Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

О христианской любви к усопшему

12 июня 2011 года

Беседа в преддверии Троицкой родительской субботы с клириком прихода храма Всех Святых иереем Сергием Скузоваткиным.

Батюшка, существует масса непонятных обычаев, связанных с похоронами: завешивают зеркала, связывают ноги покойному, переворачивают табуреты, на которых стоял гроб и др. Это имеет какое-то отношение к христианскому погребению?

– Это – суеверия, которые выражают языческий страх людей перед смертью и потусторонним миром. Например, зеркала завешивают для того, чтобы умерший в них не отразился. Я всегда спрашиваю родных: «Вы что, боитесь увидеть в зеркале своего близкого человека»? – «Нет, не боимся». Но тогда что заставляет людей это делать? Часто одни и те же проявления благочестия могут иметь разные мотивы. У христиан обряжение покойного в  новую одежду символизирует новый этап в его жизни. А суеверные люди этим хотят задобрить покойника. Есть языческие по форме обычаи, которые христианство наполнило новым содержанием. Например, венец на голове усопшего: у эллинов –  атрибут победителя, у христиан – символ причастности к Христовой победе над смертью. Православный подход к умершему основан не на страхе, а на христианской любви к нему.  

Деревенские бабушки возле гроба причитают в голос, обращаясь к покойному, а городским родственникам причитания разрывают душу, доводя до истерики.

– Этот древний обычай, как и другие языческие верования, зачастую направлен на то, чтобы покойник был удовлетворен проводами и не мешал живым людям. Но современное содержание обычая больше тяготеет к советской материалистической культуре.

Для неверующего человека смерть является непреодолимым горем, которое ничем не смягчить, она – бессмысленна и нелепа. Поэтому возникли ритуалы, соответствующие такому мировоззрению. Деревенские причитания точно так же, как и городские похоронные марши, несут безутешную скорбь, отнимая у родных умершего всякую надежду, добивая их. Такие похороны производят особенно тягостное впечатление. Подводится черта под всей жизнью усопшего. Будущего у него нет. Смысл его жизни видят только в том, что он сделал для будущих поколений. Получается, одни живут ценой жизни других, и непонятно, для чего все так устроено. От этих ритуалов родные цепенеют, им ничего не хочется делать, да и непонятно, что можно сделать в такой ситуации. Люди не готовы к смерти, наступает отчаяние.

Христианские традиции погребения подразумевают, что человек жив, и его отшествие только земное. Они оказывают честь усопшему, во-первых, из любви к нему, ведь любовь не сводится только к радостным переживаниям. Она наиболее полно проявляется как раз в горестные моменты жизни: когда мы за человеком ухаживаем, когда его провожаем в последний путь. Со смертью ближнего любовь к нему не умирает. А во-вторых, мы оказываем честь телу человека, природу которого воспринял Христос, распявшийся и умерший за нас. Поэтому мы относимся к покойному с благоговением, обмываем и обряжаем его, читаем Псалтирь.

Насколько распространены в нашем городе языческие суеверия?

– В последнее время меня больше огорчает другое – современный обычай подвозить усопшего из морга к подъезду, там прощаться с ним и, не занося в квартиру, отвозить на кладбище. Бывают ситуации, когда это действительно сложно сделать, но чаще всего родные просто не желают потрудиться. Потребительская культура диктует такие правила, чтобы за нас все делали другие. Родители состарились и слегли? Пожалуйста, есть платный сервис, чтобы нам к старикам не притрагиваться и не выносить за ними горшки. Также существуют погребальные услуги.

Многие теряются перед лицом смерти, стесняются, не зная как прикоснуться к умершему родному человеку.

Да, но чаще всего это простое нежелание или другие мотивы, например, «не хотим смотреть на усопшего, изможденного болезнью. Пусть его запомнят в расцвете сил». Таковы европейские, западные веяния. Там лик смерти всячески прячется, чтобы не портить настроение живым, не пугать их, чтобы они, не дай Бог, не задумались о смерти.

Труд, предусмотренный в христианстве для достойного погребения родных, обращен к их будущей жизни. Но неверующим людям тоже хочется хотя бы внешнего выполнения каких-нибудь ритуалов. И тут уже все мешается в кучу – традиции христианские и языческие… Однажды погребальный кортеж по дороге на кладбище попал в пробку. Суеверные люди были убеждены, что катафалк не должен давать задний ход. Пришлось сдавать назад колонне встречного транспорта. Все эти обычаи – пустые, если за ними не стоит любовь.

Вы считаете, что родные должны сами все делать по отношению к умершему?

– Блажен тот, кто стремится минимизировать похоронные услуги и взять на себя попечение об умершем родственнике. Когда объясняю это людям, они обычно реагируют положительно: «Да? А мы и не знали». И поступают по-христиански.

 – Это же относится и к чтению Псалтыри?

– Родственники должны хотя бы участвовать в молитве, стоя рядом с чтецом и учась у него. Тогда пролитые слезы сопровождаются не безысходным отчаянием, а трудом, который необходим усопшему, и его близким помогает скорее справиться с горем и даже обратить его в пользу для души. 

Батюшка, но ведь Псалтырь прочитывают до похорон…

– И после похорон в течение сорока дней читают тоже, по мере сил. Я неоднократно встречал людей, которые после смерти родных впервые взяли в руки эту книгу и открыли в ней целый мир. Они после работы скорее спешили домой, чтобы почитать Псалтырь по усопшему, находя в этом великое утешение и духовную сладость. 

Сейчас много похоронных бюро. Как вы относитесь к их деятельности?

– Они делают хорошее дело, особенно если нет родного попечителя. Но, к сожалению, они ничего нового не придумали, являясь правопреемниками советского похоронного ритуала, хотя также используя христианские обычаи. Они заботливо и тактично относятся к родственникам усопшего. Но надо понимать, что это – люди, которые делают свою работу за деньги. Они могут помочь в организации похорон, но не могут заменить любви и участия самих близких. Чтобы любить чужих умерших, нужно быть подвижником. Неслучайно гробокопатели в Киево-Печерской Лавре были прославлены как святые.  

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото М.Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.