Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

В.Такоев: «Было справедливо дать Церкви возможность появиться здесь…»

23 сентября 2011 года

20 лет назад начала возрождаться православная жизнь в нашем городе. Этому предшествовали очень важные события. Произошло второе обретение мощей батюшки Серафима, их везли в Дивеево через крупные города страны. 31 июля   1991 года Саров впервые посетил Святейший Патриарх Алексий II. По оценкам милиции, его на Дальнюю пустынку сопровождали 30 тысяч горожан. Рассказать об этих исторических событиях мы попросили Валерия Николаевича Такоева, который многое сделал для того, чтобы они состоялись в Сарове.

Справка. В.Такоев – Почетный гражданин Сарова, сейчас живет в Москве. В 1990 году был избран председателем городского Совета народных депутатов и занимал эту должность до роспуска советов в 1993 году. С 1994 по 2001 год возглавлял представительство Нижегородской области при Правительстве РФ, являясь заместителем губернатора Б.Немцова, а затем – И.Склярова. В настоящее время пенсионер.

Первые контакты с Церковью

Когда создавался объект и город, люди всегда понимали, что Саров – выдающееся место в истории нашей культуры и православия. Но в 1991 году мы уже жили (как считали власть предержащие) в стране победившего атеизма. Об этом нужно помнить, говоря о событиях того времени, когда общество преодолевало атеистические стереотипы.

Через городских активистов православного движения я познакомился с Николаем Васильевичем Кутеповым, архиепископом, а с 1991 года – митрополитом  Нижегородским и Арзамасским. Этот человек стал нашим семейным другом, был у меня дома, я ездил к нему. Он был старше меня, но сейчас я оцениваю его как близкого человека удивительно богатой души и глубины чувств. Он пришел на церковную кафедру не как школяр, прошедший все ступени карьерного роста. Николай Васильевич воевал, был стрелком из мощного противотанкового ружья. Ему было очень трудно ходить и стоять, так как у него из-за обморожения передние части стоп были ампутированы. И я ему глубоко верил как человеку, многое испытавшему и очистившемуся  в горниле страданий.

Наши контакты нравились далеко не всем, поэтому решение о его приезде в город принималось нелегко. Он смог въехать в Саров в конце сентября 1989 года, провел богослужение на  Дальней пустынке, где был установлен деревянный крест.

Мы устроили интересную встречу в Доме ученых, куда пригласили как верующих, так и убежденных атеистов. Кажущаяся провинциальная скромность Николая Васильевича была обманчива. Он обладал обширными знаниями. Изъяснялся простым языком, но  глубину вопросов понимал, может быть, лучше людей с ученой степенью. Это уловили большинство присутствующих в зале. Никакого противостояния не было, получилась нормальная дискуссия. Даже противники религии проявили уважение к сединам архиерея. Потом встреча с ним и застолье продолжились у меня дома (где меня никто не мог упрекнуть в том, что я принимаю того или иного человека). Присутствовали А.Кондрашенко, В.Карюк, И.Сидоров и другие активисты православного прихода. Мы свободно беседовали обо всем. Здесь было одновременно задействовано два канала: официальный (я – как должностное лицо) и человеческий. Иначе Николай Васильевич мог бы усомниться в нашей искренности. А так он убедился в том, что мы видим в нем не противника, а человека, вместе с которым хотим наладить в городе жизнь по справедливости, но так, чтобы этот процесс протекал плавно и без стычек.

Я придерживался точки зрения, что если наш город – центр православия в прошлом, то справедливо дать возможность Церкви появиться здесь. А если режимные условия или политика страны не позволяют восстановить монастырь, то приватная процедура посещения святынь вполне нормальна и по-человечески оправдана. У меня были единомышленники среди депутатского корпуса и горожан, но и немало противников.

Не найдя полного взаимопонимания по этому вопросу во всех слоях городской власти, я встретился с министром Виталием Федоровичем Коноваловым и изложил ему свою точку зрения: будет лучше, если мы сами это предложим, чем потом, под давлением социальных процессов будем вынуждены принять такое решение, но уже возникнут какие-то противостояния в обществе. Министр меня понял, но сам принять решение затруднился, и я был вынужден обратиться в Секретариат ЦК КПСС. Надо сказать, что я далек от того, чтобы огульно охаивать партию. Я из нее не выходил и партбилета не рвал. Я глубоко убежден, что система, построенная ею, заслуживает уважения и изучения. Если бы мы многое учли из той жизни, то сегодня не падали бы самолеты и не разрушалась промышленность. В ЦК я нашел поддержку.

Организация торжеств

На наш город легла основная часть забот по организации дивеевских торжеств. Саровские строители помогли привести в порядок Свято-Троицкий собор в Дивееве. Для паломников поставили палаточный город. Позаботились даже о том, чтобы с помощью техники из воинской части прокопать глубокие траншеи, которые тысячи паломников могли бы использовать как отхожее место. Мы не знали, насколько велик будет стихийный наплыв народа. Опасались провокаций, вспышек инфекционных заболеваний, того, что огромные толпы вдруг направятся в Саров, и возникнут конфликты на периметре...

Я считал, что в Сарове должен быть какой-то объект, который смог бы освятить Святейший Патриарх во время визита. Это стало бы историческим событием для города. Николай Васильевич одобрил данное предложение, и мы обсудили с ним эскизы будущей часовни на кладбище. Проект часовни сделал архитектор З.Мусин, строило УС-909. Она была возведена всего за месяц от чистого газона и до креста. Пользуясь случаем, я готов во всеуслышание произнести упрек Церкви и светской власти. Я не понимаю, почему до сих пор не нашли небольшой кусочек мрамора, на котором хотя бы написали, что эта часовня была освящена 31 июля 1991 года Святейшим Патриархом Алексием II…

В это же время мне стало известно, что известный скульптор Вячеслав Клыков – земляк преподобного Серафима, курянин. Я узнал, что он работает над памятником Серафиму Саровскому, предполагая установить его в Курске, но ему в этом отказали. Меня свели с Клыковым, а он был человек верующий. Я ему объяснил, что в настоящее время у нас нет денег на приобретение памятника, но мы бы очень хотели иметь его в Сарове. И если он подарит памятник городу, то останется в выигрыше, поскольку тот будет стоять в священном месте. Доставку и монтаж скульптуры мы берем на себя, но за ее изготовление и отливку не платим ни копейки. Клыкова этот вариант устроил. Он приехал в наш город, и я обещал ему предоставить под памятник любое место, которое он сам выберет. Мы осмотрели полтора десятка разных мест. А потом я рассказал ему про Дальнюю пустынку. Съездили туда, и Клыков сразу выбрал это место.

Общение с Патриархом

Мы с Николаем Васильевичем обсудили, как нам пригласить Святейшего Патриарха Алексия II в город. Он договорился о встрече, и мы вместе пришли к Патриарху в Чистый переулок в Москве, познакомились. Я предложил ему посетить Саров во время его визита в Дивеево, таким образом упредив его возможное обращение. Патриарх сказал: «Спасибо, я очень рад. Но у меня есть одна странная особенность. Я ведь один не езжу». Он имел в виду, что у него по протоколу есть несколько человек свиты. Предвидя это, я уже заранее договорился со всеми, от кого зависело принятие решения. Тогда я спросил: «Ваше Святейшество, Вы знаете автобус «Икарус»? – «Да, знаю». – «Вам хватит столько мест»? И я впервые увидел нашего умнейшего и проникновеннейшего Патриарха столь удивленным и обрадованным. 

Борис Немцов предоставил для Святейшего машину «Чайка», на которой тот въехал в Саров. Мы его встречали на пр. Мира, между бывшим спортивным магазином и бухгалтерией ВНИИЭФ. Как раз напротив того места, где дорога спускается к р.Сатис, и где некогда был мост, по которому в Саровскую пустынь приходили паломники. Это было очень символично. Мы решили не возить Святейшего на машине по территории монастыря, и чтобы он не видел там автомобильного движения. Возле здания театра мы сделали групповое фото. На нем – известные люди нашего города и института, а также видные деятели и иерархи Церкви, члены Священного Синода. В центре сидят рядышком Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и патриарх ядерного оружия Юлий Борисович Харитон. Уже за территорией монастыря гости сели в автобусы и доехали до конца ул.Силкина. Спешились у камня, на котором молился Серафим Саровский, им рассказали об этом месте, и они пошли пешком к Дальней пустынке в сопровождении многих тысяч горожан.

Это был рабочий день. Среди руководства всех уровней не было никаких разговоров о том, чтобы отпускать людей с работы. Но у горожан был подъем, искреннее желание находиться там. Конечно, люди были разные, кто-то пришел из любопытства, кто-то по глубокой вере, но все они ощущали себя участниками исторических событий. Все происходило по велению души каждого человека, от рядовых работников и до начальников, которые отнеслись ко всему с пониманием. Это был естественный процесс, который показал, что души у нас еще не деревянные.

В этот день Святейший Патриарх освятил крест и камень-постамент будущего памятника на Дальней Пустынке, а затем – часовню на кладбище. После этого мы вернулись к монастырскому комплексу. В зале бывшей трапезной устроили прием. Я предложил рассадить гостей вперемешку с нашими горожанами, через одного. И спустя минуту в зале стало шумно, потому что все общались. Не было ни малейшего взаимного неприятия. В центре трапезной стоял макет Саровского монастыря – подарок Патриарху. Я ему пообещал доставить макет в Москву, тут же хлопнул в ладоши, демонстрируя акустику зала. К концу трапезы мы вручили каждому гостю бутылку из-под шампанского, в которой находилась саровская земля (другой тары тогда не нашлось) и общую фотографию. Поскольку в то время обработка фотопленки и печать фотографий были долгим делом, наша оперативность приятно поразила гостей. Но до конца жизни не прощу себе то, что я запретил фото- и видеосъемку этого мероприятия, и оно нигде не отснято. Кстати рюмка, из которой пил Патриарх, стоит у меня дома.

Святейший Патриарх еще не раз посещал наш город (прим. – В 1993, 1994, 1996, 2000, 2003, 2006 годах). Я с ним общался, будучи председателем горсовета, а потом – когда работал в Москве. У нас обоих была закрытая кремлевская связь, так называемая «вертушка». Я всегда мог ему позвонить, если возникали какие-то вопросы по Нижегородской области или Сарову. Мы предлагали ему сделать свою резиденцию в Сарове, в бывшем царском дворце, либо в архиерейских палатах. Показывали ему эти здания. Помню, как наши мордовские соседи просили устроить им встречу со Святейшим. И во время его очередного визита в Саров, мы отправились в Темников и в Санаксарский монастырь. На развилке Темников-Жегалово нас поджидала толпа народа, в основном, женщин в платках. Патриарх к ним вышел и пообщался, люди были потрясены. Вообще приятно вспомнить, что наши контакты были не только в рамках официального регламента, но и чисто человеческими. Мы выезжали на Протяжку, прогуливались вдоль озера. А природа всегда располагает к душевному разговору…

Когда в 1991 году был первый исторический визит Святейшего Патриарха в Саров, мой кабинет находился на 4 этаже здания администрации, и я предложил охране, чтобы высокий гость поднялся туда пешком (вдруг лифт сломается). При этом я имел в виду совсем другую цель. И теперь мы можем говорить о том, что по этим лестницам ходил Святейший Патриарх Алексий II.

 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Записала М.Курякина, фото А.Виноградовой и из архивов прихода храма Всех Святых и газеты "Городской курьер". Опубликовано в газете "Православный Саров" № 11 от 23 сентября 2011 года.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.