8 июля 2010 года
Накануне Всероссийского дня семьи, любви и верности мы побеседовали на эту тему с иереем Александром Брюховцом, клириком храма Всех Святых. Он участвует в работе Школы молодой семьи, рассказывая молодым людям о христианском понимании брака. О. Александр знает об этом не только из святоотеческих трудов, но также благодаря своему жизненному опыту. Ведь у него большая дружная семья, где растут четверо детей…
- Батюшка, как воспринимает молодежь ваши беседы о христианском взгляде на семью и брак?
- В любой молодежной аудитории очень велик интерес к этим вопросам. И особенно в Школе молодой семьи, куда приходят молодые люди, собирающиеся соединить свои судьбы. Когда начинаешь говорить о возвышенном отношении Церкви к браку, о верности и целомудрии, это вызывает у них неподдельный интерес.
- Они этого не знают?
- Сложно сказать. Но там, где мне доводилось на эту тему выступать, меня слушали, затаив дыхание. Молодые люди, имеющие серьезные чувства и намерения, и особенно девушки, хотят как-то закрепить эту любовь и ощущение счастья. Они благодатно открыты для восприятия церковного опыта понимания брака, хотя потом и нечасто приходят в храм. К сожалению, поняв, что брак (особенно, церковный) – это дело трудное, требующее больших усилий, духовной работы над собой и самоотвержения, обвенчаться решаются немногие.
- То есть, люди принимают эту информацию к сведению, а венчаться не спешат?
- Вообще, сейчас люди венчаются довольно редко. Только в 90-е годы, когда начали открывать церкви, наблюдался кратковременный бум. Я служу уже 10 лет и за год венчаю менее десятка супружеских пар. Часто бывает так, что один супруг верующий, а другой – не очень. А так, чтобы оба супруга были воцерковлены, такое у нас в Сарове среди молодежи, студенчества - редкость. Конечно, те пары, которые вместе воцерковляются, венчаются. Но при существующем плюрализме, для молодых более характерны случайные связи и незарегистрированный гражданский брак. В нашем обществе существует огромный перекос: о свободной любви говорит все, а о святости брака, целомудрии и воздержании у нас не говорит никто кроме Церкви. Это – последний оплот нравственности.
- Что может Церковь противопоставить пропаганде свободной любви?
- Священники должны чаще встречаться с молодежью на их территории. Идти во все учебные заведения города. Потому что молодые в Церковь не придут, несмотря на большой интерес к этой теме. У меня было не так много встреч Молодежном Центре и СарФТИ, это – капля в море. К сожалению, священники не могут свободно приходить в молодежную аудиторию. Для этого требуется взаимопонимание с администрацией учебных заведений. Часто они боятся нас, смотрят на священника очень узко. Не как на помощника в деле духовного-нравственного воспитания, а как на религиозного проповедника, который приходит помолиться или совершить церковный обряд, что недопустимо с точки зрения конституции, поскольку Церковь отделена от государства. А ведь священник действительно говорит о том, что лежит в основе нашей традиционной культуры, которая постепенно забывается и разрушается. Конечно, для того, чтобы добиться успеха, одних встреч со священником недостаточно. Нужны воспитательные программы как в отдельных образовательных учреждениях, так и в молодежной политике в целом. Эффективны только совместные действия Церкви и светских структур.
- В последнее время институт семьи претерпел существенные изменения. Коснулись ли эти явления, например, разводы, людей, живущих в церковном браке?
- В основном, разводятся и просят благословения на снятие венцов те люди, для которых венчание было просто данью традиции. Их венчание не питалось благодатью церковной жизни, поскольку сама их жизнь не была связана с Церковью. Те же люди, которые венчаны и живут церковной жизнью, обычно преодолевают семейные трудности и, практически, не разводятся. Но на самом деле, воцерковленных семейных пар у нас не так много.
- Вы знаете таких воцерковленных супругов, которые отметили золотую, серебряную свадьбу?
- Нет, но я знаю немало пожилых людей, уже воспитывающих внуков, которые приходят, чтобы скрепить свой брачный союз в Церкви. Существует специальный чин благословения супругов, проживших много лет без венчания. Этот обряд вошел в практику не так давно. Во время таинства венчания мы молимся о том, чтобы Господь даровал молодым супругам любовь, многочадие, помог построить крепкую семью. Но в данном случае все это уже исполнилось, раз люди дожили до внуков.
- Иногда приходилось слышать от молодых: «Наши родители, бабушки-дедушки не венчались в Церкви, но создали прекрасные семьи. Если это возможно без Бога, для чего тогда Церковь, Бог»?
- Когда все хорошо, никто не нужен…
- Но когда их брак распадается, они говорят то же самое: «Сохранить любовь нам не удалось. Как бы нам помог Бог»?
- Молодые люди, любящие друг друга, не думают об искушениях, которые их ждут впереди и к которым они могут оказаться не готовы. Когда человек строит брак, опираясь на церковное учение, это - все равно, что он возводит дом не на песке, а на крепком фундаменте, который определяет мировоззрение, принципы взаимоотношения между супругами. Конечно, даже при этом брак не застрахован на все 100 процентов. Но если человек идет прямым, указанным Богом путем, ему легче преодолеть искушения, встречающиеся на жизненном пути. А тот, кто прямого пути не знает, может и заблудиться.
Например, часто молодые люди говорят: «Мы хотим пожить вместе перед вступлением в брак, чтобы лучше узнать друг друга». То есть, они оставляют себе возможность сказать друг другу: «Нет, ты мне не подошел». Случись что-нибудь непредвиденное, всегда можно будет ретироваться: «Меня это не касается, мы же с тобой не расписаны». Но ведь это – лицемерие. Говорят, что любят друг друга, но не готовы не только пожертвовать собой ради другого, но даже просто зарегистрировать отношения. Это не любовь, а обман. Удовлетворение своего эгоизма, самолюбия и похоти. Церковное понимание брака строится на чем? На словах, которые Господь сказал в Евангелии: «Что Бог сочетал, то человек да не разлучает». То есть, брак – неразделим, он - один на всю жизнь. И действительно, если люди имеют любовь и серьезные намерения, они идут на этот шаг: «Да, я люблю, поэтому венчаюсь. Свидетельствую перед Богом о том, что избрал себе жену до конца жизни. И я не имею права ей изменять, предавать, потому что это – моя плоть». Серьезность намерений – это тот фундамент, на котором должен строиться брак. А когда люди, вступая в так называемый гражданский брак, оставляют для себя возможность к отступлению («если захочу, найду кого-нибудь другого»), это означает, что их брак уже изначально дал трещину. Недаром его называют другим, более подходящим словом – «сожительство».
- Тем не менее, по статистике, среди молодежи до 30-ти лет каждая шестая пара живет в таком сожительстве…
- Дай Бог, чтобы у них все исправилось, но это – ненормально. Они сами это прекрасно понимают, но их образ жизни и вся атмосфера, которая вне Церкви, к этому располагают. Такие всходы появляются на хорошо подготовленном поле. А плоды всем известны: безотцовщина, аборты, брошенные дети, искалеченные судьбы.
По словам апостола Павла, совокупляющийся с блудницей, становится с ней одной плотью. Мы говорим о нарушении целомудрия в том смысле, что нарушается целостность человеческой души. Человек отдает частицу себя, присоединяет к себе частицу других людей. Это уже не он. Если у супругов – одна душа и плоть, одна жизнь, то душа человека, меняющего половых партнеров, находится в каком-то страшном состоянии. Грехи прелюбодеяния и блуда – это смертные грехи, за которые налагаются самые строгие епитимии. Как сказано в Священном Писании, такие люди царства Божия не наследуют. Они просто не попадают туда. Такие люди разрушают свою духовную природу, но не замечают этого, потому что не живут духовной жизнью…
- Батюшка, одних людей радует то, что в России создают новые государственные праздники в дни церковных праздников, например, День семьи, любви и верности в день памяти святых Петра и Февронии Муромских, созданный в 2008 году. А другие наоборот, возмущаются тем, что государство не решает реальных проблем семьи, а устраивает массово-зрелищные мероприятия, прикрываясь при этом авторитетом Православной церкви. А Вы как думаете?
- Я с теми, которые радуются. Понятно, что любое хорошее дело можно испортить и исказить, в силу немощи человеческой не наполнив его тем духом, который необходим. Любая традиция должна укорениться. Для этого нужно время, не год и не два. Но лично я возлагаю надежды на это движение.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна