13 декабря 2022 года
Идет Рождественский пост. В храмах особенно много людей, которые исповедуются и причащаются. Что же такое покаяние? Попробуем разобраться в этом с помощью протоиерея Сергия Скузоваткина.
— Среди православных известно высказывание, что любовь — это не чувство, а состояние воли. Можно ли то же сказать про покаяние?
— Да, святые отцы, говоря о покаянии, имели в виду именно состояние человека. Это правильное устроение человека, на основе которого он живет, общается с другими, молится, принимает решения. Он либо находится в покаянии, либо нет. Когда же он сильно переживает из-за какого-то греха и приходит на исповедь, это активная фаза покаяния.
Если состояние любви не просто посетило человека на мгновение, а он к нему подошел всей своей жизнью, можно сказать, заработал, то и покаяние тоже — плод многих трудов. Нельзя сказать, что как только человек стал христианином, автоматически приобрел покаяние. Первичную реакцию на грех вызывает обостренное чувство совести, оно толкает на спонтанные поступки. А более зрелый подход у духовного человека, который способен спокойно и рассудительно принимать правильные решения, которые ему диктует любовь. Вообще, покаяние и любовь— это очень близкие состояния, только покаяние – внутри человека, а любовь изливается вовне. Из покаяния проистекают дела любви.
— Покаяние зависит от усилий самого человека или это все-таки дар Божий?
—Конечно, все, что мы имеем хорошего, дано нам от Бога. Но Господь подает свои дары подготовленному человеку, который может их вместить. Такого человека можно сравнить со спортсменом, который постоянно тренируется, понуждает себя, даже если устал и ему не хочется. Когда такой человек допускает ошибку, он видит ее и быстро исправляет. Без подготовки невозможно иметь состояние покаяния. Его может послать Господь лишь на короткое время, чтобы показать человеку, к чему стремиться. Но оно быстро уходит, потому что не имеет в душе корней.
— Как научиться покаянию?
— Хорошо чаще прибегать к Таинству исповеди. Исповедь — это актуализация покаяния; духовная лечебница, где нам ставят диагноз и назначают лечение. Там мы получаем инъекции благодати, которые дадут почувствовать облегчение после каждой исповеди. Но кроме этого нужно каяться и в остальной жизни. Не осуждать других, потому что ты — такой же, а не лучше их. Делать добрые дела, помня свои прежние злые дела. Взращивать в себе благодарность. Когда человек видит себя таким, какой есть на самом деле; и когда он что-то делает ради Бога, пусть и ошибается, то он на правильном пути.
Бывает, человек на исповеди один, а в жизни — совсем другой. После исповеди он как-будто забывает, в чем каялся. Например, понимает, что он вечно брюзжит, раздражителен, всем недоволен. Искренне кается в этом, но не исправляется, потому что в глубине души считает, что он прав, его это устраивает, и он теряет дух покаяния.
Покаяние требует постоянно следить за собой, требует трезвости ума. Если человек это делает, и кто-то укажет ему на его недостатки, то он не обидится, потому что и сам за собой это знает. В ответ на замечание спохватится и сразу исправится.
— По-гречески покаяния называется «метанойя» или перемена ума. А если после исповеди не происходит перемены ума, «каким ты был, таким остался»?
— Человеку трудно изменить свою природу, но состояние ума и отношение к себе — можно и нужно. Когда тебя обличают один человек, другой, третий, не отмахивайся, потому что надо знать правду о себе.
Изменить свою природу возможно только по милости Божией и прикладывая постоянный труд. Некоторые люди борются со своей страстью каждый день. Бывает, Господь избавляет от нее в конце жизни, а иногда оставляет для смирения человека. Если человек, казалось бы, победил все страсти, то к нему приступает глубинный змей — гордость. Против него нет оружия кроме смирения – осознания того, что окружающие доставляют тебе беспокойство, ты не полностью свободен от их влияния. Через различные трудности и скорби Господь даже святым открывал их недостоинство. Тем более нам никак нельзя обойтись без трудностей.
— Допустим, у человека нет особых трудностей, которые могли бы обнажить его суть, и каких-то больших грехов он не делает. Думает: «Надо бы в пост причаститься». А что говорить на исповеди не знает и начинает переписывать по образцу «отчет о проделанных грехах».
— Это бывает, когда человек приходит в храм покаяться пару раз в год. Конечно, это лучше, чем ничего, но при этом невозможно хоть что-то выловить в себе. А священник при большом наплыве исповедников не имеет времени для долгих бесед с одним человеком, чтобы помочь ему увидеть свои грехи.
Большая работа над собой похожа на лечение разными лекарствами. Так, больному назначают и антибиотики, и препараты для поддержания иммунитета, и средства местного действия, например, полоскание горла. Если человек решил прийти к Богу, то для него нужны и исповедь, и какие-то труды ради Бога (попоститься, приготовиться к Причастию, сделать реальное доброе дело не напоказ). Человек обычно приходит в храм, когда у него что-то не ладится, и для него открывается окно возможностей. В это время он склонен понудить себя потрудиться ради Бога, и в ответ получает встречную благодать.
— Как быть, если у человека притупляется покаянное чувство?
— Кризисные моменты накрывают, когда кажется, что ты уже все сделал. Верующий человек должен это осознать и содрогнуться от застоя в своей духовной жизни. Батюшка Серафим вкусил полноту благодати, и когда она стала покидать его, смог молиться неравнодушно, а у нас равнодушие обычно лечится скорбями. Святые специально берут на себя подвиги, труды и лишения, чтобы приблизиться к Богу. Может, и нам надо от чего-то отказаться (если, конечно, мы потом не будем об этом жалеть и роптать)?
— Но ведь святые отцы учат идти средним путем, т. е. не брать на себя самочинные подвиги, а достойно переносить то, что посылает Господь?
— Думаю, что у нас и на работе, и в семейной жизни предостаточно таких ситуаций, которые мы должны переносить терпеливо и достойно, но мы этого не делаем и даже не замечаем их. Ждем, когда нас Господь вразумит явным образом, например, тяжкой болезнью. Только тогда мы понимаем, кто мы такие. Правда, при этом часто начинаем малодушествовать и унывать.
— Батюшка, что говорить на исповеди кратко, а что — подробно?
— В первую очередь надо говорить то, что сильно колет совесть, что актуально в данный момент. Подробнее — о том, каким ты бываешь, что в себе осуждаешь, за что тебе более всего стыдно, с чем в себе борешься.
Некоторые люди даже в повседневных мелких грехах сильно каются. И я понимаю, что для них это вовсе не мелочь. Например, обиделся на правду или осудил человека, а потом вспомнил, что и сам так делал. А некоторые и в страшных грехах каются как-то равнодушно, видимо, уже привыкли к ним. Покаяние — индикатор глубины падения человека. Если нет покаяния, то человек может называть каждый раз несколько одних и тех же грехов.
Бывает, что исповедальные записки откуда-то списаны, и они не могут заменить устного общения. Человек должен сокрушаться о содеянных грехах. Иногда люди пишут не только что плохого они сделали, но и что хорошего они могли, но не сделали. Это тоже правильно. Исповедь должна быть не списанной, а индивидуальной. А в остальном… нельзя сказать, что один правильно кается, а другой — нет, каждый кается как может.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна