28 марта 2012 года
Национальное самосознание - одна из составляющих самосознания личности. В нашем индивидуальном поведении подспудно реализуются традиционные нравственно – культурные установки и ценностные приоритеты окружающего социума. В период перехода страны от коммунистических идеологий до современного демократического мировоззрения, мы стали меняться под давлением западных ценностно - поведенческих стандартов. Отторжение ценностей, свойственных национальной культуре народа, стало приводить к изменению ключевых основ национального характера. И тут мы получили положение дел по известной поговорке «что русскому хорошо, то немцу – смерть», только сработала эта формула наоборот: чем глубже мы погружались в хорошо проверенный на Западе атеизм, тем привычнее становились для нашего современника, русского человека: цинизм, торгашество, презрение ближнего и отвратительная антикультура половой вседозволенности. Нация, идущая по такому пути, может быть названа больной нацией, вырождающейся, утрачивающей прошлое и не имеющей будущего.
Итак, что же могло противостоять натиску культурного одичания под лозунгом специфического «вхождения в мировое общество»? Опору давал только тысячелетний опыт предков, русская этническая целостность которых, духовно окормлялась Православием, ставшее выбором нации, судьбой и целеполаганием. Такое единение веры и этноса создало национальный характер, национальную психологию, идеалы и нормы поведения. Эта гармоничная неразрывность веры и этнического самосознания делала нас на протяжении тысячелетия собственно русскими.
Перед музеем стояла задача: признавая включённость в общеисторический процесс постараться не растворить в нём своё историческое прошлое и наследие, потому как «Лучшее наследство, которое могут родители дать своим детям, есть доброе воспитание. Оно имеет гораздо большую ценность, чем все богатства и блага земные…» Св. Владимир (Богоявленский). В этом отношении чрезвычайно велика оказалась роль музейной работы, призванной сберечь и обобщить культурно-исторический опыт народа, помочь современникам в его осмыслении, и быть может, найти выход из духовно-нравственного кризиса путём приобщения к православным традициям. Уже с середины 90-ых, научные сотрудники стали разрабатывать и применять на практике программы по религиозной тематике. С 2000-ого года музей имел хорошо зарекомендовавшие себя экскурсионные маршруты по истории Саровского монастыря. Одной из самых больших экспозиций в музее является новый зал, посвящённый истории места, где в 1706 году появилась Свято-Успенская Саровская пустынь. Весной 2000 года в выставочном зале музея прошла выставка «Золотой век Муромской иконы», где были представлены из фондов Муромского историко-художественного музея произведения иконописного искусства 17 века. В 2003 году, в дни торжеств 100-летия канонизации пр. Серафима Саровского, научные сотрудники открыли новую важнейшую тему по истории зарождения монастыря - «У истоков», - начались экскурсии в пещерный комплекс. Летом 2006, в дни празднования 300-летия Саровской пустыни, Святейший Патриарх Алексий II вдохнул новую жизнь в запустелые стены обители, вновь возродился Саровский монастырь. К этому событию музей открыл в своих залах большую выставку, посвящённую одному из самых знаменитых монастырей России Свято-Успенской Саровской пустыни. Выставка «Место сие тебе будет во спасение…», была осуществлена по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Она являлась грандиозным совместным проектом, в котором участвовали наш «Городской музей», Нижегородская и Арзамасская епархия Русской Православной Церкви, Российский государственный архив древних актов, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублёва, Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей и благотворительный фонд Серафима Саровского. На выставке были представлены чудотворные святыни, реликвии, памятные вещи и иные подлинные свидетельства жизни и трудов прежних подвижников Саровской обители. В том же году прошла VII – научно-практическая музейная конференция, посвящённая 300 -летию образования Саровской пустыни, где выступали докладчики из разных городов России. Эта конференция получила статус Всероссийской. На открытии конференции состоялась презентация выставки « Летопись Сарова в архивных документах» из Центрального государственного архива республики Мордовия. Участники форума и научные сотрудники музея получили возможность открыть для себя ещё малоизученные страницы уникальных монастырских хроник, что послужило поводом для дальнейших научных разработок.
Так постепенно музей менялся вместе с окружающим социумом. Нам казалось, что это мы разрабатываем и предлагаем самые востребованные временем программы, экскурсии, мероприятия, которые воспитывают духовно - нравственные ценности, зарождают новое понимание роли церкви в жизни человека, но жизнь показала, что и мы сами, благодаря профессии, подпадаем под благотворное влияние среды, не остаёмся безучастными созерцателями, а наоборот становимся сотворцами истории. Через диалог с посетителями научные сотрудники, стали ощущать некую личную сопричастность в приобщении к духовным корням отечественной культуры. Внутренний рост, углубление в древние источники святоотеческой мудрости привели к более полной отдаче себя творческому процессу созидания.
На сегодняшний день Городской музей предлагает посетителям следующие программы:
- Экскурсии по залам музея:
а). «Досточтимые иноки монастыря»;
б). «Не стоит город без святого, а село без праведника»;
в). « Саровские святыни»;
г). «Прославление старца Серафима»;
д). «Саров в произведениях русских писателей»;
е). «Возрождение духовной жизни»;
ж). «Жизнь родине – душа богу».
- Экскурсионные маршруты по городу:
а). «У истоков» Посещение монастырского пещерного комплекса с подземным храмом преподобных Антония и Феодосия Печерских;
б). «Благословенный Саров». Пешеходная экскурсия по монастырской площади с посещением храмов во имя преподобного Серафима Саровского и во имя святого Иоанна Предтечи;
в). «Иерусалим старца Серафима» путешествие по «Дальней пустынке».
- Абонементы для дошкольников и учеников младших классов:
а). « По тропинке батюшки Серафима». (О жизни и подвиге преподобного Серафима Саровского);
б). «Светлая Саровская пустынь». (Об истории Саровского монастыря его подвижниках);
в). «Начало…» (О зарождении духовного центра России - Саровского монастыря).
В музее проходят исторические конференции, где освещаются неизвестные или мало изученные страницы истории монастыря. В 2011 году прошла IX конференция, посвящённая 320 – летию со дня образования первого постоянного поселения на Саровском городище. В рамках конференции состоялось открытие выставки «Точка отсчёта», на которой можно было проследить историческую хронологию места, где появился монастырь, с момента его зарождения и до возрождения в наши дни.
Наряду с историческими выставками музей устраивал конкурс фотографий о Сарове и сердце города - Саровском монастыре. Лучшие работы отбирало жюри председателем, которого являлся отец Владимир (Кузнецов). Целью фотовыставки « Саров Православный», являлось широкое информирование общественности о прошлом и настоящем духовного центра России.
Особую роль в восприятии духовной темы играет художественно – эстетическое направление деятельности музея. В художественной галерее не раз проходили выставки, посвящённые православным святыням России. Это выставка 2004года «Свет православия», художник В. М.Гришин. Его творчество, в своё время, благословил митрополит Нижегородский и Арзамаский Николай. В 2007 прошла совместная выставка с нашим приходом, которая называлась «Русский костюм. Возрождённая традиция». В экспозиции были представлены коллекции православного центра «Русские начала» г. Москва и экспонаты из фондов городского музея. В 2008 году прошла выставка « Христианские святыни в художественных образах» г. Москва. Также в галерейных залах выставлялись работы художников священнослужителей приходских храмов, это графика, живопись о. Александра (Щёлокова)с .Нарышкино и выставка живописи о. Евгения (Юшкова)г.Бор.
Сотрудниками музея в разные годы был подготовлен и проведён цикл передач на радио по истории Саровского и Санаксарского монастырей.
В музейных залах, посвящённых быту русских людей конца XIX началу XXв., проходят Рождественские вечера, где дети приобщаются к играм, музыке и обычаям своего народа. Также, уже несколько лет, на сценах музея и галереи проходит театральная постановка «Рождественский вертеп» православного творческого объединения «МIР».
В современном мире церковь, музеи и библиотеки, пожалуй, единственные социальные институты транслирующие обществу позитивные, нравственные идеалы.
Понимая, что сфера культуры, эта одна из составляющих системы духовного здоровья нации, строящаяся на устойчивых культурно-исторических традициях, создающих и крепящих национальную идентичность, музейные сотрудники всё больше прорабатывают и запускают в свет программы, ориентированные на духовно нравственное образование. Пришло время возврата к своим корням, осознание ответственности за воспитание подрастающего поколения в духе вечной истины, правды и любви.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна