Физика и теология. Федоров Алексей Викторович, начальник сектора ИФВ, кандидат технических наук. Выпускник МИФИ и Свято-Тихоновского богословского института (тогда ПСТБИ, а ныне – ПСТГУ, университет).
– На мой взгляд, есть две причины для открытия кафедры теологии в МИФИ. Первая заключается в том, что в основе университетов Европы, которые появлялись в начале 13-го века в Праге, Флоренции, Генуе, а потом и во Франции и других странах, лежали кафедры и факультеты богословия (теологии). Это потом уже выделились медицина, юриспруденция и затем, уже в Новое время – физика и математика. Если начистоту, то эти европейские университеты появились благодаря православной Византии – там на 700 лет раньше возникло первое высшее христианское учебное заведение, по сути, университет. О нем Европа не знала. Во время крестового похода 1204 г, когда был разгромлен Константинополь, крестоносцы вывезли оттуда не только огромные материальные ценности. История показывает, что через 20-30 лет в Западной Европе как грибы начинают расти университеты. Европа воспользовалась плодами православной цивилизации.
Вторая причина. Давайте заглянем в будущее. Большинство из нас знакомо с прогнозом академика Моисеева, что через 30-40 лет наступят необратимые изменения в экологической обстановке. Сегодня многие ученые говорят, что мы движемся от пещерного человека к мусорной яме, в которую хотим превратить всю Землю. Поэтому, чтобы остановить процесс разрушения планеты, совершенно необходима нравственная компонента высшего образования, чему и призвана послужить теологическая кафедра.
Когда я учился в православном богословском институте, преподаватели рассказывали нам, что после открытия ПСТБИ очень не хватало помещений и часть предоставил ректор МГУ Садовничий. Лекции и занятия проходили в университете, и студенты МГУ заглядывали на них – кто случайно, кто из любопытства. Часть заглянувших оставалась. Людей приучали, что нужен только научно-технический прогресс – физика, математика, кибернетика, а их душа лежала к другому. И те, кто тогда захаживал на лекции ПСТБИ, позднее тоже закончили богословский институт.
Я считаю, что кафедры теологии облагородят российские университеты. В современных условиях нравственного плюрализма и вседозволенности создание в Национальном исследовательском ядерном университете кафедры теологии – самый положительный факт.