Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Доклады

Доклад Митеновой Ю.С. (педагог-психолог МБДОУ «ЦРР – детский сад № 41»).

            Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добра и зла, ценностных ориентиров. Для его формирования  необходимо целенаправленное психолого-педагогическое воздействие.  

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания.  Педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания .

Общая задача нравственного развития – принятие решений в ситуациях выбора, когда сталкиваются различные нормы и желания, когда приходится решать, следовать ли своим интересам  или интересам других.

В возрасте 5-7 лет ребенок начинает активно познавать мир чувств и человеческих отношений. Именно в этот период у ребенка формируются начальные личностные качества будущего гражданина, его нравственное сознание.

            Вопросы нравственного развития нашли  свое отражение и в Федеральных государственных требованиях к структуре основной  общеобразовательной программы дошкольного образования.

 Вопросы нравственного  развития в Федеральных государственных требованиях представлены областью «Социализация». Содержание образовательной области «Социализация»  направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера  и  решение следующих задач:

            Результатом освоения детьми основной общеобразовательной программы  является сформированность  интегративных  качеств ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы. Востребованность нравственного развития в ФГТ отражена в  интегративных  качествах личности.

Наш детский сад работает по основной образовательной  программе  дошкольного образования,  которая составлена на основе примерной программы «Детство», а также программы «Я-Ты-Мы», авторы Ольга Львовна Князева и  Рина Борисовна  Стеркина.  Данная программа ориентирована на социально-личностное развитие детей. Содержательно-целевой компонент нравственного  развития дошкольников отражен в разделе «Ребенок входит в мир социальных отношений» для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Задачи и формы работы этих двух программ не противоречат друг другу, что позволило интегрировать содержание  в образовательный процесс.

Программа социально-эмоционального развития «Я-Ты-Мы»,  включает в себя три раздела.

Именно третий  раздел работает на реализацию цели и задач нравственного воспитания. Цель раздела – обучение детей этически ценным формам, способам поведения и отношений с людьми: формирование коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтов; знакомство с моральными нормами и правилами поведения.

            Изучив задачи программы,  творческая группа МДОУ,   включающая  воспитателей разных возрастных групп, старшего воспитателя и психолога, разработали тематический план деятельности с детьми.  Учитывая исходный уровень социально-эмоционального развития, содержание работы постарались выстроить на основе сочетания основной образовательной программы и программы «Я-Ты-Мы».  

Нравственное развитие ребенка связано с его практической деятельностью, регуляцией отношений с партнером по игре, умением договориться или уступить друг другу. В процессе деятельности ребенка, его контакта с партнером очень часто возникают конфликты, противоречия, где сталкиваются личные интересы и нежелание или неумение ребенка принять и исполнить нравственную норму.

 

Для оказания целенаправленной психологической поддержки детям с нарушениями поведения организуется работа по развитию навыков общения и формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

 

В основу наших  развивающих  занятий  с детьми по формированию нравственных качеств  положены работы: Макарычевой Н.В,   Кривцовой  С,  Дятко Н, Фесюковой  Л. Б,  Маралова В.Г,   Семенака С. И.

Развивающий этап работы   предполагает четыре блока занятий: «Честность – ложь»; «Щедрость – жадность»;  «Скромность – хвастовство»; «Трудолюбие – лень».

Содержание развивающих занятий направлено на решение  задач:

При проведении развивающих  занятий используются следующие методы и приемы:

Работа с детьми строится с позиции личностно ориентированного взаимодействия.

При выполнении заданий акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть: признается его уникальность, отмечаются успехи каждого,  не допускаются нравоучения. Важно, чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов. Чувство страха всегда вызывает скованность, неуверенность в себе, рождает неискренность.

 

Важным аспектом в моей работе с педагогами  является обучение специальным стратегиям работы. С целью социализации нарушителя нравственных норм совместно с психологом воспитатели составляют  «Воспитательный план действий», рекомендованный С. Кривцовой и Н. Дятко на курсах  «Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста».

«Воспитательный план действий» — это индивидуальная,  исследовательско-коррекционная  программа  работы педагога с конкретным ребенком.  Это план действий педагога в интересах ребенка, и воспитатель составляет его для себя.

ВПД состоит из 5 шагов:

  1. Наблюдение и описание поведения проблемных детей.
  2. Обнаружение скрытой цели нарушения поведения. 
  3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки».
  4. Выбор  тактики поддержки ребенка для повышения его самоуважения.

5.   Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию ВПД.

 

В детском саду большое внимание уделяется созданию благоприятной атмосферы для детей.  В группах  детям комфортно и уютно, каждый может найти себе любимое занятие. Это достигается за счет создания единого воспитательного и психопрофилактического пространства. Создавая развивающую среду, мы заботились  о том, чтобы дошкольник не потерял чувства защищенности,  безопасности и, устав от окружающих, перебрался в «тихий уголок», или «уголок отдыха», чтобы полистать любимые книжки, рассмотреть альбом с фотографиями семьи, поиграть с любимой игрушкой и просто помечтать.

Здесь дети могут найти: «мирилки-дружилки», стаканчик для крика,  игрушка-подушка «шептунчик»,  сумочка для секретов. Сходство с домашней обстановкой, присутствие милых ребенку вещей снимает стресс, помогает легче адаптироваться. Цель уголка -   научить детей самоанализу и самооценке, развитие эмоционального мира дошкольников.

Для обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения мы используем   «Релаксацию» по программе Н.Л. Кряжевой перед сном на старших и подготовительных  группах. Кроме того, педагоги активно применяют в работе психогимнастику по программе М.И. Чистяковой  с использованием элементов касательной терапии, массажа.

В направлении просветительской и профилактической роботы с детьми, педагоги получают психологические знания. Это происходит в форме консультирования, тренинговых занятий, деловых игр, где воспитатели участвуют в решении проблемных ситуаций, выступая в роли детей.

Увидеть результаты нашей деятельности по формированию нравственных качеств нам помогает мониторинг,  который проходит в конце учебного года и  включает:

- психолого-педагогическую диагностику интегративных качеств по методике Е.К. Ягловской, И.А. Бурлаковой,

-    диагностику социально-эмоционального  развития по программе  «Я-Ты-Мы»,

- мониторинг освоения детьми образовательной области «Социализация» по программе «Детство».

Результаты мониторинга по каждому ребенку вносятся в итоговую «карту развития нравственных качеств».  Возможности ребенка в зависимости от его возраста и ситуации, в которой они проявляются, оцениваются по пятибалльной шкале. По результатам диагностики выводится итоговый балл, который соответствует своей зоне развития. Дети, получившие балы ниже среднего,  включаются в групповую работу.

Ни одна, даже самая лучшая  программа не сможет дать полноценные результаты, если она не реализуется совместно с семьей. Работу в этом направлении нам помогают осуществлять   родительские собрания, семинары-практикумы, «круглые столы», индивидуальные консультации и консультации в папках передвижках на группах. Для каждой возрастной группы оформлены информационные папки, где представлен материал о возрастном психическом развитии детей данного возраста, интересные статьи из прессы, книг по вопросам психологии.

В результате углубленной работы мы видим положительные изменения, произошедшие в развитии детей и нормализации микроклимата  в группе. В дальнейшем мы планируем продолжить  поиск путей  совершенствования   работы, так как проблемы нравственного развития детей на сегодняшний день в обществе стоят особенно остро.