15 января 2010 года
Альбина Николаевна Яцкова: «Человек в состоянии любви именно такой, каким его создал Бог».
После своего основания, около 17 лет назад, воскресная школа прихода храма Всех Святых не была такой многочисленной как сегодня, когда в ней занимаются около сотни ребят. Занятия сначала проходили в храме, затем в деревянном здании при нем, и только в сентябре 2000 года воскресная школа разместилась в тех помещениях, где находится и сейчас.
Предлагаем вашему вниманию интервью с завучем воскресной школы, Альбиной Николаевной Яцковой, которая работает в школе с 2001 года, из них 2 года была преподавателем.
— Альбина Николаевна, расскажите сначала о тех, людях, которые преподают в воскресной школе.
— У нас трудятся 17 педагогов. Все они имеют высокий профессиональный уровень, высшее или среднее специальное образование. Их можно разделить на преподавателей вероучительных дисциплин, музыки и изобразительного искусства. Вероучительные дисциплины преподают:
Изобразительное искусство преподают
Коллектив воскресной школы стабильный. Пополняется и новыми педагогами, в прошлом году пришли Наталья Леонидовна: Софинова (учитель музыки в школе № 7) и Ульяна Львовна Протопович, заканчивающая учебу в Нижегородском вузе. Продолжает преподавать музыку имеющая многолетний опыт работы с детьми Оксана Александровна Линник (высшее образование, руководитель хора дошкольной аспирантуры).
Наши педагоги прекрасно понимают, что основная задача воскресной школы — воспитание души ребенка, его гармоничное развитие, а не просто обучение, подача познавательной информации. Для этого необходимы вероучительные знания как основа, база для развития ребенка. И еще, нужно научить ребенка видеть красоту Божьего мира. Для этой цели служит искусство. Как изобразительное, так и музыкальное, в том числе — церковное пение. В воскресной школе детям практически не делают замечаний по дисциплине. Педагоги осознают, что дисциплина, — это результат их труда, умения увлечь и заинтересовать детей. И у них это неплохо получается. Галина Ивановна Нечпай настолько увлеченно творит на уроках ИЗО, настолько доброжелательна к детям, что они платят ей взаимной любовью. Каждый из них на ее уроках ощущает себя настоящим художником. Ежегодно наши воспитанники участвуют в конкурсах рисунков как внутри школы, так и в епархиальных. Эти же слова можно сказать и о других преподавателях. Мне радостно видеть, как наши педагоги любят музыку. Благодаря их высокому профессиональному уровню, уроки проходят на одном дыхании. Детям просто некогда шалить или отвлекаться.
Игорь Михайлович Куцык практикует проведение своих занятий в храме, что делает урок особенно наглядным и запоминающимся. Он очень хорошо общается с детьми и, как старший преподаватель, помогает другим педагогам в разрешении сложных вопросов.
— Какие изменения произошли в воскресной школе за семь лет вашей работы?
— Во-первых, в самом преподавании постоянно происходят изменения. Например, раньше Ветхий Завет дети изучали во втором классе. Когда мы поняли, что они плохо усваивают материал, очень сложный даже для взрослых, то отодвинули его изучение на год. Теперь его проходят в третьем классе уже после Нового Завета. Понаблюдаем, как более подготовленные дети будут понимать этот предмет. Хотя, на мой взгляд, его нужно перенести на последний, четвертый год обучения. А в третьем классе важнее уроки литургики или благочестия, чтобы показать практическое применение тех знаний, которые дети получили за первые два года учебы в воскресной школе. Действительно, если мы ставим целью воцерковление детей, то как можно обойтись без богослужения? Педагогам до многого приходится додумываться самим. Мы постоянно в поиске.
Прежде всего, стараемся сохранить то лучшее, что накоплено школой с ее основания. Но, сохраняя традиции, ощущаем и реальные нужды сегодняшнего дня. Самое главное — забота о психическом, физическом здоровье ребенка, о его душе. Поэтому был изменен график работы Воскресной школы. Дети занимаются в первой половине дня. Наблюдения, анализ учебного процесса, обмен мнениями позволили построить изучение священной истории с учетом возрастной возможности детей, а не просто изложение хронологии.
В первый класс мы принимаем детей с 8 лет, так как в 7 лет у ребенка меняется основной вид деятельности. На смену игре приходит учение, и осваивать его сразу в двух школах — Воскресной и общеобразовательной — труд непосильный. В школе есть подготовительная группа — дети 6-7 лет. Они занимаются музыкой, рисованием. Именно через эти виды деятельности педагоги раскрывают красоту Божьего мира, выстраивая в их сознании православное мировоззрение. Они подводят ребенка к осознанию Церкви как необходимого для него пространства к чувству духовной высоты.
Благодаря нашим художникам Н. Королевой и О. Финюшиной, стены трапезной великолепно расписаны. Трапеза после воскресной службы предваряет занятия. Во время нее у детей, которые пришли сюда впервые, происходит запечатление образа школы. Здесь красиво, тепло, уютно, встречают с радостью, по-доброму. Все это располагает детей к занятиям, к труду. Родители тоже стали больше участвовать в жизни школы, помогать во всем. Мы сохраняем и поддерживаем традиции проведения совместных праздников. В конце учебного года праздник проводится на природе. Обычно сначала служится молебен в часовне на Дальней пустынке, после которого происходит вручение нашим выпускникам свидетельств об окончании воскресной школы. За эти годы организовался саровский отряд Витязей (Национальная организация Витязей), сейчас в нем 28 подростков. Его возглавляет Светлана Вячеславовна Цыганова, которая занимается с ребятами, ездит с ними в лагерь и паломнические поездки. Сергей Анатольевич Крюков проводит для них беседы по основам нравственности.
Как педагог, я считаю преподавание в воскресной школе подвигом. Ведь многие преподаватели являются школьными учителями, и воскресенье — для них единственный выходной день. Люди, у которых есть семья, дети, свой день отдыха посвящают Господу.
— Что из себя представляет факультатив для родителей, который проводится в воскресной школе?
— Педагогический факультатив для родителей существует с 2002 года. Они очень положительно о нем отзываются. Огромный интерес вызван насущной потребностью, так как многим взрослым не хватает педагогических знаний. Мы не проводим с родителями только вероучительных бесед. Основная тема наших встреч — это воспитание детей (разного возраста), опирающееся на православные традиции и уклад жизни. Православная педагогика и психология имеют свои особенности.
Факультатив для родителей проводится два-три раза в учебном году. Темы выбираем те же, что выносятся на педсовет как направления работы с детьми. Получается, что педагоги воскресной школы и родители работают в одном направлении, используя одну и ту же литературу. Например, тема последней беседы с родителями: «Отношения в семье, основанные на православных традициях. Бесконфликтность в освоении ребенком нравственных норм общества».
Также мы проводим с родителями индивидуальные беседы, когда они к нам обращаются со своими вопросами. Особенно много таких обращений бывает после факультативных занятий, когда родители, прослушав информацию, участвуя в диалоге по теме, осознают существующую конкретную проблему в воспитании ребенка или свои ошибки. Действительно, очень многое зависит от взрослого. Часто мы сами формируем у детей неправильное отношение к жизни своей неверной интонацией. Видим только негатив и не ценим то хорошее, что есть. Нам некогда остановиться и расставить приоритеты, понять, что главное.
Мне больно говорить о том, что мы не приучаем детей слышать других и выражать свою мысль словом. Хочется, чтобы русский язык хранился в своей чистоте, ясности смысла.
— Расскажите немного о директоре воскресной школы, отце Александре.
— Отец Александр высокообразованный человек, закончил МИФИ и ПСТБИ. К нему можно обратиться по любому вопросу. Много знает, читает. Умеет прислушаться к мнению профессионалов, его всегда можно убедить. И мы, педагоги, ощущаем с его стороны поддержку, не вмешивается по мелочам в учебный процесс. О. Александр очень любит детей, и они платят ему той же монетой. А многодетное отцовство с годами его сделало мягче. Когда человек проходит путь воспитания собственных детей, сопровождаемый детскими болезнями и бессонными ночами, он начинает еще более благоговейно относиться к детям — как к уникальному творению Божьему. Причем, как к своим, так и к чужим. Уже нет места ненужной принципиальной строгости, когда все видится только «черным» или «белым». Появляется видение нюансов и цветовых оттенков.
Отец Александр — неизменный участник праздников, которые бывают в воскресной школе. Еще будучи мирянином, он преподавал в воскресной школе, участвовал во всех праздничных театрализованных постановках. А как батюшка самозабвенно играет с детьми в футбол! Тогда сердца всех мальчишек принадлежат ему...
— Охарактеризуйте в нескольких словах атмосферу воскресной школы.
— Анкетирование родителей и педагогов показало, что родители положительно относятся к работе школы, им многое нравится, а педагоги — критичны к себе. Может быть, это неплохо, что они так требовательны к себе. Ведь от личности учителя многое зависит. Если он талантлив, то сумеет показать своим ученикам красоту во всем: в природе, в нравственных поступках, в человеческих отношениях.
Педагогика — дело ответственное в библейском смысле. Участвуя в воспитании детей, их формировании педагог берет на себя роль Творца. Каждый ребенок индивидуален, у каждого свой путь в жизни и ему нужно помочь не оступиться на этом пути.
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна