12 декабря 2011 года
Священник Михаил Резин почти 20 лет служит в Знаменском соборе Ардатова. Когда его после рукоположения туда направил владыка Николай, он сразу стал ходить в колонию для несовершеннолетних, помогать им и заниматься социализацией ребят, оказавшихся на свободе. Скоро понял – полезнее тратить силы на профилактику. В поисках форм работы с подростками, которых было не удержать в рамках воскресной школы, вышел на организацию витязей. О.Михаила не смутило то, что Национальная организация витязей (Н.О.В.) была создана в эмигрантской среде. Ведь и он познал горечь хлеба на чужбине, эмигрировав в Германию, но скоро не выдержал, вернулся в Россию, где принял священный сан… Движение витязей, начиная с 1996 года, из Ардатова распространилось по области. А через их летние лагеря прошло около полутора тысяч детей из России и из-за рубежа.
– Отец Михаил, в чем состоит уникальность Н.О.В. и почему она нужна обществу?
– Организация витязей была создана для того, чтобы сохранить православную веру, русскую культуру и язык в агрессивной иноязычной и инокультурной среде за рубежом. А в настоящее время наша культурная среда стала еще более агрессивной, чем та, что существовала в 1920-1930-е годы в странах расселения русской эмиграции. Поэтому сейчас организация витязей еще более актуальна, чем 80 лет назад. В наше время ребенок с разных сторон подвергается массированному и неподконтрольному родителям воздействию, которое разрушает его психику, душу и сердце. Организация витязей предлагает путь, как устоять, оградить ребенка от этой агрессии.
На время лагеря мы практикуем жесткую изоляцию от всех средств коммуникации и информации: телевизора, компьютера, сотового телефона. Весь информационный мусор отсекается. Устанавливаются совершенно иные отношения между детьми, между мальчиками и девочками. Практикуется общая детская молитва, которая обладает огромной силой по формированию как внешнего, так и внутреннего пространства детской души. Много раз мы наблюдали, как дети, которые прежде вообще никогда не молились, начинают это делать, и потом, когда уезжают домой, подвигают к этому своих родителей. Правда, если дома ребенок не видит поддержки, его молитвенный порыв обычно скоро затухает, и он возвращается к прежнему состоянию равнодушия. Но все равно, семя посеяно, в памяти ребенка запечатлилось то радостное чувство полноты жизни, которое в лагере сопровождалось молитвой. В нужный момент оно проснется.
– А как это проявляется в повседневной жизни?
– Витязи везде обращают на себя внимание. На слете молодежных организаций под Балахной «Наследники Мининского ополчения» наша разномастная команда – маленькие ребята вперемешку с большими – выделялась даже на фоне кадетов, плечистых десятиклассников в камуфляже. Витязей объединяет не только общая форма, но и совместная молитва, пласт культуры и традиций. Они очень быстро как единая команда включались в различные игры и конкурсные задания. Умели себя проявить в любой ситуации. В минуту прощания запевали прощальные песни. Если нужно было выразить чувство восторга, когда кого-нибудь награждали, хором скандировали: «Гип-гип-ура!» Все это – абсолютно не задумываясь, органично, на уровне навыка. У кадетов присутствовала военная дисциплина, но такой цельности коллектива не было. Почему? Потому что у них нет духовной составляющей – молитвы. Я специально спрашивал, им даже не преподают основ православной культуры. А витязи – это коллектив, спаянный духовной общностью. Они радуются каждой возможности побыть вместе. Если взрослые не понимают необходимости работы с детьми именно в таком духовно-патриотическом направлении, они потеряют не только детей, но и страну, в которой живут. Потому что дети вырастут равнодушными космополитами, мечтающими уехать на Запад, хорошо устроиться, получать большие деньги, ни за кого не отвечать и жить в свое удовольствие.
– Отец Михаил, про духовную составляющую вы сказали. Чем еще отличается устройство лагеря витязей от обычного летнего оздоровительного лагеря? Почему дети так рвутся к вам? Я знаю ребенка, который предпочел поехать в лагерь, а не на море, где прежде ни разу не был…
– Мало кто обращает внимание на то, что в лагере витязей минимум взрослых: начальник лагеря, повара, доктор и священник. Взрослых практически нет. И как следствие, нет довлеющего над всяким взрослым пласта грехов. Понимаете, душа не может имитировать чистоту. Есть таинство покаяния, но грехи оставляют шрамы в душе. Поэтому взрослый (даже мимикрируя в детской среде) не может быть таким же чистым кристаллом, пропускающим солнечный свет и благодать Божию, как ребенок.
Когда дети собираются в обычном лагере, на них постоянно давит надоевшая в школе взрослая заорганизованность и бюрократизм. Им предлагают игры, дискотеки и другие развлечения, потому что взрослым кажется, что это должно быть интересно. Детям приходится подчиняться требованиям взрослых. А в лагере витязей ребятам предлагается жить по законам правды, чистоты и красоты, по законам идеальной жизни. Старшие дети общаются с младшими, для которых их поведение более значимо, чем поведение взрослых людей, уже совершенно оторванных от детства. Это делает лагерь витязей свободным, честным и, в то же время, интересным для самих детей. Для старших ребят – это ответственность за маленьких, необходимость их как-то воспитывать, выстраивать отношения с ними. У младших повышенная мотивация тянуться за старшими. Идет общая борьба с негативной молодежной субкультурой, пошлостью, такими ненужными формами общения, как мат и курение. Вплоть до того, что особо злостных нарушителей приходится высылать из лагеря. Но если ребенок долго поживет в лагере (когда есть такая возможность – две смены), он меняется разительным образом, как будто побывал в другом мире. Особенно эффективно, когда основная масса ребят – уже побывавших в лагере, и минимум посторонних. Если процент новичков велик, им трудно вникнуть в этот дух, и старшим витязям приходится затрачивать много усилий, чтобы их подтянуть.
Эта работа очень нужна. К сожалению, у нас уже не хватает сил, чтобы проводить сезонные лагеря. Чтобы вывести эту работу на качественно иной уровень, нужна инициативная группа молодых энтузиастов. Чтобы собрать в сезонные лагеря полсотни детей, нужно помещение, например, корпус в пустующем лагере, и средства на питание. Это – ничтожно малые расходы по сравнению с тем, на что сейчас тратятся деньги.
– Как будет дальше развиваться организация витязей, есть ли у нее будущее?
– Думаю, будет развиваться медленно, с трудом преодолевая препятствия. Многое будет зависеть от инициативы местных священнослужителей, насколько они будут понимать необходимость такой здоровой формы работы с детьми и молодежью. Мы надеемся, что движение будет развиваться быстрее, если священноначалие обратит на витязей внимание, увидев жизнестойкость организации и ее позитивное воздействие на детей. Поэтому участники Второго международного слета витязей в Иркутске обратились к Святейшему Патриарху с предложением сделать это движение одним из основных в работе синодальных отделов по работе с молодежью. В настоящее время оно существуют не благодаря, а вопреки всему. Как правило, дружины витязей кристаллизуются вокруг священников, которые загораются этой идеей, потому что Н.О.В. строится на основании православной веры, молитвы, Божественной литургии. Я уверен, что подобной организации нет в России.
Мы делаем все возможное, чтобы расширить эту работу, но как Бог даст. Мы будем продолжать работать с тем количеством детей, которое для нас доступно. Слава Богу, если хоть одна душа придет ко Христу. Узнает, что смысл человеческой жизни не в том, чтобы только самореализоваться или взять от жизни все, а чтобы душу свою привести к Богу. Мы пытаемся объяснить детям, что это достигается через исполнение нравственных законов и заповедей Божиих, через любовь к Богу. Это – альфа и омега в жизни каждого человека.
Из публикаций разных лет
О.Михаил: «Из многих молодежных объединений, союзов и братств Национальная организация витязей (Н.О.В.) выделяется глубоко выстраданной любовью к Родине. Эта организация была создана теми, кто не мыслил своей жизни без России, но кто в силу трагических обстоятельств оказался вдалеке от нее. На страданиях и боли десятков и сотен тысяч отверженных, на многие годы забытых и по всему миру рассеянных православных россиян замешан по-военному сдержанный и до мельчайших деталей продуманный Устав Н.О.В… В числе витязей был такой известный церковный деятель и проповедник, как митрополит Антоний Сурожский. По его признанию, только организация витязей сделала его верующим»...
О.Михаил: «Родители начинают понимать, что только под покровом Церкви и веры Христовой можно не бояться за своих детей. Обычные лагеря отдыха, к сожалению, часто становятся рассадниками порока. Наш лагерь – не лагерь отдыха. Это вершина, венчающая круглогодичную работу с витязями. Это школа дисциплины, молитвы, труда, ответственности и христианской морали. Это школа, в которой дети учатся любить Бога, любить Родину и помогать людям. Мы надеемся, что рано или поздно у таких лагерей, как наш, будет государственная поддержка, мы верим, что подобных дружин будет все больше в России – как раз по числу церквей, которые растут и множатся, собирая вокруг себя все лучшее и светлое»...
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна