16 мая 2011 года
– Люди часто спрашивают, куда девать упаковки от сухариков (с иконой прп. Серафима), бутылки и пузырьки от освященного масла, пластиковые пакеты с изображением храмов, ветки вербы, пришедшие в негодность иконы и духовную литературу?
– Опытному христианину его благочестие подскажет, как правильно поступить, а неопытные правильно делают, что спрашивают.
Предметы, которые соприкасались с чем-то освященным или печатная продукция, которая содержит священные изображения или слова, требуют благоговейного отношения и особой утилизации. В церкви Всех Святых есть специальная печь для сжигания таких предметов. Но не надо думать, что уничтожать их можно только в церкви.
Св. апостол Петр пишет, обращаясь к обычным христианам: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас» (1 Пет. 2, 9). Это означает, что и миряне вправе пользоваться освященными предметами и их утилизовать при помощи 4-х стихий: огня, воздуха, воды и земли.
Органику (веточки вербы, крошки от просфор или куличей, маленькие иконы, печатные издания, исповедальные записки, в которых упоминается имя Божие и т.д.) сжигают, скорлупу от пасхальных яиц тоже нужно хотя бы обжечь. Все это можно делать на своем огороде, в определенном месте. А главное, – с благочестивым настроением. Нельзя при этом иметь в виду получение какой-либо практической пользы. Газеты с изображением икон, словами молитв не используют в хозяйственных целях. Их сжигают, но не как топливо, например, для мангала с шашлыками, а из благочестия. Потом золу нужно закопать в землю, где разложение будет завершено. Некоторые добавляют золу в горшки с комнатными растениями, это тоже непопираемое место. А крупные иконы, даже бумажные, лучше приносить в храм.
Пластик и стекло (пакеты, бутылки) не подлежат огню, их промывают водой, с которой уже обращаются как с освященной, например, выливают в цветы или другое непопираемое место. После чего пластик и стекло можно выкинуть.
– Как быть с нецерковной продукцией, на которой изображены храмы, например, с этикетками на бутылках с напитками или упаковками от постного майонеза?
– Это, конечно, издевательство над христианами. Надо стараться не приобретать такое. Кстати, сейчас на упаковках часто изображают храмы без крестов. Такие картинки можно выбрасывать, ничего страшного. Главное, не выкидывать изображение креста. Если на пакете фотография храма с крестом, то перед выбрасыванием вырезают крест, который можно сжечь.
– У одних людей нет благоговейного отношения к святыне, у других наоборот, благоговения много, но не хватает рассуждения, и они готовы завалить храм своим бытовым мусором. Есть ли четкие правила, как в каком случае поступать?
– Здесь невозможно сформулировать четкие правила. Смысл в том, чтобы христианин не оставался равнодушным, чтобы у него всегда как-то проявлялось благочестие к святыне. А благочестие – это выражение религиозного чувства человека, его любви к Богу. И, с другой стороны, оно как лакмусовая бумажка показывает духовное состояние человека в данный момент. Поэтому благочестие нельзя формализовать. Оно придет в свое время, если человек будет стараться узнавать веру и жить по заповедям.
Благочестие – это результат жизненного пути, нет смысла выражать его в сверхдолжных формулировках. Тем более что падшему человеку проще направить все силы именно на это внешнее делание. Чтобы показаться если не перед другими, то перед собой. Доказать самому себе, что «я уже настоящий христианин», вместо того, чтобы постараться увидеть свои недостатки, приобрести кротость и желание поучиться у других. Благочестие к святыне – великая вещь. Помня о своих грехах, нужно рассуждать: «Хотя бы в этом я сделаю то, что должен».
– Сейчас у людей скапливается слишком много икон. Их дарят знакомые, священники раздают в благословение. В итоге, иконы уже не помещаются в Красном углу, непонятно куда их девать.
– Это – больная тема. Тот случай, когда предпочтительней меньше, да лучше. По моему убеждению, у иконы должна быть и материальная ценность. Вспомните, как раньше бабушки украшали иконы. Их было немного, но это были главные иконы, и они стояли на своем месте. Сейчас пришла дешевая и доступная красочная полиграфия, и некоторые стали относиться к иконам, как к ширпотребу.
Неправильно, когда в комнате, где живет молодая семья, дети пинают мяч, а рядом на булавочках вкривь и вкось висят иконы. Или когда на полке – множество икон, а самая главная – образ Спасителя – маленькая и неприметная. Она должна быть смысловым центром Красного угла. Хорошо, когда в каждом доме или комнате есть святое место. Православным христианам пора выработать качественно новое отношение к иконе.
– На большой земле среди православной молодежи популярны футболки с христианской символикой, высказываниями из Священного Писания (например, определение любви по апостолу Павлу). Это рассматривается как форма миссионерства. Как вы относитесь к такому явлению?
– Я пока такой моды не видел и поэтому не очень представляю. Но лично я бы выбрал другую форму проповеди. Согласно нашей русской православной традиции, ко Христу идут, не тиражируя слова про любовь, а когда люди видят в тебе эту любовь. В преподобном Серафиме все видели любовь и шли к нему тысячами.
Кроме того, существует опасность, что человек наденет на себя такую «православную» футболку, и вдруг поведет себя как-то неправильно. У него на груди написаны слова про любовь, а он, допустим, поругается с кем-то. Получится несоответствие, и вместо миссионерской проповеди – соблазн и искушение.
Думаю, что нам нужно держаться не за индустрию внешнего, а за реальный опыт Церкви. Чувство благоговения перед святыней – очень личное чувство, его тиражировать невозможно. Есть соблазн таким внешним проявлением благочестия показать себя лучше, чем ты есть. Православие учит смиряться, потому что человек в любой момент может показать свое истинное лицо, которое далеко от совершенства.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна