Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Наука и религия

Новость об открытии в МИФИ кафедры теологии вызвала в средствах массовой информации волну споров на тему,  нужна ли физику  теология. 

Слышны голоса: «Нас хотят  вернуть в средневековье!»  Тональность высказываний такова, что предполагает ответ только «да – нет».  Это напомнило недавние споры   по вопросу преподавания в школе «Основ православной культуры».  Обсуждение  ведется на эмоциональном уровне,  противниками движет страх. Страх чего? Как будто у нас в школе, институте и обществе все в порядке и лучшего не надо. Но мы все, и верующие, и неверующие чувствуем: что-то в жизни  страны не так,  и с тревогой глядим в будущее.  На мой взгляд, самое печальное в развернувшихся дискуссиях – отсутствие  серьезного  обсуждения  общественных разногласий, умения выслушать и принять чужую точку зрения.  В то время как именно решению хотя бы некоторых насущных  вопросов и может послужить кафедра теологии.  Она  способна стать площадкой для серьезного обсуждения различных актуальных тем. На мой  взгляд, очень много вопросов, одинаково интересных как  физикам, так и теологам:  это происхождение нашей Вселенной,  появление  жизни, природа сознания…

Могу сослаться на свой личный жизненный опыт.  Атеистическое образование  формировало не  умение  думать, а невежество и высокомерие по отношению к верующим. Для примера приведу эпизод из студенческой жизни. В компании зашла речь о вере и один из однокурсников пренебрежительно сказал: « Ну, эти попы, они такие-сякие…».  К моему удивлению, наш комсорг,  уважаемый всеми не только за отличную учебу,  но за  здравый смысл  и  практический склад ума,  резко возразил: «А ты хоть одного живого попа видел? А я видел, и разговаривал. И через пять минут разговора почувствовал, что мне нечего сказать».  

Когда читал материалы о дискуссии в Кембридже между известным атеистом Ричардом Докинсом и англиканским епископом, то удивлялся интеллектуальной честности: ни с одной стороны не было попыток уйти от сути вопроса и, наоборот, присутствовало обоюдное желание не заткнуть  аргументом оппонента, а донести свою мысль. Если это пережиток средневековья, то почему бы нам его не заимствовать?

Так получилось, что я  не только закончил МИФИ, но и являюсь выпускником кафедры теологии СарФТИ.  Зачем физику богословское образование?  Для выполнения производственных обязанностей оно, взможно, и не обязательно.  Но знакомство с историей физики  открыло для меня удивительный факт:  великие ученые-творцы революционных теорий,  внесшие выдающийся личный вклад  в  науку,  интересовались религиозными  вопросами. И не только  Галилей, Коперник, Ньютон, Лейбниц, жившие в постсредневековье, но и близкие к нам по времени Эйнштейн,  Бор, Гейзенберг, Планк.  Отсюда отнюдь не следует ограниченность возможностей  атеистов, но  очевидна для меня широта личности и глубина внутренней жизни перечисленных ученых.

Однако не только гениев волнуют «глобальные» вопросы.  Где границы науки? Какие постулаты лежат в основе науки?  Что значит «доказать»? Как соотносятся научные знания о мире и Божественное откровение?  Науку и религию интересуют разные вопросы. Наука, выявляя механизм явления, говорит «Как?», а  религия – «Зачем?», постигая его смысл, цель. Они дополняют друг друга.  Желание, с одной стороны –  понять суть науки, выходящую за пределы области профессиональных интересов, и  с другой –  самому  разобраться в вопросах веры  – побудило меня к получению второго высшего образования.  Это мой свободный выбор, и  по-другому быть не может при изучении религиозных дисциплин.

Нельзя заставить человека верить.  Вера, верность – это личный выбор, связанный с необходимостью его отстаивать, самостоятельно принимать решения. В то же время, чем меньше в человеке веры, тем легче он подвержен суевериям.  Сродни  суевериям иррациональный  страх перед изучением  религии:  в этом видят чуть ли не «зомбирование».   На самом деле в борьбе с шарлатанами,  оккультистами,  лжецелителями,  прикрывающимися  научной фразеологией,  наука и христианство  могут и должны быть союзниками.  Что для этого нужно – это преодоление  наследия безбожных советских времен, невежества в религиозных вопросах.

В то же время  и от священнослужителей требуется уважение и понимание  основ  научного подхода  к пониманию  мира. И такая работа началась: в том же МИФИ  ведущие ученые прочитали курс лекций  по основам  естествознания для  будущих докторов богословия*. 

Известный московский протоиерей Глеб Каледа (в миру доктор геологических наук) в своей проповеди на праздник Рождества Христова приводит такое сравнение: первыми пришли поклониться младенцу-Христу простые пастухи, а мудрецам-волхвам понадобилось долгий, тяжелый и полный  опасностей путь через неведомые страны.  Подобно пастухам  приходят к Богу люди чистые сердцем, способные  в своей душе услышать  Его призыв.  Другой путь,  тяжелый и длинный – через  познание внешнего мира увидеть Творца в  его  творении. Это путь опасный: ведь волхвов вела звезда – ангел Божий, согласно святоотеческого толкования.  Отвергнув помощь Господа, его путеводительство, ученые становятся подобны блудному сыну. Жизнь своим умом, пользуясь дарами Отца, но присваивая  их себе, приводит к печальным последствиям. Научный прогресс делает жизнь легче физически, но  не открывает смысла человеческого существования.

* - С 30 января по 10 февраля в Москве при Общецерковной докторантуре и аспирантуре имени свв. Кирилла и Мефодия на базе Национального исследовательского ядерного университета МИФИ прошли курсы повышения квалификации для преподавателей «Концепций современного естествознания» духовных школ Русской Православной Церкви.  (Портал «Богослов.ру» http://www.bogoslov.ru/text/2438379.html).