12 ноября 2011 года
Во время школьных каникул Саровское благочиние организует встречи педагогов с интересными людьми. 8 ноября в Культурно-просветительском центре Дивеевского монастыря перед учителями школ района выступил протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых, что в Красном Селе. Думаю, что собравшиеся навсегда запомнили три главных правила русского языка: «Думай, что говоришь», «Не говори того, чего не думаешь» и третье – самое сложное – «Говори не все, что думаешь».
Отец Артемий имеет высшую педагогическую категорию. Он член Союза российских писателей, автор многих публикаций, выступает в радиопередачах. Преподает в Свято-Тихоновском богословском университете, где заведует кафедрой гомилетики. Это – наука, излагающая правила церковного красноречия, или проповедничества. И ею о.Артемий владеет в совершенстве. Сначала зал сдержанно-настороженно принял московского батюшку. Слишком непривычным был ход его мыслей. Бедные педагоги привыкли к языку спускаемых директив, а тут им предложили роскошь душевного общения. Вскоре зал растаял и, не дыша, ловил каждое слово. Прекрасный русский язык, яркие образы, неподражаемые интонации и добрый юмор о.Артемия – были педагогам как бальзам на душу и, одновременно, как планка высокого уровня, такой ненавязчивый мастер-класс.
О. Артемий сравнил современную школу с Волоколамским шоссе, где в войну удерживали линию обороны Москвы: «Московское ополчение – это мы с вами, педагоги. У нас – окружная дорога, у вас – Святая Канавка. Ставка командования неизвестно где, и, как говорят ученики, «мозг вынесло давно»… Верхи не могут управлять, а низы – наши питомцы – не хотят ни учиться, ни жениться. А педагог посреди этого стоит подобно утесу из стихотворения Лермонтова. Ведь планы планами, а задача у нас одна – хранить души детей, не позволить им разложиться так быстро, как бы они того желали». Батюшка поднимал вопросы нравственного внутреннего состояния детей, их зашкаливающий эмоциональный фон и опережающие всякую возрастную психологию, искусственно навязанные детям интересы. Он констатировал, что родители, как правило, пребывают в глубоком ауте, сдавая школе на поруки своих чад. Нет уверенности, что вообще кто-то заинтересован в детях и принимает горячее участие в их духовно-нравственном становлении, которое тоже понимается по-разному.
От сердца к сердцу
О.Артемий: – Обрести точку опоры призван каждый из нас. Педагог – не Данко, мы не имеем права на ошибку. У нас одна общая тропа бескорыстной любви. Мы, педагоги, должны быть сотканы из положительных, светлых, жизнеутверждающих эмоций. Не о нас ли сказал В.Маяковский: «Светить всегда, светить везде. Вот лозунг мой и солнца»? Педагог – не «человек в футляре», застегнутый на все пуговицы, и не функционер, для которого самое главное – отчетность. Секрет нашей беспокойной творческой профессии – в таинстве общения «от уст к устам, от сердца к сердцу». Кажется, что сегодня даже при наличии самых замечательных учебников и методик личностный фактор определяет все.
Мы осознаем, что общаемся с детьми не на ментальном и информационном уровне. Современные дети перегружены аськами и развивающими компьютерными играми, которые на самом деле притупляют остроту восприятия мира. Часть деток ослаблены, другие, напротив, в ответ на агрессию мира ощетиниваются, у них вся жизненная энергия уходит в кинетическую. Их неумение сосредоточиться на каком-нибудь предмете напоминает рассеянный склероз. Руки бы опустились, если бы не наша с вами суворовская выучка. Мы не знаем слова «отступление». Только – вперед со свечой веры и любви к этим расслабленным и гиперактивным детям, являющимся заложниками семейной ситуации, без вины виноватыми. Они, может быть, в вашем лице имеют единственный шанс встретить отца и мать. В коллективе, в этом бушующем море, справиться практически невозможно. Но один на один с ребенком мы можем установить контакт, найти нужные слова, исполненные теплоты и любви.
Невольно встает вопрос о педагоге как о герое нашего времени. Педагог – это сильная личность, если он обрел точку опоры, без которой все летит вверх тормашками, если он всегда остается спокойным, равным самому себе. Если он может с чувством-толком-расстановкой, а главное, с любовью обращаться к детям. Мы, педагоги, трудимся в системе аванса. Как говорил преподобный Серафим своему ученику: «Наше дело – сеять, а уж когда взойдут всходы, не вам, батюшка, о том беспокоиться». Нам, педагогам, дано предугадать, как наше слово отзовется, но не дано знать, когда это произойдет.
Здесь нет мелочей
Когда педагог входит в класс, должны включаться все резервы его души. Сегодня родители почему-то отказались даже от скромной задачи учить детей тому, что прилично, а что – нет. Во времена Пушкина это называлось бонтон. Тогда самой убийственной характеристикой было «этот человек дурного воспитания», а значит, с ним общаться не подобает. Еще в советское время этому учили дома и в школе. Например, я от своей бабушки усвоил, что в общественном месте жевать неприлично. Как можно что-то преподавать жующим детям? Их глаза пусты. Бесполезно в одиночку бороться за достоинство личности учащегося. Если мы, педагоги, не хотим, чтобы наши школы превратились в дома толерантности, т.е. терпимости, то мы должны выработать в учительской единство требований и предъявлять их нашим детям. Тогда нам будет легче дышать… Основы духовной культуры начинаются с культурного поведения и внешнего вида учащихся. Почему-то сейчас даже педагоги об этом забывают. Я думаю, что осанка, умение поздороваться – это уже нравственная дисциплина, уже – путевка в жизнь.
Почему-то сегодня мы не заинтересованы (видимо, это – слишком большая роскошь) в том, чтобы дети умели ясно выражать мысли литературным языком. Довольствуемся их односложными ответами, которые всегда начинаются со слова-паразита «ну»… Если в педагогическом коллективе еще ставится задача выработки у детей какого-то стиля общения и речи, то мелочей в этом деле нет. Нужно не жалеть ни времени, ни сил, начиная уже с первого класса, чтобы дети не превращались у нас на глазах в первобытное стадо человекообразных обезьян.
Непрогретость любовью
У всякого блюстителя нравственности есть опасность превратиться в занудную сущность. Поэтому в современном педагоге важно креативное начало, творческая личность. Мы не должны успокаиваться на достигнутом и идти к детям одними и теми же проторенными путями. Как можно легко засушить самую прекрасную дисциплину, когда урок превращается в затверженную процедуру, в которой вы принимаете участие как автопилот. Это важно особенно в наше время, когда остро ощущается дефицит сердечного общения. Когда дети даже забывают цвет маминых глаз. Когда родители настолько скудны родительской любовью, что у них общение с ребенком строится преимущественно на отрицательных мыслях и чувствах, запретах и табу… Редко увидишь маму со светящимися глазами, мягким тембром голоса, которая умеет найти подход к своему непростому подростку, мотивировать его мягким ободряющим словом.
Главная проблема наших детей в том, что они до корней волос не прогреты любовью, а ведь это – необходимое условие, без которого невозможно нравственное становление маленького человечка. У него остывшее сердце, которое быстрее наполняется мусором, нежели светлым и возвышенным. Это – наше бескультурье. Детей ничего не притягивает домой, кроме компьютера. Умение выслушать ребенка, вызвать его откровенность – почти утерянное искусство... Мы постигаем великость и недостижимость нашей задачи – суметь ласково посмотреть в сторону ребенка, по-человечески с ним поговорить хотя бы полминутки. Дети остаются очень чуткими существами. Они ловят улыбку, как растения – луч света. Она оказывает пусть не моментальное, но чудесное воздействие на детей.
Сила слова
Теперь городские дети мало ценят свою жизнь и легко подвергаются суицидальным помыслам. В свете этого я переоценил курс нашей литературы. Представьте себе образ Катерины, которую вы по старинке оправдали за то, что она бросилась в Волгу. Но что если вы вложите в менталитет девочек возможность такого выхода из критической ситуации, одним прыжком? Не приведи Господь! Подростки с такой легкостью сигают в бездну, что это нельзя даже назвать самоубийством... Мы, педагоги, должны чувствовать, в каких турбулентных потоках крутятся дети, сколько у них тараканов в голове, какой мрачный фон оседает в их сознании из-за бесконечных раздоров в семье.
Начало православной культуры – это диалог. Дружественный обмен суждениями и впечатлениями. Если в семье нет этого неспешного вербального общения, то ребенок растет в вакууме… Получая этот продукт современной цивилизации, мы, педагоги, не должны недооценивать силы ласкового слова, особенно если оно оформлено по законам красоты и чистоты. Я преподаю искусство речи почти два десятилетия и пришел к выводу, что если слово напитано духом русской классической и церковной литературы, то оно независимо от предмета речи каким-то непостижимым образом прикасается к сердцам, их успокаивает, умиротворяет и доставляет радость, потому что сегодня мы перестали говорить на языке Тургенева, Гоголя, Есенина…
Думаю, что урок состоялся, если дети оказались внимательными и слушают вас, забыв о времени. И вы, каким-то шестым чувством, вдруг начинаете постигать, что трудитесь навырост. Может быть, не перегружая речь словом «Бог» и ведя речь не об отвлеченных моральных установках, а именно рассказывая, приобщая детей к собственному опыту. Нет ничего интереснее, чем судьба человека. Дети просят рассказать что-нибудь «из жизни». Задача воспитателя – иметь такие маленькие домашние заготовки. И совершенно незаметно, на фоне любознательности, осуществляется задача воспитания…
Батюшка показал, как рассказывать такие истории, используя эвристический подход, когда задаются вопросы и нравственное чувство ребенка само подсказывает ему правильный ответ, выстраивая нужную вертикаль. О.Артемий научил слушателей той молитве, о которой поет его духовное чадо, Светлана Копылова: «А мой отец, касаясь вопросов бытия,/одной молитве учит неизменно:/ «Благодарю за то, что имею в жизни я,/ и трижды за все то, что не имею». И еще одна молитва – против собственной неуемности – звучит так: «Не суй мене, Господи, куды мене не просют».
В завершение встречи о.Артемий лично подарил каждому учителю небольшие иконочки и конфеты, благословил, заглянул в глаза, сказал что-то персонально. Это было очень трогательно. Педагоги еще долго не отпускали гостя, задавали вопросы и простились как с давнишним другом. Батюшка удивительно ненавязчиво, словом и делом показал коллегам путь любви и личностного роста.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна