Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Конкурс сочинений "ПРАВИЛА ЖИЗНИ"


Приложение №3

Здесь мы размещаем ссылки на материалы, которые "методическими" можно назвать только условно. Это произведения Я.Корчака, его биография, работы о нем. Знакомство с личностью и наследием Корчака представляется нам очень важным для осмысления тем, предложенных на конкурс. Привлечение других (некорчаковских) материалов при работе над сочинениями также будет приветствоваться.

Однако, обращаем Ваше внимание, что использование материалов не значит их обширное цитирование, а тем более просто переписывание. Мы не просим Вас составлять рефераты. Мы хотим, чтобы Вы поделились своими мыслями и чувствами. Это важнее всего.

Предлагаемые материалы рассчитаны в первую очередь на более старшую возрастную категорию участников. Младшим участникам мы прежде всего рекомендуем сказки Корчака о короле Матиуше, повесть "Когда я снова стану маленьким" и другие его детские произведения.


 
Мультимедиа

Художественный фильм "Корчак" (режиссер А.Вайда)      

Мультфильм "Расскажите сказку доктор" 3 серии (реж. А.Зябликова)

Детская опера "Король Матиуш Первый" (композитор Лев Конов)

Поэма А.Галича "Кадиш" (в исполнении автора)

 
Произведения Я.Корчака

 
Педагогические произведения:                   Книги для детей:

Как любить ребенка (1919)                             Слава (1913)

Право ребенка на уважение (1929)                 Король Матиуш Первый (1923)

Правила жизни (1930)                                     Король Матиуш на необитаемом острове (1923)

Несерьезная педагогика (1939)                       Когда я снова стану маленьким (1925)

                                                                         Дети Библии: Моисей (1937)

 
Статьи и книги о Я.Корчаке

Статьи

Ольга Медведева. "Легенда Януша Корчака"

Роза Валеева. "Товарищеский суд в детских домах Корчака как орган защиты прав ребенка"

Макс Кацер. "Януш Корчак и прощение"

Книги

Игорь Неверли. "Такой была эта детская газета"

Бетти Джин Лифтон. "Король детей"


 
Почему Корчак?

Почему "Корчак"? - так сформулировал вопрос, объясняя свое обращение к военной теме, режиссер Анджей Вайда, постановщик фильма об известном польском враче, педагоге и писателе, погибшем вместе со своими воспитанниками из еврейского Дома сирот в фашистском лагере массового уничтожения в 1942 г.

Попытаемся и мы дать свой ответ на этот вопрос. Почему России сегодня нужен Корчак?

Не потому ли, что страна, уставшая от трескучих лозунгов и "великих свершений", отринувшая ложь и избравшая трудную свободу, нуждается в правдивом слове и настоящем деле?

Корчак же, идеалист и - одновременно - прагматик, высокие идеи облекал в простые слова и воплощал в жизнь. Утопическая мечта и здравый смысл - может быть, именно это корчаковское сочетание качеств сейчас нам необходимо более всего.

Его личность, судьба, педагогическое и литературное наследие требуют серьезного осмысления. Наследие Корчака нельзя свести к отдельной педагогической, медицинской или литературной проблеме, сегодня Корчак в большой степени - проблема метафизическая.

Корчак, как и мы, жил в кризисном, жестоком и кровопролитном мире, в эпоху войн и революций. Жил с мрачным предощущением, но и с неизбывной волей преодолевать его собственными поступками, в повседневном труде - отвоевывая для маленьких людей право на самостоятельность, независимость и свободу.  "Совершенствуя мир, не забывать о ребенке". Поэтому нам интересны его философия, мировоззрение, жизненная позиция. Корчак позволяет задуматься над актуальнейшими современными вопросами: воспитания как основы реформирования общественной системы; возвращения к Богу, возвращения не массового, а личного, индивидуального, "одинокого", как сказал бы Корчак; национальной идентичности - сохранения своей тождественности и принадлежности стране, в которой живешь, и ощущения себя частицей вселенной... Корчак заставляет размышлять и о множестве других проблем - мы смело можем делиться с ним своими тревогами и заботами.

Чем глубже мы узнаем Корчака, тем очевиднее, что его последнее, ставшее широко известным решение не было случайным. Свой последний выбор Корчак совершил сознательно, свободно - так он жил всегда. Он лишь остался верен главной ценности, которую исповедовал сам и которой учил своих многочисленных детей. 21 июля 1942 г., за две недели до трагической развязки он писал в "Дневнике": "Я хотел бы умирать, не теряя присутствия духа в полном сознании. Не знаю, что я сказал бы детям на прощание. Наверное только то, что они абсолютно свободны в выборе своего пути".
Именно свобода духа и сознательность существования обеспечивают резервы человечности, единственные неисчерпаемые резервы на этой земле.

Ольга Медведева,
кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник Института славяноведения и балканистики
Российской Академии Наук, г. Москва.

 

 


Перейти в "Проекты ПТО "МiР"

Перейти на страницу проекта "ДЕТИ БИБЛИИ"

Перейти на исходную страницу ПТО "МiР"

Контактная информация: тел. 8 910 880 2400 (Роман), e-mail: hdc@yandex.ru