Доклад Митеновой Ю.С. (педагог-психолог МБДОУ «ЦРР – детский сад № 41»).
Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка. Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добра и зла, ценностных ориентиров. Для его формирования необходимо целенаправленное психолого-педагогическое воздействие.
В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания. Педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания .
Общая задача нравственного развития – принятие решений в ситуациях выбора, когда сталкиваются различные нормы и желания, когда приходится решать, следовать ли своим интересам или интересам других.
В возрасте 5-7 лет ребенок начинает активно познавать мир чувств и человеческих отношений. Именно в этот период у ребенка формируются начальные личностные качества будущего гражданина, его нравственное сознание.
Вопросы нравственного развития нашли свое отражение и в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Вопросы нравственного развития в Федеральных государственных требованиях представлены областью «Социализация». Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и решение следующих задач:
Результатом освоения детьми основной общеобразовательной программы является сформированность интегративных качеств ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы. Востребованность нравственного развития в ФГТ отражена в интегративных качествах личности.
Наш детский сад работает по основной образовательной программе дошкольного образования, которая составлена на основе примерной программы «Детство», а также программы «Я-Ты-Мы», авторы Ольга Львовна Князева и Рина Борисовна Стеркина. Данная программа ориентирована на социально-личностное развитие детей. Содержательно-целевой компонент нравственного развития дошкольников отражен в разделе «Ребенок входит в мир социальных отношений» для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Задачи и формы работы этих двух программ не противоречат друг другу, что позволило интегрировать содержание в образовательный процесс.
Программа социально-эмоционального развития «Я-Ты-Мы», включает в себя три раздела.
Именно третий раздел работает на реализацию цели и задач нравственного воспитания. Цель раздела – обучение детей этически ценным формам, способам поведения и отношений с людьми: формирование коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтов; знакомство с моральными нормами и правилами поведения.
Изучив задачи программы, творческая группа МДОУ, включающая воспитателей разных возрастных групп, старшего воспитателя и психолога, разработали тематический план деятельности с детьми. Учитывая исходный уровень социально-эмоционального развития, содержание работы постарались выстроить на основе сочетания основной образовательной программы и программы «Я-Ты-Мы».
Нравственное развитие ребенка связано с его практической деятельностью, регуляцией отношений с партнером по игре, умением договориться или уступить друг другу. В процессе деятельности ребенка, его контакта с партнером очень часто возникают конфликты, противоречия, где сталкиваются личные интересы и нежелание или неумение ребенка принять и исполнить нравственную норму.
Для оказания целенаправленной психологической поддержки детям с нарушениями поведения организуется работа по развитию навыков общения и формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
В основу наших развивающих занятий с детьми по формированию нравственных качеств положены работы: Макарычевой Н.В, Кривцовой С, Дятко Н, Фесюковой Л. Б, Маралова В.Г, Семенака С. И.
Развивающий этап работы предполагает четыре блока занятий: «Честность – ложь»; «Щедрость – жадность»; «Скромность – хвастовство»; «Трудолюбие – лень».
Содержание развивающих занятий направлено на решение задач:
При проведении развивающих занятий используются следующие методы и приемы:
Работа с детьми строится с позиции личностно ориентированного взаимодействия.
При выполнении заданий акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть: признается его уникальность, отмечаются успехи каждого, не допускаются нравоучения. Важно, чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов. Чувство страха всегда вызывает скованность, неуверенность в себе, рождает неискренность.
Важным аспектом в моей работе с педагогами является обучение специальным стратегиям работы. С целью социализации нарушителя нравственных норм совместно с психологом воспитатели составляют «Воспитательный план действий», рекомендованный С. Кривцовой и Н. Дятко на курсах «Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста».
«Воспитательный план действий» — это индивидуальная, исследовательско-коррекционная программа работы педагога с конкретным ребенком. Это план действий педагога в интересах ребенка, и воспитатель составляет его для себя.
ВПД состоит из 5 шагов:
5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию ВПД.
В детском саду большое внимание уделяется созданию благоприятной атмосферы для детей. В группах детям комфортно и уютно, каждый может найти себе любимое занятие. Это достигается за счет создания единого воспитательного и психопрофилактического пространства. Создавая развивающую среду, мы заботились о том, чтобы дошкольник не потерял чувства защищенности, безопасности и, устав от окружающих, перебрался в «тихий уголок», или «уголок отдыха», чтобы полистать любимые книжки, рассмотреть альбом с фотографиями семьи, поиграть с любимой игрушкой и просто помечтать.
Здесь дети могут найти: «мирилки-дружилки», стаканчик для крика, игрушка-подушка «шептунчик», сумочка для секретов. Сходство с домашней обстановкой, присутствие милых ребенку вещей снимает стресс, помогает легче адаптироваться. Цель уголка - научить детей самоанализу и самооценке, развитие эмоционального мира дошкольников.
Для обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения мы используем «Релаксацию» по программе Н.Л. Кряжевой перед сном на старших и подготовительных группах. Кроме того, педагоги активно применяют в работе психогимнастику по программе М.И. Чистяковой с использованием элементов касательной терапии, массажа.
В направлении просветительской и профилактической роботы с детьми, педагоги получают психологические знания. Это происходит в форме консультирования, тренинговых занятий, деловых игр, где воспитатели участвуют в решении проблемных ситуаций, выступая в роли детей.
Увидеть результаты нашей деятельности по формированию нравственных качеств нам помогает мониторинг, который проходит в конце учебного года и включает:
- психолого-педагогическую диагностику интегративных качеств по методике Е.К. Ягловской, И.А. Бурлаковой,
- диагностику социально-эмоционального развития по программе «Я-Ты-Мы»,
- мониторинг освоения детьми образовательной области «Социализация» по программе «Детство».
Результаты мониторинга по каждому ребенку вносятся в итоговую «карту развития нравственных качеств». Возможности ребенка в зависимости от его возраста и ситуации, в которой они проявляются, оцениваются по пятибалльной шкале. По результатам диагностики выводится итоговый балл, который соответствует своей зоне развития. Дети, получившие балы ниже среднего, включаются в групповую работу.
Ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценные результаты, если она не реализуется совместно с семьей. Работу в этом направлении нам помогают осуществлять родительские собрания, семинары-практикумы, «круглые столы», индивидуальные консультации и консультации в папках передвижках на группах. Для каждой возрастной группы оформлены информационные папки, где представлен материал о возрастном психическом развитии детей данного возраста, интересные статьи из прессы, книг по вопросам психологии.
В результате углубленной работы мы видим положительные изменения, произошедшие в развитии детей и нормализации микроклимата в группе. В дальнейшем мы планируем продолжить поиск путей совершенствования работы, так как проблемы нравственного развития детей на сегодняшний день в обществе стоят особенно остро.