Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Благодатию Божией прославленный

17 июля 2013 года

Саровские торжества 

Народное почитание батюшки Серафима началось задолго до канонизации, еще при его жизни.

Первый документ, указывающий на идею официальной канонизации, датирован 27 января 1883 года — годом коронации Александра III. Начальник московских женских гимназий Гавриил Виноградов в письме, адресованном обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцеву, имевшему репутацию человека, близкого к трону, предложил 
«ознаменовать начало царствования перед священным коронованием государя императора открытием мощей благочестивого, всей Россией чтимого угодника, которого молитвы и при жизни его были действенны, тем более теперь они будут благопспешны для великого государя, когда Серафим предстоит перед престолом Всевышнего в лике серафимовском». Тогда предложение было отвергнуто, но к этой мысли спустя годы вернулся царь Николай II.

В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского — через 70 лет после его кончины. 19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. На Саровские торжества собралось больше ста пятидесяти тысяч человек во главе с царем и другими членами императорской фамилии. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров.

В годы революции

После революции советское правительство развернуло мощную антирелигиозную пропаганду, под эгидой которой вскрывались раки со святыми мощами в храмах и монастырях по всей стране.

В ноябре 1920 года прошедший в Темникове IX уездный съезд Советов принял решение о вскрытии раки с останками преподобного Серафима Саровского. Требовал вскрытия мощей известный мордовский поэт, переводчик «Интернационала» на мокшанский язык Захар Дорофеев.

17 декабря 1920 года было произведено вскрытие мощей с составлением акта.

В 1922 году мощи были изъяты и перевезены в Москву, в Музей религиозного искусства в Донском монастыре. А в храме в честь преподобного Серафима, освященном в 1914 году в Донском монастыре, в 1927 году был построен крематорий, называвшийся еще «кафедрой безбожия».

Из воспоминаний архиепископа Истринского Арсения (Епифанова):

«В вопросе обретения мощей преподобного Серафима Саровского очень помог покойный ныне архиепископ Тамбовский Евгений (Ждан). Именно с его назначением в 1987 году на Тамбовскую кафедру стали предприниматься большие усилия по возрождению духовной жизни на Тамбовщине. Попутно владыка изучил массу документов и случайно наткнулся на те, которые содержали описание вскрытия сотрудниками НКВД раки мощей преподобного Серафима Саровского. Конечно, это жуткая бумага — в отношении святого угодника Божия было проявлено мародерство, но она ценна буквальным, детальным описанием каждой косточки, каждого позвонка, обнаруженного в раке преподобного».

Духовное радование

Осенью 1990 года в запасниках Музея истории религии (в Казанском соборе) Ленинграда были найдены неизвестные останки, не проходящие по описи. В декабре 1990 года останки были освидетельствованы комиссией в составе епископа Тамбовского Евгения (Ждана) и епископа Арсения (Епифанова). Комиссия, руководствуясь актом освидетельствования останков отца Серафима в 1902 году и актом вскрытия мощей, установила, что останки были мощами преподобного Серафима Саровского.

Из воспоминаний архиепископа Истринского Арсения (Епифанова):

«В конце 1990 года мне позвонил директор Музея истории религии Ленинграда Станислав Алексеевич Кучинский: „Владыка, я не могу утверждать точно, но нами обнаружены мощи какого-то угодника Божия. Мощи скелетного состава, никаких покровов. Сохранилась только одна рукавичка на мощах, на которой такая надпись: ‹Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!›. По описи эти мощи у нас не проходят, нашли мы их случайно, завернутыми в один из гобеленов…“

И вот мы приехали в Петербург (тогда еще Ленинград) и в присутствии директора, его заместителей и сотрудников музея поднялись в ту комнату, где лежала „находка“. Разумеется, мы привыкли всегда доверять только документам — здесь же никаких документов не было. Но еще в 1988 году владыке Евгению удалось обнаружить акт вскрытия мощей преподобного Серафима Саровского с подробным описанием. По этому-то акту мы и стали сличать найденные мощи с описанием. Все найденное досконально сходилось с останками преподобного Серафима Саровского! Даже такой факт: помните из жития преподобного, как его до полусмерти избили разбойники, искавшие у него деньги? И вот даже это сходится: у найденных мощей заметна довольно сильная вмятина на грудной кости!

Что меня тогда поразило больше всего: голова преподобного Серафима была в скуфейке с круглым отверстием на лбу. По-видимому, на это отверстие раньше была наклеена какая-то круглая металлическая пластинка, чтобы люди к ней прикладывались. Так вот, кости черепа преподобного — темного цвета, а это место — светлое-светлое, настолько оно зацеловано. От этого возникло какое-то радостное чувство…»

11 января 1991 года состоялась передача мощей. 6—7 февраля 1991 года мощи при участии Патриарха Алексия II были доставлены в Москву из Троицкого собора Александро-Невской лавры и крестным ходом перенесены в Богоявленский кафедральный собор.

Из воспоминаний архиепископа Истринского Арсения (Епифанова):

«На Рождественском Патриаршем поздравлении в Богоявленском Елоховском соборе Святейший Патриарх в ответ на приветствие митрополита Ювеналия, обращаясь к молящимся, сказал: „А еще хочу, дорогие мои, сообщить об одном необычном явлении, которое Господь даровал нам в эти дни: обретены мощи преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца!“ Меня поразило, как весь собор буквально вздохнул: настолько это глубинное переживание было в людях!

В середине января 1991 года Святейший Патриарх отбыл в Петербург (тогда еще Ленинград), там мощи Преподобного с торжественным пением были вынесены из хранилища в Казанский собор (он еще не был передан Церкви), где было совершено краткое молитвословие. Затем мощи перенесли в Александро-Невскую лавру, в святых воротах которой дорогую святыню встречали клир и паства Ленинградской епархии.

Несколько недель мощи преподобного Серафима находились на поклонении в Троицком соборе Александро-Невской лавры, а вечером 6 февраля, при пении множества собравшегося на улицах народа, крестным ходом были перенесены из лавры на Московский вокзал. Проходя по Старо-Невскому, по другим улицам, которые были определены для крестного хода, как было умилительно видеть множество народа со свечами, слышать это тихое молитвенное пение! Не было ни крика, ни гомона, ни какого-то ажиотажа… Не было той сумятицы, какая сопутствует обычно митингам, собраниям… Все пронизывало особенное, духовное радование!

Для доставки мощей Преподобного в Москву был выделен специальный вагон поезда. Когда отъезжали, такое было чувство — без слез не передашь! Вагон с мощами Преподобного Серафима был в поезде последним, в нем также находился Святейший Патриарх. Когда поезд тронулся, все люди, стоявшие на перронах или у входа в вокзал, опустились на колени. Этот момент — поклон жителей Петербурга, прощавшихся с Преподобным — настолько запечатлелся в памяти, что его трудно забыть. Это был единый душевный порыв…

От Ленинградского вокзала к Богоявленскому кафедральному собору состоялся большой крестный ход с мощами преподобного Серафима. Помню, это случилось на праздник иконы Божией Матери „Утоли моя печали“: морозный день, поземка, но погода никак не сказывалась на настроении собравшихся, радость переполняла всех! Когда мощи Преподобного внесли в Богоявленский собор, сразу спонтанно начался благодарственный молебен: ни книг, ни последования — все наизусть, по вдохновению — такое воодушевление было!»

28 июля 1991 года крестный ход с мощами отправился из Москвы, и 1 августа 1991 года, при большом стечении народа, Преподобного встречали в Дивеевском монастыре.

Из воспоминаний архиепископа Истринского Арсения (Епифанова):

«Летом состоялся грандиозный крестный ход — уже на автомобилях — во главе со Святейшим Патриархом, иерархами и священнослужителями Русской Православной Церкви для переноса мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево, во вновь открытую Дивеевскую женскую обитель.

Этот крестный ход прошел буквально по всей России: по городам и Московской, и Владимирской, и Нижегородской областей, и дальше — через Арзамас — в Дивеево. Повсюду крестный ход сопровождала масса людей, особенно поразили меня встречающие в Лакинске. Поскольку в этом городе не было предусмотрено остановки, а кроме того, уже на подъезде к Лакинску начался ливень, мы хотели ехать не останавливаясь. Но что мы увидели? На дорогу вышло много людей — с хоругвями, крестами, цветами и иконами. Они вышли поприветствовать преподобного Серафима! А тут — ливень! И вдруг, увидев наш кортеж, все эти люди, несмотря на потоки воды, становятся на колени! Трудно передать, какие тобой овладевают чувства, когда видишь такое благоговение перед святыней!

И так было по всему пути следования.

Сам Преподобный незадолго до своей кончины в беседах с Н. А. Мотовиловым говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. После кончины и последовавшего в 1903 году прославления мощи Преподобного оставались в Саровской пустыни. И только сейчас сбывается это пророчество старца.

28 июля 1991 года повесили колокола на первый ярус дивеевской колокольни. И встретили мощи преподобного Серафима колокольным звоном.

В Троицком соборе раку с мощами поставили в центре, где обычно стоит праздничная икона. Открыли окошечко, и духовенство прикладывалось к открытым мощам. Потом раку перенесли под сень. Всю ночь шли богослужения перед ракой. Утром в 9 часов служили литургию. Вечером 31 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил малую вечерню с акафистом в Троицком соборе. Пели три хора — дивеевский, нижегородский и арзамасский. В полночь, уже 1 августа, началась Божественная литургия.

На запричастном стихе пели стихиры Пасхи. Раку с мощами архиереи вынесли из собора и поставили на помосте перед праздничной иконой. Литургия совершалась Святейшим Патриархом при огромном стечении народа. Многие тысячи паломников сподобились в этот день принять Святые и Животворящие Таины Христовы. Ликовала земная и небесная Церковь, прославляя великого заступника перед Богом за землю Русскую.

„Исполнилось пророчество великого старца, — обратился Святейший Патриарх к богомольцам. — Мы видели, с какой духовной радостью встречали православные верующие в городах и весях драгоценную святыню нашей Церкви — святые мощи Преподобного. Действительно, Пасхальной радостью исполнялись наши сердца, и мы пели Пасхальные песнопения, вспоминая его слова, что среди лета будут петь Пасху. Начинается новая страница истории Дивеевской обители. Она будет иметь огромную притягательную силу для паломников, которые придут сюда почерпнуть духовное утешение и силы у преподобного Серафима“.

После литургии и крестного хода мощи преподобного вновь были перенесены в собор. В тот день в Дивеевском монастыре, который только-только начал восстанавливаться, собралось около 10 тысяч паломников».

В этом же году Патриарх Алексий впервые с гостями посетил Саров, отслужил молебен на Дальней Пустыньке, освятил памятник преподобному Серафиму и крест на месте его кельи. Затем была освящена часовня на городском кладбище.

17 ноября того же года монахиня Сергия была посвящена митрополитом Николаем в игумению Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Она прибыла с двумя насельницами в село Дивеево из Свято-Троицкой Рижской обители.

Столетие

2003 год, когда исполнилось сто лет со дня прославления преподобного Серафима Саровского, стал особенным для города Сарова и Саровской пустыни.

15 января, в праздник преподобного Серафима, над входом в посвященный ему храм была установлена первая главка с крестом, а на следующий день главка с крестом установлена и на главном куполе храма Серафима Саровского.

2 февраля этого же года в Москве в Храме Христа Спасителя состоялась хиротония епископа Георгия. С тех пор как новый владыка приехал на Нижегородскую землю и 9 февраля впервые посетил Саров, совещания в реставрируемом храме с участием высших лиц области и города стали регулярными.

Советник дирекции ВНИИЭФ, член правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского Дмитрий Сладков:

«С начала 90-х годов православная общественность Сарова пыталась вернуть первый в мире храм, освященный в честь преподобного Серафима. На собственном опыте мы убедились, что все попытки сделать это в лоб не дают результата. И семь лет назад было принято решение сменить масштаб, выйти за привычные рамки и проектировать событие всероссийского и международного уровня. В октябре 2002 года состоялся общественный проектный семинар „Столетие прославления преподобного Серафима Саровского как общественное событие (содержание и сценарии)“. Разработанная на основе такого широкого общественного обсуждения концепция праздника была хорошо воспринята власть предержащими — как церковными, так и светскими».

11 апреля еще 4 купола установлены на храме Серафима Саровского, а 17 апреля епископ Георгий заложил первый кирпич в основание восстанавливающейся кельи преподобного Серафима Саровского. 29 апреля, на третий день Пасхи, художники начали расписывать храм. До его освящения оставалось три месяца, но они в этот срок уложились.

11 июля епископ Георгий освятил крест, который 13 июля был установлен на колокольне Саровского монастыря.

29 июля многотысячный крестный ход с мощами преподобного Серафима из Дивеева пришел в Саров.

Вечером спецпоездом в город прибыли Патриарх Алексий, Патриарх Сербский Павел и представители всех православных церквей со всего мира.

30 июля святейший Патриарх Алексий с сослужащими архиереями и духовенством освятили храм преподобного Серафима. Все эти дни Саров был необычайно красив и торжественен. И днем и ночью жители шли к батюшке Серафиму.

31 июля город посетил Президент России Владимир Путин.

Перед колокольней состоялся молебен, и крестный ход с мощами преподобного Серафима двинулся в Дивеево.

1 августа в Дивееве на площади перед Преображенским собором Патриархом Алексием была отслужена литургия.

Сегодня августовские торжества в честь преподобного Серафима Саровского — одно из важнейших событий года не только для Дивеевской обители, но и для всего мира. Каждый год в эти дни сюда съезжаются верующие из разных стран для того, чтобы поклониться мощам преподробного Серафима и получить от него молитвенную поддержку.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст - Татьяны Фалиной, источник - сайт Нижегородской митрополии.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.