8 ноября 2019 года
До революции в Арзамасе было пять монастырей, три мужских и два женских. Жители этого небольшого городка со множеством монашествующих почитали преподобного Серафима Саровского еще при его жизни и почитают до сих пор.
Арзамасский краевед Николай Щегольков в 1911 году писал: «О. Серафим бывал в Арзамасе еще будучи молодым послушником, когда его, как происходившего из купеческого сословия, посылали для покупок на ярмарки: Макарьевскую, Петровскую в с. Палец и Спасскую на Зеленыя горы. Вероятно, приходилось ему ночевать в Арзамасе при Саровской часовне, может быть, он при этом посещал некоторые арзамасские храмы, ходил на почту и даже что-либо покупал для обители в арзамасских лавках. Но все это покрыто забвением и неизвестностью.
Несравненно важнее то, что когда он уже отбыл свои послушания, то уже подвизался на покое, близость Арзамаса к Сарову позволяла арзамасцам без особого труда пользоваться его наставлениями, утешением и благословением. Почти в каждой коренной арзамасской семье сохранились воспоминания о нем, о его назидательных беседах и даже предсказаниях. Можно с уверенностью сказать, что молитвы, наставления и благословения о. Серафима низвели на Арзамас много благодати Божией, и то благочестие, которое процветало в Арзамасе во второй половине его «золотого века», в значительной части насаждено было им.
До самого дня открытия св. мощей его в Арзамасе, положительно, за литургией приходилось слышать многократно воспоминаемое имя иеромонаха Серафима: почти каждая семья записывала его в свои поминания вместе со своими родными.
Почти в каждом доме в Арзамасе был его портрет и младенцы арзамасские с самыми первыми понятиями о Боге узнавали и имя отца Серафима. Никто из арзамасцев не сомневался в том, что он праведник и все они чаяли открытия святых мощей его...»
И в наше время «любовь арзамасцев к батюшке Серафиму безмерна», утверждает хранитель Музея Русского Патриаршества в Арзамасе Тамара Антонова.
Тамара Ивановна: «Не только Дивеевский район, но и наш, Арзамасский край, — это те места, где Батюшка бывал, и в народе всегда хранилась память о нем. Например, история о том, как к Преподобному заехал арзамасский купец, старец сказал купцу, что на нем – гнев Божий, и затем случился пожар. Подобные истории о батюшке Серафиме не записывались, но бережно передавались в семьях. Есть места, не помнящие себя, а особенность Арзамаса — историчность, в нем традиции, обычаи и предания сообщались из уст в уста.
Батюшка был сборщиком денег для Саровского монастыря и он пешком ходил на ярмарки. Ярмарки были и в Арзамасе, и на Ваду, где 12 источников в неглубоком овраге. Считается, их нашел прп. Серафим, когда шел в Зеленогорский женский монастырь. Батюшка всегда останавливался у родников, где бьют святые ключи и можно переждать полуденный зной. С именем прп. Серафима также связывают Шумлейский родник в лесном массиве возле д. Новая Слобода в Арзамасском районе, у скита Свято-Николаевского монастыря.
В Арзамасе всегда было в обычае принимать блаженных. Пожилые люди еще помнят блаженную старицу Капу, но мы тогда не могли оценить этих высокодуховных людей, безбожному поколению было мало что открыто. А сейчас уже нет этих людей, уходит и наше поколение.
В Арзамасе всегда почитали свои святыни. Расскажу такой случай. К одинокой старушке ночью в дом залезли бандиты, чтобы украсть старинные иконы. Она могла уткнуться носом в подушку, подумав: «Берите что хотите». Она же с ними воевала, вцепилась в иконы и была жестоко избита. Была готова отстоять иконы ценой собственной жизни. Это характеризует арзамасцев, как людей, которые превыше всего ставят свои святыни.
У нас в каждом доме есть икона батюшки Серафима. И счастливы были те семьи, где хранились царские сувениры, которые раздавали народу члены Царской фамилии в 1903 году. Более того, в Арзамасе до сих пор есть семья, которая хранит прижизненное изображение Серафима Саровского. Эта реликвия, написанная на холсте иконописцем Иосифом Серебряковым, передается из поколение в поколение, и они ни за какие деньги не хотят расстаться с ней. Художник написал несколько таких портретов, которые много копировали, и когда в 1903 году встал вопрос, как писать каноническую икону, за образец взяли портрет работы Серебрякова. Те иконы, которые пребывают в наших храмах, писались с этих портретов».
И в завершение вспомним слова о будущем Арзамаса, которые сказал прп. Серафим старице Дивеевской обители Евдокии Ефремовне, (впоследствии инокине Евпраксии): «Дивеево-то лавра будет, Вертьяново город, а Арзамас губерния...»
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна