23 сентября 2011 года
В сентябре 2011 года исполнилось 20 лет православному приходу нашего города. Мы побеседовали с Алексеем Валерьевичем Кондрашенко, первым председателем приходского совета и полистали любопытные документы, которые сохранились в его архиве. А.Кондрашенко любезно предоставил нам свой архив, который в оцифрованном виде размещен на сайте «Православный Саров». Эти документы отражают становление прихода, его богослужебную, хозяйственную и общественную деятельность.
Справка. А.Кондрашенко был избран председателем приходского совета на общем собрании православной общины в январе 1990 года и пробыл в этой должности до 1997 года. В 1998 году Святейшим Патриархом Алексием II был награжден грамотой «В благословение за усердные труды во славу Русской Православной Церкви». В 2010 году Архиепископ Георгий во время встречи с общественностью Сарова в драмтеатре вручил А.Кондрашенко с группой товарищей грамоты от Святейшего Патриарха Кирилла за участие в деятельности Сарово-Дивеевского отделения Всемирного Русского Народного Собора. В настоящее время А.Кондрашенко – начальник лаборатории теоретического отд. 01 РФЯЦ-ВНИИЭФ, канд. физ.-мат. наук.
– Алексей Валерьевич, как в закрытом городе смог возникнуть православный приход?
– Первую попытку мы предприняли в 1990 году. По действующему тогда закону о регистрации религиозных объединений, разрешение давала местная власть. Наше обращение в городской совет народных депутатов закончилось неудачей. Есть документ об отказе. Ситуация изменилась после 12 июня 1991 года, когда был объявлен суверенитет РФ. Произошли колоссальные изменения в юридической системе и в общественном сознании. Право регистрации религиозных объединений перешло к отделу юстиции Нижегородского облисполкома. И в сентябре 1991 года там приняли положительное решение о регистрации православной общины в нашем городе. По закону требовались подписи 10 учредителей, у нас их было 13: Сидоров Иван Ильич, Синяпкин Юрий Терентьевич, Карюк Владимир Михайлович, Бокань Леонид Викторович, Иванов Валерий Викторович, Пупынин Сергей Петрович, Заярный Владимир Владимирович, Александрова Ирина Валентиновна, Згодько Наталья Александровна, Сидорова Валентина Александровна, Комаров Николай Александрович, Травов Игорь Федорович и Кондрашенко Алексей Валерьевич. Большинство – сотрудники ВНИИЭФ.
– Не все из этих людей, осмелившихся поставить свои подписи под заявлением о регистрации прихода, являются прихожанами саровских храмов. Как осознать тот факт, что, в общем-то, невоцерковленные люди загорелись идеей создания православного прихода?
– К нашему первому заявлению прилагался список из двадцати с лишним человек, потому что тогда требовалась двадцатка учредителей. В то время в нашем городе еще не было воцерковленных людей, кроме бабушек, сохранивших православные традиции. Но сложилась прослойка патриотически (тогда это звучало как ругательство) настроенных людей, которые осознавали, что дело идет к развалу государства, и видели в Церкви одну из главных его опор. Это были люди с активной жизненной позицией, многие – коммунисты. Они понимали, что роль РПЦ в жизни государства выйдет на первый план. После того, когда на работе обо всем узнали, люди из этого, первого, списка вызывались в партийные органы. Кто-то пострадал, кто-то впоследствии отозвал свою подпись. Все было очень непросто. Меня тоже вызвали «на ковер», но поговорили просто замечательно. Оказалось, что и там есть сочувствующие люди. Поэтому никаких угроз или санкций не последовало. Напротив, я услышал отеческое напутствие: «Вы действуйте, но поосторожнее».
А во второй раз основателям общины уже не чинили препятствий. Часть этих людей стали активными прихожанами, а другая часть – отошли от Церкви, посчитав свою миссию выполненной. У всех жизнь сложилась по-разному.
– Когда в городе начали проводиться регулярные богослужения?
– С появлением первого священника, о.Владимира Алясова. Он был переведен из Никольской церкви с.Казаково Вачского района настоятелем церкви Всех Святых 20 марта 1992 года. И уже на Пасху 1992 года состоялась Пасхальная литургия на монастырской площади. Затем службы проходили в часовне на кладбище. О.Владимир сумел объединить очень разнородный приход, который состоял из бабушек, хранительниц благочестия, и людей новообращенных.
– Как проходила передача храма Всех Святых?
– По первоначальной договоренности нам хотели отдать здание бывшего храма Иоанна Предтечи, но оно находилось в очень плохом состоянии. Средств в обозримом будущем не было, и я поехал к владыке Николаю в Нижний, убеждая его просить храм Всех Святых, где раньше располагался хозяйственный магазин. Это было встречено с недовольством, как Владыкой, так и городской властью, у которой были свои виды на это здание. Но этот вопрос уладили. По распоряжению замминистра по атомной энергии А.Мешкова, здание храма Всех Святых передали на баланс Нижегородской епархии. Директор института В.Белугин подписал Акт передачи в день Святой Троицы, 14 июня 1992 года. Получив ключи, мы с о.Владимиром в тот же день пошли осматривать церковь, на которой еще красовалась вывеска «Хозтовары». Под ней мы сфотографировались на память, и уже на следующий день вывеску сняли. Первое богослужение в храме, молебен, состоялся на Покров Пресвятой Богородицы в 1992 году.
– Как происходила реконструкция храма Всех Святых?
– Церковь была восстановлена в течение полугода, с августа 1992 по февраль 1993 года. Значительные средства на это (примерно 90 %) пожертвовали двое молодых саровчан. Это – Владимир Козлов, директор Арзамасского производственно-торгового предприятия, и Алексей Шпилько, владелец фирмы «Серафим Саровский» или, сокращенно, «Сесар».
В 1992 году денег у организаций не было, но все помогали, чем могли. По распоряжению директора ЭМЗ «Авангард» Ю.Завалишина, нам сварили огромный бак из нержавейки для крещенской воды. ВНИИЭФ давал стройматериалы. Ремонт делали работники СМУ-5, директор В.Маюков оказал всяческое содействие. Причем около 20% завершающих работ мы уже не могли оплатить, и люди работали бесплатно.
6 февраля 1993 года церковь была освящена владыкой Николаем. В 1993-95 гг. появилось еще двое священников, Герман Здоров и Владимир Кузнецов, диакон Сергий Жарков. Все наши, саровские. Количество постоянных прихожан в первые годы оценивалось в 300-400 человек.
Листая документы
В начале своего существования приход вел активную общественную деятельность. Причем некоторые предложения, инициированные православной общиной, опередили свое время. Например, обращение в 1993 году к властям города с просьбой приостановить застройку города в направлении Дальней пустынки. В нем предлагалось создать заповедную зону в районе Ближней и Дальней пустынок, закрыть там автомобильное движение и устроить объездную дорогу. Это обращение подписали: митрополит Николай, А.Кондрашенко от имени православной общины, Ю.Синяпкин от Православного братства прп. Серафима Саровского, А.Агапов от исторического объединения «Саровская пустынь», А.Федоров от городского философского клуба и депутаты горсовета (И.Сидоров, В.Карюк, Б.Певницкий, И.Травов, Л.Бокань). А в 1994 году в городскую администрацию было направлено обращение, поддержанное работниками учреждений культуры, с призывом закрыть автомобильное движение по территории Саровского монастыря (за исключением маршрутных автобусов и спецтранспорта) для сохранности монастырского комплекса.
Интересный документ – ответ министра по атомной энергии В.Михайлова в октябре 1996 года на письмо А.Кондрашенко, которое было, наверное, первым официальным обращением с просьбой о передаче Церкви здания театра. Виктор Никитович ответил, что «разделяет озабоченность в связи с необходимостью скорейшего вывода драматического театра г.Сарова из здания церкви Серафима Саровского» и описывает текущую работу в данном направлении. А вот документ 1996 года, в котором православный приход просит городскую администрацию передать ему на баланс территорию Дальней пустынки, за которой он ухаживает. Землеотвод не состоялся, но некоторое время после этого приходу еще разрешали присматривать за объектами на Дальней пустынке, а потом этим занялась городская администрация.
Православный приход был зарегистрирован в г.Арзамас-16. Но так как город был дважды переименован, то в более поздних документах он именуется приходом г.Кремлева а, затем, г.Сарова (чисто автоматически, без перерегистрации). Но что интересно, владыка Николай в распоряжении от 1992 года уже направляет о.Владимира Алясова в г.Саров! Последнему переименованию города в 1994 году предшествовала серьезная политическая и общественная борьба. Не все хотели, чтобы город назывался Саров. Тогда сторонников переименования поддержала группа известных московских общественных и культурных деятелей: Н.Михалков, Н.Тростников, Н.Бурляев, В.Осипов, М.Терехова и др., которые направили свое обращение к жителям города…
Многое произошло в те годы. На вопрос о том, как он оценивает этот период своей жизни, Алексей Валерьевич ответил: «Думаю, что мне повезло оказаться в центре таких событий. Конечно же, ничто не происходит случайно. Я всегда помнил о том, как жил у бабушки, окрестившей меня еще в детстве. У нее в уголке висела маленькая икона – согбенный старичок в зеленом. Лет до 15 я был уверен, что это – Господь. Только потом узнал, что это – очень почитаемый святой, Серафим Саровский. Бабушка не учила меня вере, но и не скрывала ее. Так в юности меня сопровождала икона Серафима Саровского. Поэтому если что-то удалось сделать для становления прихода, то для меня это – большая жизненная удача».
В дальнейшем мы планируем продолжить разговор об истории православного прихода и о людях, вложивших в это часть своего труда и души.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна