Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

«Пою Богу моему дондеже есмь»

10 августа 2011 года

Алла Шадрина – редактор газеты «Новый город №», до этого работала в «Городском курьере», газетному делу отдала 20 лет жизни. Она поет на клиросе с 2000 года, а с 2007 года – регент хора в храме Иоанна Предтечи. Мы с ней побеседовали о том, что из себя представляет клиросное послушание.

– Алла, расскажи как ты попала на клирос, как стала регентом...

Начну с того, что пою с детства. Любовь к этому заложила преподаватель музыкальной школы Валентина Борисовна Мелькова. Сейчас она на пенсии, глубоко воцерковленный человек и, на мой взгляд, лучший хоровик в городе до сих пор. В студенческие годы пела в хоре ННГУ им. Лобачевского, а затем много лет – в «Голосах Сарова» под руководством Веры Богоявленской. Везде чему-то училась, приобретала необходимые навыки. Когда начала воцерковляться, мне очень хотелось присоединиться к певчим на клиросе, но долго не решалась подойти, считала себя недостойной. Потом дважды просилась в хор Алины Чернышевой, но получала отказ. Там певчих хватало, ведь тогда в городе действовал всего один храм – Всех Святых.

В 2000 году был освящен нижний храм во имя Илии Пророка. Возникла необходимость в новом хоре. Его организовала Татьяна Мальгина. Я переборола внутренний страх и  пришла проситься в этот хор. Татьяна отнеслась ко мне очень доброжелательно, прослушала и приняла. А я тогда ничего не знала: ни гласов, ни (что самое главное) церковно-славянского языка. Одна моя уже воцерковленная знакомая посоветовала читать Псалтырь. Так я и сделала. Помню, сначала один псалом читала полчаса, продираясь через непонятные слова, то и дело заглядывая в словарь. Потом дело пошло. Через Псалтырь я начала понимать церковно-славянский  язык и вникла в смысл богослужений.

Затем в Саров приехала семья о. Сергия Скузоваткина. Его супруга – матушка Юлия - закончила регентское отделение МДАиС и стала штатным регентом. С ее приходом у нас получила распространение и укоренилась певческая традиция Троице-Сергиевой Лавры и изменился репертуарю. Он стал строгим и, в то же время, торжественным.  Матушка Юлия оказала на меня очень большое влияние. Она не только талантливый музыкант и педагог, но и по-житейски мудрый человек. До сих пор постоянно обращаюсь к ней за советом по самым разным вопросам.

Когда в 2006 году открылся храм во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, приходскому хору пришлось разделиться – часть певчих остались в храме Всех Святых, остальные – ушли в новый храм. Матушка Юлия сказала, что мне нужно быть регентом, заменить ее на время декретного отпуска. Я очень боялась и поначалу отказывалась. Потом посоветовалась со своим духовником, и он меня благословил заняться этим. Так я из послушания согласилась стать регентом, и матушка Юлия потихоньку начала меня вводить в курс дела. Первый раз я самостоятельно регентовала на Пасху 2007 года в новом храме Иоанна Предтечи. Волновалась ужасно, ведь это – самая главная служба года. Но, слава Богу, все прошло вполне хорошо.

– В чем заключаются обязанности регента?

В храмах больших городов регент отвечает только за слаженное пение и подбор репертуара. За правильностью последования богослужения следит уставщик, подкладывая нужные тексты и ноты. Тексты читает псаломщик. У нас за всем приходится следить регенту, включая даже поведение певчих, чтобы они не разговаривали и не отвлекались. Регент отвечает за все, поэтому ему приходится быть предельно собранным. Если певчий во время возглашения ектений или чтения псалмов может спокойно помолиться, то регент все время службы всегда под напряжением. Поэтому с большим удовольствием становлюсь простой певчей, когда приглашают в другие хоры на подмогу.

– Какая музыкальная подготовка у клиросных певчих?

Обычно у них за плечами музыкальная школа, редко большее. Но есть и «слухачи», которые поют, не зная нот. Я преклоняюсь перед этими людьми, поскольку понимаю, как это сложно. 

– Когда вы выучиваете весь  репертуар?

– С этим очень сложно. Репетируем перед службой или после нее. Перед большими праздниками устраиваем спевки. А на неделе я стараюсь не дергать людей на репетиции, их тяжело собрать вместе, ведь все работают или учатся. Клиросное послушание не из легких. Иногда приходится петь до работы, после работы и на следующий день с утра. Порой самой тяжело вставать в 6 часов. Вытаскиваю себя из постели буквально за волосы, как Мюнхгаузен, уговаривая при этом: «Кто, кроме тебя»?

– Наверное, поэтому не так много желающих петь на клиросе?

Желающие есть, но когда они поближе знакомятся с нашими требованиями, многие уходят. На клиросе поют не только ради своего удовольствия: захотел – пришел, нет настроения – не пришел. Здесь не заработаешь, оплата очень скромная, а самоотдача и дисциплина – большие. Поэтому на клиросе остаются только те люди, у которых есть большая внутренняя потребность служить Богу и тем самым хоть на один шажок быть ближе к Нему. Хотя, могу заверить, клиросное пение – очень творческое и интересное дело.  Ведь это – огромный пласт нашей культуры – петь не перепеть!

– Сколько хоров поют в настоящее время в храмах Сарова? Каковы их особенности?

Старейший – под управлением Алины Чернышевой. Это  первый церковный хор в нашем городе. Сейчас они служат в монастыре. Еще один монастырский хор – под руководством преподавателя школы искусств, выпускницы Нижегородской консерватории Лилии Золотовской, которая собрала коллектив из своих коллег – педагогов-музыкантов. Там же действует мужской хор под управлением Алексея Криницкого, который предпочитает знаменный распев. В хоре под управлением Валерии Бродской (в том самом, который остался после нашего разделения в храме Всех Святых) поет много молодежи. С ними нужно быть построже, но это – наше будущее. В храме великомученика и целителя Пантелеимона работает хор под управлением выпускницы Нижегородской консерватории, профессиональной певицы Елены Ляминой. Думаю, многие в городе являются поклонниками ее великолепного голоса. И конечно же, не надо забывать о хоре наших «бабушек», как мы их ласково называем. Там поют пожилые прихожанки под управлением Валентины Изутовой. Они всегда выручают, когда на службу не может прийти другой хор. Коллективов вроде бы много, но в Сарове уже семь храмов, поэтому нагрузка у певчих очень велика.

– Происходит ли обновление состава церковных хоров?

С молодежью большая проблема. Наши певчие стареют, их музыкальный инструмент – голос – с годами слабеет, претерпевает изменения. Матушка Юлия хотела готовить целенаправленно к клиросному послушанию учащихся Воскресной школы. Она проводила в уроки пения храме. Дай Бог, чтобы эти планы воплотились в жизнь. 

– На хоровых фестивалях мы слышим, как духовные произведения исполняют светские коллективы. Они, может быть, все делают правильно, но часто их пение не трогает, а иногда концертное исполнение даже раздражает. В чем секрет именно клиросного пения?  

Следует различать концертное исполнение и пение во время богослужения. Когда это смешивают, получается то, что я наблюдала на службе в одном московском храме. Там работал высокопрофессиональный хор, регент картинно дирижировал, каждый певчий старался показать красоту своего голоса, а получался концерт. Меня это очень раздражало и отвлекало от молитвы. Наконец я не выдержала и ушла до окончания службы. Зашла в соседний храм, а там поет хор, похожий на наш. Вот здесь я получила истинное удовольствие! Но самое незабываемое впечатление осталось от Валаама, где всего на два голоса пели три монаха. Так что профессионализм, не подкрепленный верой и пониманием того, Кому ты служишь, порой на клиросе только мешает.

Перед светскими и церковными хорами стоят совершенно разные задачи. Исходя из этого подбирается и репертуар. Некоторые произведения могут исполняться как во время службы, так и в концертном варианте. Но, например, исполнение «Херувимской» или «Милости мира» на концерте мне представляется неуместным.

Светские профессиональные вокалисты часто увлекаются красотой духовной музыки. Чем сложней и изощренней произведение, тем у них больше возможности показать свое мастерство и голосовые данные. А особенность клиросного исполнения в том, что певчие пропускают через себя смысл молитвенных песнопений, откликаются на них всей душой. Я считаю, главное – это слова, музыка имеет вспомогательное значение. Мы не стремимся себя как-то выпячивать. Наша функция – создавать в храме молитвенный настрой, вносить свою лепту в красоту и полноту богослужения.


Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М.Курякина, фото А.Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.