рубили  капусту  и  развлекались  песнями, играми.

    Заглянула  на  наши  вечерки  сказочная  героиня       «Матушка  Капуста» с  веселой  игрой  «Вейся,  вейся,  капустка  моя». Подружившись  с  Капустой,  дети   дружно  защищали  ее  от голодного  Козла. Примирила  героев  совместная народная игра «  Шел  Козел  по  лесу…»    

      Особенно      весело  и      задорно  звучали  в       исполнении            детей 

«Капустные  частушки».  На   народных  праздниках  мы  использует   детские частушки,  как  форму песенного  фольклора.

Содержание  частушек  тщательно    продумываем. Как  правило,  оно  окрашено  добрым  юмором. 

Например:

Я  капусту  прополола,

Все  боялась  не  успеть.

Ни  травы  и  ни  капусты

Любо- дорого  глядеть!

 

В  огород  козла  пустила,

Чтоб  капусту  сторожил.

Несознательный  козел

Съел  капусту  и  ушел.

     Наши  дети -  и    девчонки,  и  мальчишки с  большим  удовольствием  исполняют  частушки:  поют  сольно,  парами,  подгруппами,  хором.

     Как  правило,   выступления  частушечников  сопровождает  детский  оркестр  шумовых  инструментов.

     На  капустные  вечерки  дети  старшей  группы ходили  в  гости  в  ДШИ  №2. Педагог  М.Ю.Козырева     и   учащиеся  тепло  встретили  нас.   Все  вместе  дети  играли  в  народные  игры,  пели  народные  песни.

    Особенно   радуют   нас   встречи     с  участниками      фольклорного            ансамбля  т.к.  в  нем  задорно  поют  наши  бывшие  выпускники  разных  лет.  Такие  встречи  дарят  тепло  и  радость  воспоминаний  взрослым  и  детям.

   Зимой,  после  новогодних  каникул  в   детском  саду  весело  и  задорно  проходят  « Святки -  колядки».  Ребята  старшего  дошкольного  возраста  заранее  вместе  с  родителями  готовятся  к  празднику - разучивают  колядки,  мастерят  костюмы.

      Начало  праздника  проходит  в  музыкальном  зале,  в  центре  которого  прощально  сверкает  огнями  новогодняя  елка.  Прощаясь  с  ней,  дети  поют и пляшут,  вспоминая  веселые  новогодние  деньки.  На  святочный  праздник  пришла «матушка  Коляда»,  в  этом  году  мы  впервые  ввели  этот  фольклорный  персонаж.  Коляда  играла  с   детьми  в    народные       игры  «Ключи  золотые»,  «Колечко»,  «Растяпа»,  закружилась  в  хороводе  с  ряжеными.

      Особенно  заинтересовал  детей     народный  обычай -  святочное  гадание  « Кем  я буду,  когда  вырасту». Ребята  не  глядя,  брали  с  подноса  Коляды  карточки  с  изображением  какой - либо  профессии. Радостью  светились  глаза  детей,  чьи  мечты  совпали с  изображением  на  карточке   или  карточка  очень  понравилась  ребенку.  Некоторые  дети  задумались  над  прогнозом  судьбы. Особое  уважение  у  окружающих  вызвали  ребята, которые  твердо  отстаивали  свое  мнение. Например, «Я  все  равно  буду  танкистом ( летчиком, спортсменом- гонщиком), а  эта  карточка  только  для  игры, для  интереса»

       Далее  на празднике  дети  задорно  колядовали  - распевали  колядки  у  елки.  По  русскому  обычаю  колядовщики  получили  подарки,  да  не  простые…  Новогодняя  ель  через  матушку  Коляду  преподнесла  детям  волшебные  бусы,  длинные-длинные,  сладкие-сладкие.  Конфетные  бусы  были  убраны  в  короб для  подарков  и  веселая  толпа  колядовщиков  пошла  по  саду… Заглянули  в  группы  к  малышам,  пожелали  здоровья  и удачи  в  новом  году   всем сотрудникам  детского  сада.  Никого  не  забыли.  Короб  ощутимо  пополнился.

  В  заключение  праздника  произошло  традиционное  чаепитие   за  круглым столом  в  познавательном  центре  ДОУ.  В  нем  круглый  год  присутствует  экспозиция  русского  быта,  которая  поддерживает  атмосферу  народного  праздника.

      В  феврале   на  самом  веселом  и  шумном  празднике   Масленица» прощаемся  с  зимой,  кликаем  весну. Для  детей  дошкольного возраста  праздник  проходит  на  участке  детского  сада.  Младшие  ребята  празднуют  в  музыкальном  зале  «День  блина».    Традиционно  на  уличный  праздник  детей  скликает - собирает  скоморох  Петрушка.

      Петрушка,  следуя  обычаю,  приводит  на  праздник  ручного  Медведя

( ряженого  взрослого).   Миша  веселит  ребят,  показывая « как    девушки  на  праздник  наряжаются», « как бабы   с  платочком  пляшут»,  « как  мужик  на  гармошке  играет».   Петрушка   и    Миша  проводят    народные  игры

 « Салки - Догонялки»,  «Жмурки». Организуют  игры -  аттракционы:

 «  Перетяни  канат»,  «  Кто  быстрее  на  одной  лыже?», « Самый  меткий! », « Кто  скорее  в  свой  домок  под  узорный  платок?». Далее   к  детям  выходит  Зимушка -  зима,  проводит  прощальные  игры - «Зимние загадки».

     Наступает кульминация  праздника  -  Медведь  вносит  куклу ( чучело) на  шесте  « Масленицу»,  к  которой  все обращаются  с обрядовой  закличкой :

 Масленица  годовая,

 Гостья  наша  дорогая,

 Угости  нас пирогами,

 Угости  ты  нас  блинами!

     И  бессменный  помощник  Медведь  приносит  на  подносе, украшенном  рушником, горки  пышных, горячих  блинов. « Горячий  блинок  так  и  просится  в  роток! » -  все  участники  праздника  традиционно   угощаются  блинами. На  этом  праздник  заканчивается.   Следуя  методическим рекомендации, вопреки  русскому  обряду,   куклу  «Масленицу»  мы  не  сжигаем,  а  убираем  до  новых  встреч.

     Весной,  в  первую  неделю  апреля  отмечаем  « Сороки.  День  птиц».  Ждем  и   кликаем     перелетных  птиц.   Распеваем  весенние           песенки

« Жаворонки,  прилетите»,  «Весна,  весняночка»,  инсценируем  песни 

« Пошла  млада  за  водой…», «Со  вьюном  я хожу»  и др.

     Даже  праздничное  угощение  соблюдаем  в  народных  традициях.  Обычные  сдобные  булочки  в  этот  деть  превращаются  в  глазастых жаворонков.

     Теплым  июньским  днем  отмечаем  летний  праздник русской  березки

 «Троицу».  Перед  праздником  дети  и  взрослые  украшают  участок,  молоденькие  березки  венками,  лентами.

      Продолжая  традицию  добросердечного  отношения  между  людьми,       на  празднике  знакомим  детей  с  обрядом  «кумования». Дети ,  выбирая  себе друга,  подруженьку,  приговаривают:

 Ты  -  кумушка,

 Я -  голубушка.

 Давай  с  тобой  подружимся,

 Давай  с  тобой  обнимемся.

        Старшие  дошкольники   водят  хороводы «  Во  поле  береза  стояла»,

 « А я  по  лугу», «Земелюшка  чернозем».

    Интригу, особый  эмоциональный  всплеск   празднику  придают  сказочные  герои:    бессменная  баба - Яга,  Лето  красное¸ царь  Берендей,  Лесовичок  и  др.

       Поддерживая  интерес  детей,  насыщаем  народные  праздники   творческими  импровизациями,  сюрпризными  моментами,    обеспечивая естественное приобщение  детей  к  национальным  традициям.

      Особое  внимание  уделяем  привлечению родителей  к  праздничной  народной  культуре.  Одобряя  опыт  детского  сада  по  приобщению  детей  к  истокам  народной  культуры,  родители стали  активнее  принимать  участие  в  подготовке  и  проведению  праздников.

   Особенно  запомнился  дружный  коллектив  родителей  группы  №6 (выпуск детей  прошлого  года). Под руководством  воспитателей   милые  мамы  и  бабушки  организовали  фольклорную  группу,  вызвав  восторг  детей,  появившись  на  посиделках  в  русских  сарафанах  и  кокошниках. Задорно  и  весело  пели,  плясали, участвовали  в  конкурсах, инсценировали  народные  сказки. Такие  посиделки  остались  в  памяти  надолго.

       Дружный  коллектив  родителей  сформирован  в   старшей   группе  ДОУ. Уже  третий  год творческая группа родителей    вместе   с детьми     инсценирует  русские  народные  сказки.

       Таким  образом,  совместными  усилиями   коллектива  детского  сада  и  родителей   осуществляется  приобщение  детей   к  народной  праздничной  культуре, национальным традициям,  утверждаются в их сознании фундаментальные   духовные и эстетические ценности.