Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Икона – окно в духовный мир

9 октября 2011 года

Для детей, которые только начинают знакомиться с Православием, иконы представляют некоторую загадку, головоломку. У самых пытливых почемучек возникают вопросы. На них отвечает Надежда Королева, руководитель саровской иконописной мастерской.

– То, что мы видим на иконе – правда,  или это – особый сказочный мир?

Конечно, правда! Первой иконой Господа нашего Иисуса Христа был «Спас нерукотворный», изображение на полотенце, которое Он, умывшись, приложил к лицу. Потом святой апостол Лука, написал несколько икон Божией Матери, держащей на руках младенца, они стали основой иконографии Богородицы. Увидев их, Она сказала: «Благодать моя с сими иконами да пребудет». Первые христиане в катакомбах изображали Божию Матерь и Спасителя, как пастыря, держащего на плечах ягненка. Появились иконы святых, чтобы сохранить в памяти их лица. В Средние века на Руси возникли иконописные своды, где сказано, как выглядел тот или иной святой. Древнерусская икона упрощена, но светоносна. Тогда не требовалось портретного сходства. Это появилось позже, под воздействием западной «академической» живописи. На древнерусских иконах святые больше отличаются не ликами, а одеждой, власами, покровом головы и предметами, которые они держат в руках. По этим признакам люди безошибочно их узнают. Святые, изображаемые на иконах, – живы и во время церковной службы молятся вместе с нами. Говорят, что совместная молитва в храме лучше доходит до Бога. Тут – с нами святые и престол Божий, где совершается литургия на мощах мучеников. Так что икона – это реальность.   

– Почему рисуют крылья у ангелов или у Иоанна Предтечи (на храме в его честь)? Неужели у этого святого были крылья?

– Ангелы – бестелесные существа. Их изображают с крыльями, так как они являлись людям в таком облике. Художники ничего не выдумывают, а опираются на иконописный канон, основанный на Предании Церкви. Св. Иоанна Предтечу изображают с крыльями потому, что это – единственный человек, который прожил большую часть жизни в пустыне, как ангел.

– Я видел на иконе руку, протянутую из облака. Это рука Бога?

В облаках принято изображать благословение Божие в виде десницы (правой руки). А когда побольше места, на облаке располагают поясное изображение благословляющего Иисуса Христа, Богородицу или икону Покрова Богородицы. Кстати, такие небесные знамения люди видели при освящении храмов и других важных событиях. Отверстое небо неоднократно упоминается в Библии, например в 19 главе книги Апокалипсис.

– На многих иконах золотое небо, странная местность. Cвятые изображены на земле или в Царстве Небесном?

– Конечно же, в Царстве Небесном. Иконы золотят потому, что золотой фон лучше всего передает свет Божественной благодати. Когда батюшка Серафим беседовал с Николаем Мотовиловым на Ближней пустынке, он захотел показать своему ученику, что такое Божественная благодать Духа Святого и засветился как солнышко. Через Преподобного лилась потоком любовь. Мотовилов прикрыл глаза рукой, ему было больно на него смотреть, как на солнце.

– В обычной жизни события происходят по очереди, а на иконе Рождества Христова – все одновременно. Младенец родился, тут же Его пеленают и купают, тут же Ему поклоняются пастухи и волхвы… 

В праздничной иконе, выполненной в древнерусском стиле, было принято совмещать сразу несколько сюжетов. На иконе нет того обычного времени, к которому мы привыкли. А еще бывают иконы с житийными клеймами, то есть, большая икона окружена отдельными маленькими иконами - клеймами, на которых изображена вся жизнь какого-нибудь святого от рождения до смерти. Клейма надо рассматривать, начиная от левого верхнего угла - рождения святого и заканчивая правым нижним углом.

– На иконе Рождества Христова все такое необычное. Как-будто посмотрели сверху, но при этом каждая фигурка отлично видна со всех сторон. 

– Древнерусский стиль живописи – особый, духоносный, не от мира сего. Художник стремился уйти от чувственного земного восприятия реальности. Не случайно в средней части иконы часто делали углубление – ковчег, чтобы подчеркнуть, что икона – это окно в иной, невидимый мир. Мы в молитве углубляемся, погружаемся в него. Сама икона – не объект поклонения, она нам показывает образ, через который мы поклоняемся первообразу: Господу, Его Пречистой Матери, ангельским силам, всем святым.

– Для чего пишут иконы святых, которые жили недавно, и есть их фотографии?

Икона отличается от фотографии тем, что на ней человек изображается уже преображенным, и в молитве. Мы обращаемся к нему с просьбой «моли Бога о нас».

Надо понимать, что молиться мы можем всегда и везде. Батюшка Серафим, когда преобразился перед Мотовиловым, ведь даже не перекрестился, а только мысленно попросил у Бога, чтобы показать своему ученику, что означает «стяжать Дух мирен». Мы не умеем молиться так, как батюшка Серафим, поэтому иконы нам помогают сосредоточиться.

– Почему на иконе Пресвятая Богородица – большая, а святые – маленькие? Почему святитель Николай держит на ладони храм, а у преподобных Зосимы и Савватия в руках помещается монастырь?

Чем больше размер фигуры святого на иконе, тем больше его духовное величие, сила предстательства перед Богом. Часто Богородица изображается намного большей, чем коленопреклоненные перед ней фигуры святых. Она - самая первая заступница за род человеческий.  Храм или монастырь в руке святого означает, что он создал этот храм или основал монастырь. На иконе «Никола Можайский» святитель Николай держит в одной руке храм, обнесенный крепостью, а в другой – меч, потому что когда враги собирались напасть на Можайск, в небе над Никольским собором явилось такое знамение. Неприятель испугался видения и бежал.

На иконе все необыкновенное и, в то же время, это – не вымысел. Икона пытается нам показать невидимый, но существующий духовный мир (мы же не видим глазами мысли другого человека, грехи или молитвы, но они существуют). На иконе нет ничего случайного, там много символов. Например, дракон, с которым сражается Георгий Победоносец, это – не вымерший динозавр и не сказочный персонаж, а символ зла.  Чтобы хорошо понимать язык иконы, нужно многое знать.


Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М.Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.