В апреле 2008 года Православным творческим объединением "МiР" был объявлен конкурс сочинений среди Саровских школьников и студентов. В качестве методического пособия для каждого учебного заведения к положению о конкурсе были приложены фильм "Николай и Александра" и несколько книг в электронном виде.
Несмотря на сжатость сроков и близость выпускных экзаменов, активность среди учащихся и учителей была велика. Из 65 участников, допущенных до конкурса (предварительный отбор проводили учителя), 14 стало лауреатами, многие были отмечены специальными призами, памятные подарки получили все. Кроме школ в конкурсе приняли участие Саровский медицинский колледж, Саровский политехнический техникум, техникум СарФТИ.
Результаты конкурса оказались очень интересны.
Положение о конкурсе Избранные сочинения
- Удивительно, что совсем еще юные создания рассуждают на такие непростые темы, как что значит быть настоящим отцом, как воспитать детей счастливыми, как найти пути укрепления семьи… Возникло отрадное чувство от того, что нынешнее молодое поколение не бесшабашное, не безответственное. Наоборот, у них есть понимание и патриотизма, и роли семьи. Есть прекрасные добрые качества, которые, мы надеемся, в них будут развиваться. Конечно, велика заслуга преподавателей в том, что они привлекли детей к участию в этом конкурсе. Но дело еще и в том, что заложено в семье. Семья была, есть и будет источником жизненного понимания, фундаментом и цементом будущей жизни подрастающего человека. Для себя я отметил, что дети, стоящие на православной позиции, раскрывают тему шире и глубже. Они видят основу, первопричину крепкой семьи.
- Проект «Время Семьи» очень интересен. Я порадовалась участию в конкурсе учащихся политехникума и медицинского колледжа, причем они показали достойный уровень. Хорошо, что организаторы конкурса предложили большой список тем для разного возраста, из которого могли выбирать и дети, и учителя. Среди конкурсных работ были сочинения, где есть настоящий юношеский максимализм, горячность сердца, неравнодушие – мне это очень понравилось. К конкурсу проявили интерес не только учителя литературы, но и историки, потому что были предложены темы о царской семье. В нашей школе сочинения писали два седьмых класса, темы о царской семье выбрали примерно треть ребят. Очень ценно, что были те, кто писал на тему «Идеал семьи в истории и литературе» и провели анализ литературных произведений. Сегодня сочинение на литературную тему уходит, его заменяет единый государственный экзамен. Так что от учителей литературы большая благодарность за то, что у детей появился повод еще раз взять в руки книгу, поразмыслить над определенной проблемой. Эту работу обязательно надо продолжать.
- Оценивать детские сочинения очень трудно. Боишься ошибиться. Вроде бы незатейливое сочинение, но такой свет от него, такая в нем радость, такой покой, такая полнота детства! Мама, папа, все на месте и вот оно счастье! А иногда дети пишут, что они счастливы, а я как взрослый человек вижу второй план: семья неполная и ребенку трудно с этим смириться. Вообще, работы ребят произвели очень сильное эмоциональное впечатление. Мало того, читая детские работы, я многое для себя открыла как мать.
- У конкурса было несколько задач, и все они в той или иной мере выполнены. Разговор о семье состоялся. Вернее, он успешно начат, потому что продолжение следует... Отрадно, что наш призыв к искренности был услышан - многие сочинения поражают именно степенью своей откровенности. Нашим детям есть, что сказать нам. Важно их услышать и не оставить без ответа. Материал сочинений настолько богат и интересен, что требует серьезного анализа и осмысления. Эта работа будет обязательно проведена.
Помимо непосредственного разговора о проблемах современной семьи, в наши цели входило познакомить ребят с традиционным для России православным взглядом на брак, что мы попытались сделать через семью последнего русского императора. Именно в ней, на наш взгляд, до невероятности полно воплотился идеал семейных взаимоотношений. Мы постарались ничего не навязывать, но дали возможность выбрать тему, предложили методический материал и попытались заинтересовать. Начало положено.
________________________________________________
А теперь прислушаемся к голосам участников конкурса:
"Семейное счастье достигается нравственными средствами - терпением, выдержкой, умением уступить, отзывчивостью, доверием, поддержкой."
"Хозяином в доме должно быть уважение и доверие."
"Доверие и уважение - главные составляющие хорошей семьи."
"Важно, чтобы дружба не только была, но и царствовала в семье"
"Сознаем мы или нет, но больше всего на свете нас, подростков, волнует отношение родителей к нам. Порой подростку кажется, что он может обойтись без поддержки, без любви близких людей, но это не так."
"Чтобы сделать ребенка счастливым, нужно всегда помнить о нем."
"Общаться с детьми - это значит найти с ними общий язык."
"Нужно, чтобы детей не только слушали, но и слышали; не только принимали, но и поддерживали и помогали."
"Ребенок должен чувствовать каждую минуту, что он не безразличен, что его любят".
"Как мало говорят родители о своей любви! Они считают, что это и так понятно... Но многие даже не подозревают, насколько глубоко действуют три простых слова "я тебя люблю"
"Воспитать ребенка счастливым помогут не грандиозные поступки, а совсем незначительные, на первый взгляд, мелочи, такие как слова "Спокойной ночи", теплый семейный вечер, поход, поездка вместе с родными"
"Для детей поход в кино с родителями - уже маленькое счастье"
"Поблагодарить ребенка за то, что он помыл посуду, пожелать удачи перед контрольной или просто пожелать спокойной ночи не так уж и сложно, но многие родители забывают про это. А ведь именно этих мелочей порой так не хватает..."
"Если взрослые плохо понимают что такое счастье, то как быть детям?"
"Чтобы воспитать детей счастливыми, нужно, прежде всего, стать счастливым самому"
"Нужно долго и упорно работать над собой. Нужно уметь прощать и любить, радоваться чужому счастью."
"Человек счастлив только тогда, когда любит окружающих"
"Вопрос надо ставить иначе: не как воспитать детей счастливыми, а как сделать их хорошими людьми"
"То ЧТО нам дают наши родители, важнее того, СКОЛЬКО нам дают они".
"Главное, что дети хотят от родителей - понимания"
"Большинство людей, слыша слово "развод", реагируют на него точно так же, как на слова "автомобиль", "парикмахерская", - я имею в виду, что они не видят ничего необычного в этом слове."
"В этой жизни нас ежесекундно отвлекают от самого главного."
"Семья - это гармония. Она не идеальна, но она целостна."
"Семья - та великая целостность, которая дает ребенку право чувствовать себя счастливым и нужным..."
"Как можно делить неделимое? Как можно "разрезать" то, что должно быть целым и никаким больше!.."
"Развод будет преследовать человека всю жизнь... Он оставляет в душе каждого неизгладимый след..."
"Развод - катастрофа, потому что это "рана", которая не заживет у меня никогда..."
"Дети понимают, что в этом мире у ребенка существует только одна мама и только один папа. Никакие, даже самые добрые и щедрые дяди и тети, не могут претендовать на их места..."
"Везде нас можно заменить другим работником - от сторожа животноводческой фермы до министра. А настоящих родителей не заменит никто."
"Давайте учиться прощать друг друга. Может тогда из нашей жизни навсегда уйдет это страшное и нелепое слово - развод."
"Только семья - правильная форма существования в обществе... "
Награждение победителей Фото из поездки в г.Екатеринбург
Статья в православной газете г.Екатеринбург
Перейти к проекту "Время Семьи"
Перейти на исходную страницу ПТО "МiР"
Контактная информация: тел. 8 910 880 2400 (Роман), e-mail: hdc@yandex.ru
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна