Доклад Шагимуратовой Людмилы Николаевны, старшего воспитателя
МБДОУ «ЦРР – детский сад №41».
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
В.А.Сухомлинский
Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, историю и культуру страны как свои собственные.
Основой формирования социального опыта у детей дошкольного возраста является работа по ознакомлению с родным городом. С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких, красивых улиц, проспектов, достопримечательностей, памятников природы, святых мест. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности.
Начиная работу по воспитанию любви к родному городу, педагог обязан сам хорошо знать его прошлое и настоящее. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, как в доступной форме преподнести новую информацию, чтобы вызвать к ней детский интерес.
С этой целью была создана творческая группа по разработке теоретического и практического материала. Методическая работа была направлена на повышение уровня теоретических знаний педагогов о православной культуре и воспитании, освоение разнообразных форм и методов духовно – нравственного развития детей в различных видах деятельности, а также определение основных направлений взаимодействия с семьями воспитанников.
Педагоги ДОУ прошли курсы по духовно – нравственному воспитанию. Посетили подземную церковь, православные храмы, почерпнув для себя много полезной и интересной информации.
Руками талантливых родителей воспитанницы детского сада Кати Быковой был изготовлен макет «Монастырская площадь», в который вошли 26 объектов. Есть здесь колокольня, Успенский собор, церкви Зосимы и Савватия, Пресвятой Богородицы, Живоносного Её Источника, Серафима Саровского, Иоанна Предтечи, а также разные корпуса, угловые башни. Так «Монастырская площадь» выглядела в 18 веке.
Поместили макет в холле детского сада. Он расположен чуть ниже уровня глаз ребенка и помогает детям представить территорию Монастырской площади в целом, как бы посмотреть на нее сверху (мы говорим, что так ее видно с высоты птичьего полета). Макет вызвал у взрослых всеобщее восхищение, интерес и множество вопросов. Выяснив, что у педагогов недостаточно знаний об истории города, а в частности об объектах Монастырской площади, возникла необходимость организации семинарских занятий.
Каждой группе было дано задание, собрать как можно больше информации об объектах «Монастырской площади», а затем поделиться ею со своими коллегами. Такая форма работы с педагогами дала положительные результаты. Воспитатели подобрали и переработали материал для доступного понимания детьми, были разработаны конспекты занятий, составлены беседы, описания каждого объекта, подобран иллюстративный материал. Педагоги так прониклись этой работой, что в конце семинарских занятий презентовали своё творчество:
-воспитатель Слисаренко И.А. представила визитную карточку города – Саровскую колокольню, выполненную из соленого теста, с использованием трех видов росписей;
-воспитатель Мартынова О.А. вышила крестиком «Храм преподобных Зосимы и Савватия»;
-педагог Чевтаева Н.В. сделала рисунок на ткани из бисера образ «Пресвятой Богородицы».
Создание условий для осуществления духовно – нравственного воспитания детей в условиях взаимодействия педагогов – детей – родителей включало организацию предметно – развивающего пространства дошкольного учреждения. В центрах краеведения располагаются различные макеты, иллюстративный и познавательный материалы по родному городу.
Объем предлагаемой детям информации в каждом возрасте неодинаков.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется.
Наряду с закреплением знаний о современном городе, дети старшего дошкольного возраста получают новые знания об историческом прошлом города.
Педагогами был составлен перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по макету «Монастырская площадь», где прослеживается интеграция духовно – нравственного содержания в разных образовательных областях.
В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с историей родного города были положены конкретные принципы.
Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются найти причину того или иного явления (в том числе и исторического), установить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. В соответствии с этим был определен один из основных критериев отбора знаний исторического характера для дошкольников, образно названный «принцип айсберга». Степень глубины таких знаний обусловлена соответствующим наглядным представлением достопримечательностей, определяемой необходимостью исторического экскурса в прошлое. Исходя из этого мы посчитали важным познакомить детей с историей возникновения Саровской пустыни.
Так в детском саду началось путешествие «По страницам истории нашего города». Конечно, сами воспитатели могли познакомить детей с историческими и культурными памятниками города, но мы пошли другим путем. Педагоги поставили перед собой задачу научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду, и уметь целенаправленно искать её. Дети старшего дошкольного возраста ощущают себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель поддерживает в них ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
В ходе работы с детьми по теме «Детский сад» старшие дошкольники выступили в роли экскурсоводов, где во время экскурсии могли рассказать детям младшего дошкольного возраста о назначении музыкального и физкультурного залов, экологической комнаты, изостудии.
Во время таких совместных мероприятий дети рассказывали об экспонатах мини – музея «Предметы старины», «Народы Поволжья». Дети легко ориентировались и могли представить любую национальность, рассказать о традициях того или иного народа.
И проходя мимо макета «Монастырская площадь» воспитатель спросил: «Какие объекты находятся на территории монастырской площади?». Знания детей ограничились рассказами о колокольне. Они знали, что колокольня - это символ города, что она состоит из 4 ярусов, на последнем из которых находятся часы, показывающие время на все четыре стороны света и имеют четырехметровый циферблат.
Тогда педагог провела обзорную экскурсию по монастырской площади, на которой она познакомила детей с историей Саровской пустыни, её основателем, перечислила объекты. По окончанию экскурсии дети вместе с воспитателем начертили карту-схему. И раз в месяц после знакомства с одним из объектов ребята отмечали его на карте условным обозначением. В краеведческом центре выставлялась различная информация об объекте. Полученные знания дошкольники отражали во всех видах детской деятельности.
Рассматривание книг и фотографий, представленных в холле и мини-музее детского сада, способствует уточнению и дополнению знаний детей.
В конце месяца ребята подготовительной группы приглашают детей старшей группы на совместное мероприятие, где исполняют роль экскурсовода. Детям предлагались дидактические и словесные игры : «Найди по описанию», «Найди по картинке», «Сопоставь объект по фотографии», «Опиши объект, а я отгадаю» и т.д.
Одним из самых значительных объектов монастырской площади является церковь Серафима Саровского. Воспитанница Даша Палилова рассказала ребятам о том, что её мама вместе с другими художниками принимала участие в реставрации церкви Серафима Саровского. Среди детей развернулся оживленный разговор. Ребят интересовало всё: Как давно и кем был построен храм? В честь кого он так называется? А что было раньше на этом месте? и т.д. Вопросы были самые разнообразные. Так зародился проект под названием «Церковь Серафима Саровского», тем самым воспитатель побудил детей к самостоятельному поиску ответов на возникшие вопросы. Дети выступали в роли журналистов. Они дома задавали вопросы родителям, бабушкам и дедушкам. Обработанную информацию приносили в детский сад в виде папок – передвижек, фотографий, иллюстраций, видеоматериалов.
В совместной деятельности дети обменивались полученной информацией, рассматривали фотографии, книги, заучивали стихи про Серафима Саровского, смотрели мультфильм про его жизнь, познакомились с внутренним убранством храма.
В ходе проектной деятельности дети узнали, что мирское имя Серафима Саровского было Прохор, он был пострижен в монашество с именем Серафим, что означает «пламенный», а также о том, что над кельей Серафима Саровского был построен храм. Эта была последняя церковь, построенная в Сарове. Интересным фактом является то, что храм в разное время посещали император Николай II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, президент России В.В.Путин.
Ярким событием стала совместная с детьми и родителями экскурсия на Дальнюю и ближнюю пустыньки, и к храму Серафима Саровского. Целенаправленные прогулки, экскурсии к святым местам, способствуют у воспитанников накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Еще одним интересным объектом стал для дошкольников храм Иоанна Предтечи. Ребята выяснили, что основанием храма служила огромная каменная арка, под которой находился источник с чистой родниковой водой. По всей территории монастыря был проложен водопровод, по которому направлялась вода ко всем монастырским зданиям. Во время экспериментальной деятельности ребята с помощью трубочек для коктейля построили модель водопровода и наблюдали за перемещением воды.
Очень таинственной и загадочной для ребят выглядела подземная церковь. Трудно детям было представить расположение подземных улиц с кельями. Когда перед детьми встала эта проблема, они обратились за советом к родителям. Обсудив дома, они пришли к выводу, что нужно начертить схему подземного города Саровского монастыря с обозначением улиц и келий. Но все равно общая картина у детей не складывалась. Для лучшего восприятия дошкольниками новой информации зародилась идея отправиться вместе с ними в видеопутешествие по пещерам Саровского монастыря. И снова родители пришли на помощь. Они посетили подземную церковь и представили видеоматериалы, с помощью которых дети заочно посетили пещеры.
Когда все объекты «Монастырской площади» были изучены детьми, воспитатель пригласила ребят вместе с родителями на воскресную прогулку по «нынешней» монастырской площади, во время которой ребята обнаружили, что на ней уже нет Успенского собора; Церковь Живоносного Источника не дожила до наших дней, из пяти угловых башен осталось лишь две. Узнали, что по обеим сторонам колокольни там, где была раньше больница, сейчас находится центральное бюро пропусков, а в губернаторском корпусе находится федеральная служба безопасности.
В результате нашей работы в группах старшего дошкольного возраста центры краеведения обогатились материалами об историческом прошлом родного города.
Данная работа укрепила детско – родительские отношения. Родители вместе с детьми представили совместные работы объектов монастырской площади.
Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в образовательном процессе является важным аспектом в развитии личности ребенка.
Проведя мониторинг интегративных качеств, а в частности исследуя интеллектуальные качества, мы выявили, что у ребят значительно вырос познавательный интерес к истории города. Так в ходе этой работы мы решаем задачи образовательной программы, связанные с изучением регионального компонента.
Пятеро дошкольников нашего детского сада приняли участие в городском конкурсе детского художественного творчества «Мой Саров», посвященном 320-летию Сарова. Работа воспитанницы Маши Швайберовой в номинации «Изобразительное искусство» заняла 3 место и сейчас наряду с другими детскими работами украшает здание городской Администрации.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, осознание своей значимости в мире людей, понимание своей гражданской позиции.
Духовно – нравственное воспитание – процесс долговременный, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.