15 февраля 2011 года
Олег Ерин – учитель-словесник гимназии №2, методист МДОП «Методический центр Департамента образования», куратор по взаимодействию Саровского благочиния с образовательными учреждениями.
Олег Константинович участвовал в работе XIX Международных Рождественских образовательных чтений в Москве, в направлении «Церковь и школа: воспитание и образование детей и молодежи». Мы попросили его рассказать об этом:
– Рождественские чтения – очень важное событие. Там происходит живое обсуждение проблем, задаются острые вопросы и на них ищутся ответы. Выступали люди, ведущие активную работу в разных уголках России. Например, в Калининградской и Смоленской областях ее курирует сам Святейший Патриарх. Этот регион является одной из экспериментальных площадок для апробации курса ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики). Несмотря на влияние католиков и протестантов, там достаточно сильно православное сообщество. 13 районов ввели в школьную программу «Основы православной культуры» (ОПК). Наибольшие успехи в преподавании ОПК достигнуты в тех областях, где сильны традиции духовно-нравственного воспитания и взаимодействие с РПЦ (на Кубани, в Курской, Воронежской областях), а также там, где есть поддержка местной власти. В Тамбовской области удалось выстроить вертикаль преподавания ОПК: детский сад – школа – вуз. В университете есть кафедра теологии, где студенты завершают это образование. Там охвачено порядка 15 тыс. детей и учащейся молодежи. Для сравнения, в Нижегородской области по этой программе получают образование около 1,5 тыс. детей, в 10 раз меньше.
– В нашей области популярна программа «Истоки». Есть ли у нее будущее?
– В настоящее время в Нижегородской области преподается курс «Истоки» в качестве регионального компонента. Но с 2011 года он будет сворачиваться, поскольку новые образовательные стандарты не предусматривают такого компонента. Единственная возможность дальнейшей работы по этому направлению – кружковая работа, в каждой параллели остается 20 часов в неделю на всю кружковую работу при условии наполняемости кружков не менее 10 человек. Ведение кружка по духовно-нравственному воспитанию, который бы опирался на программу «Истоки», для школ рискованно из-за некоторых несоответствий этой программы требованиям новых стандартов образования.
– Каким же образом духовно-нравственное воспитание вписывается в новые образовательные стандарты, которые, кстати, провозглашают его приоритет?
– У меня складывается впечатление, что духовно-нравственное воспитание пытаются подменить, делая это понятие всеобъемлющим. Сюда входят здоровьесберегающие, спортивные и эстетические кружки. Ту идею, которая была в самом начале, Минобразования настолько урезало и видоизменило, что ее не узнать. Оставили всего 34 часа на весь курс, который в чиновничьих кругах превратился в уродливую аббревиатуру ОРКСЭ, затем разделили их на два года обучения – второе полугодие четвертого и первое полугодие пятого. Это – абсурд. Предмет нужно вести в одном классе (желательно в четвертом), а дальше, если будет потребность у родителей, добиваться его преподавания в последующих классах. О. Андрей Кураев (прим. – автор учебника «Основы Православной культуры» – одного из модулей ОРКСЭ) сказал, что у него уже есть заказ на продолжение разработки курса. Он призвал всех творчески мыслящих людей присылать ему свои предложения.
– Каковы первые результаты эксперимента по преподаванию ОРКСЭ?
– Напомню, что курс ОРКСЭ имеет 6 вариативных модулей: 4 мировые религии, религиоведческий курс истории религий и курс светской этики. Государство спонсирует из них два последних модуля, в планы государственного издательства «Просвещение» заложен выпуск только этих учебников. Средства для издания остальных учебников, видимо, должны изыскивать соответствующие религиозные конфессии. Таким образом, уже изначально были заложены неравные возможности. Но опрос, проведенный представителями Общественной палаты для выявления эффективности преподавания ОРКСЭ с точки зрения изменения поведенческих установок детей, дал интересные результаты. Родители ребят, изучающих религиоведение и светскую этику, практически не заметили положительных изменений в поведении детей. Выходит, эти предметы не очень-то нужны. Напротив, когда дети изучали культуру традиционных религий, родители отметили положительные сдвиги (в случае ОПК – 46% опрошенных).
Когда я участвовал в качестве члена жюри в детских Серафимовских чтениях, то был поражен, насколько их участники одухотворены по сравнению с детьми, которые об этом ничего не знают. Причем это касается не только учащихся православной гимназии, но и обычных школ, принявших участие в Чтениях.
– С чего следует начинать эту работу у нас, в Сарове?
– Я считаю, что с детских садов. Нужно беседовать с родителями дошкольников. Когда дети придут в школу, у них уже будет база, на которой можно продолжить знакомство с религиозной культурой.
В Сарове в конце мая начинают проводить собрания для родителей будущих первоклассников. На основе собранных данных формируется школьное финансирование и планирование на следующий год. Поэтому начинать работу в этом направлении необходимо уже сейчас, в противном случае вклиниться какому-нибудь новому курсу будет практически невозможно. Родители будущих первоклассников могут поставить перед администрацией школы вопрос: «Будут ли у вас преподаваться Основы православной культуры?» При желании, детей можно набрать в любой школе, все зависит от волеизъявления родителей.
В настоящее время подписаны договора Саровского благочиния со школами № 7, 17, 14 и подготовлены со школами № 1, 5, 11 и лицеем № 3. У договоров имеются приложения, где перечислены мероприятия, в которых совместно участвуют школа и Благочиние (по согласованию с департаментом образования). Среди них Олимпиада по ОПК, в которой участвовало около 150 учащихся 5-11 классов. Православной гимназией было разработано положение конкурса сочинений для начальной школы «Что попросишь у Христа в день святого Рождества?». Конкурс прошёл с успехом, и было решено сделать его ежегодным. Может быть, со временем, к нему подключатся и ученики старших классов. Есть и другие мероприятия.
– В чем смысл договора, если школы и так участвуют в мероприятиях, которые проводит Саровское благочиние?
– В обществе все держится на взаимном договоре, доверии. Договор – это некое «правило хорошего тона», подтверждение добрых отношений. Он узаконивает то, что уже и так существует. Мы выходим с предложением заключить договор ко всем школам, но у каждой из них – свой взгляд. Некоторые директора этого категорически не приемлют.
– Какой основной итог Рождественских чтений вы вынесли для себя?
– Процесс сотрудничества религиозных конфессий со школой необратим. Пусть даже через препоны, люди все равно к этому придут. Вода камень точит. Чем раньше мы вольемся в эту работу, тем больше у нас будет преимуществ (и в вопросах финансирования, и в плане морального удовлетворения от работы).
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна