9 декабря 2021 года
«Выражаю восхищение трудом собирательства святых икон и организации музея, доступного всему гражданскому сообществу...»
Из книги отзывов
Помните слоган «ЗАТО Саров уникальный»? И вот одна из граней этого: в Сарове на территории торгового парка АСС действует совершенно уникальная частная галерея «Русская икона», но про нее многие горожане даже не знают, и посетители там бывают крайне редко. Такой вот парадокс.
В галерее представлена коллекция икон XVI-XX вв., ее собирал саровский предприниматель Владимир Пухов, начиная с 1970-х годов. Галерея «Русская икона» открылась в День рождения Саровского монастыря, 29 июня 2014 года. На тот момент в ней было порядка 300 икон, а сейчас — уже более 450. Это сопоставимо с коллекцией древнерусской иконописи Нижегородского государственного художественного музея, которая насчитывает около 500 экспонатов. Мы побеседовали с владельцем галереи о его детище.
Увлечение родом из Кременок
На вопрос, откуда у него такое редкое увлечение — собирание икон, первое, на что указал Владимир Николаевич, это — верующая мама. Отец был фронтовик, а сами родители родом из с. Кременки, где церковь стояла закрытой всего лишь с 1937 по 1946 год. Она не была разорена, и в ней сохранились старинные росписи и иконы.
Владимир Пухов: «Я помню, как мама меня маленьким брала в церковь. Я там бегал, знакомился с другими детьми, и нам было хорошо там. В ней же меня крестили. Мама и дома всегда молилась, с утра и вечером...» Да... в памяти человека осталась молящаяся мать. А что вспомнят наши дети? Маму, сидящую в интернете и смотрящую в гаджет?
Про веру Владимир Николаевич распространяться не любит, вот про живопись и иконографию — это пожалуйста, с большим удовольствием. Но как ни крути, без веры такое увлечение не появилось бы. Без веры Пухов не помогал бы строительству новых приходских храмов в Сарове, не построил бы со своими товарищами часовню на городском рынке...
Как я «заболел» иконописью
Рассказывает Владимир Пухов:
— В 1960-е годы мы с друзьями однажды поехали в с. Аламасово. Там храм был в плачевном состоянии, весь разорен. На полу среди мусора валялись две иконы XIX века, писанные маслом. Я их подобрал, очистил и поставил в помещении, где мы с ребятами тусовались, мы тогда увлекались движением хиппи. Не знаю, куда потом делись эти иконы.
Несмотря на то, что многие храмы были закрыты, расхищение их имущества строго каралось — за то, что взял икону, вполне могли посадить. Но церкви разрушались, кровля протекала, и то, что не украли, со временем все равно приходило в негодность.
Как-то поехали на рыбалку в с. Илев. В местной церкви иконостас был практически целый, похитили иконы только из нижних рядов. А рядом, на полу, стояли иконные доски, левкас и красочный слой с них осыпались. Спустя какое-то время снова приехали в Илев, и там уже ничего не осталось — все растащили.
Однажды нас послали на покос в деревню под Выксой и поселили в брошенном доме. Там на «подлавке» (прим. — Полочка для икон или божница) стоял оплечный Спас, XVII века. Икона черная, неинтересная — ведь я тогда в этом ничего не понимал. Не знал, что олифа, которой покрывают иконы, через 80-100 лет темнеет, а если ее расчистить, проявятся яркие краски. Так она и осталась там.
В 1970-е годы я узнал, что есть люди, которые зарабатывают, торгуя иконами как антиквариатом. Ездят по деревням, собирают или скупают для последующей продажи иностранцам. К ним алкаши несли иконы за бесценок.
У нас в Сарове на Московском проспекте в те годы была частная застройка. Там жил дядя Ваня, который собирал иконы, был их знатоком и ценителем. У него иконами были заставлены комната и две пристройки к дому. Я к нему ходил в гости и однажы заинтересовался иконой, на которой миниатюрист избразил страсти Господни — на одной полуметровой доске свыше трех десятков сюжетов! Даже такие редкие, как поцелуй Иуды или то, как Иуда возвратил 30 сребренников, вышел и повесился. Это тонкое искусное письмо можно было разглядывать бесконечно. Я тогда просто заболел этим. Спросил: «Сколько стоит такая икона?» — «Сто рублей». Для меня это было дорого, все-таки молодая семья, двое детей… Но именно от дяди Вани мне передалось желание коллекционировать иконы.
С 2006 года я по выходным стал ездить в Москву на вернисаж, где продавались иконы. Там было шумно и многолюдно. Продавались целые коллекции. Антикварщики привозили экспонаты из глубинки, где не было столько покупателей. Так я успел заложить основу своей коллекции. А теперь из-за экономического кризиса народ обнищал и упал интерес к иконам, поэтому вернисаж оскудел, а сейчас, в пандемию, вообще закрыт.
Когда я увлекся живописью, редкими сюжетами, икон у меня становилось все больше. Попадались и большие храмовые иконы. Захотелось сделать в своем доме пристройку и разместить в ней коллекцию, маленький музейчик. Но у меня их столько набралось, что пришлось открыть целую галерею!
В галерее
Все экспонаты коллекционер разместил в галерее, дома оставил лишь несколько икон. Например, образ с князем Владимиром, княгиней Ольгой, Николаем Чудотворцем и мученицей Таисией — святыми покровителями Владимира Николаевича, его жены и родителей...
В зале гудит кондиционер. Датчик показывает температуру 19,4 градуса, влажность — 50,4 %. Под потолком видны отверстия приточной вентиляции и вытяжки. Не каждый музей может похвастать таким оборудованием. Там свежий воздух, ни малейшего намека на запах затхлости, который нередко бывает в музеях. Все расходы по содержанию галереи несет сам коллекционер.
На выставке представлены лучшие на его взгляд иконы. Бывает, уже есть такая икона, но удалось приобрести более красивую. Тогда Владимир Николаевич заменяет этот экспонат. Сейчас он уже успокоился и покупает только очень редкие иконы, которые днем с огнем не сыщешь. Он может ночами «копать» в интернете, чтобы найти интересную икону. Участвует в аукционах в Дюссельдорфе (Германия), которые проводят онлайн. Но, по словам коллекционера, в последнее время активизировались олигархи, и с ними сложно биться на аукционе.
В Россию возвращаются иконы, когда-то вывезенные или проданные за рубеж. Но дело это не такое простое. Владимир Николаевич поделился, что купил три иконы на аукционе. Сын их забирал и в аэропорту не догадался заполнить декларацию. Из-за этого иконы конфисковали и два года нервы трепали. Пришлось писать письмо самому Президенту. В итоге, иконы вернули и даже штраф не наложили.
Аукционы в Дюссельдорфе проходят два раза в год, там выставляют на продажу от тысячи до двух тысяч русских и греческих икон. Но Пухова тянет больше к нашим, русским иконам. Из недавних приобретений — Виленская икона Божией Матери, по преданию, написанная евангелистом Лукой.
Приобретенную икону Пухов отдает реставраторам, а после восстановления размещает в галерее. Причем, надо понимать, что иногда реставрировать икону стоит дороже, чем купить.
Владимир Николаевич лично участвует в реставрации икон, выполняя столярную работу починки древесной основы. Он показал икону, края которой наращивал и укреплял. Она использовалась, как створка в калитке. Другая икона была столом под станок: если приглядеться, на ней можно увидеть полукруглую трещину. Из середины третьей — большой иконы с изображением праведной Анны Пророчицы — выпилили стенку ларя, ящика с откидной крышкой для хранения утвари или съестных припасов. По бокам обрубка иконы торчат соединения в проушину.
Сейчас Владимир Николаевич восстанавливает икону из Деисусного чина, которую изъел жук-точильщик шашель (прим. — Деисусный чин иконостаса – это моление за род человеческий святых, предстоящих перед Господом Вседержителем). Потом этой иконой займется реставратор.
Отсюда уходить не хочется
В экспозиции есть иконы работы мастеров Оружейной палаты Московского Кремля, XVII век, круг Гурия Никитина. Они принимали участие в выставке в Москве. Эти и многие другие иконы прошли атрибуцию. Это означает, что их изучали искусствоведы, и экспонаты снабжены подробным описанием.
Сейчас готовится к изданию каталог, в котором описываются порядка 150-ти экспонатов галереи. Над ним работают сотрудники Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, с привлечением экспертов, которые проверят подлинность данных икон.
Прошу показать редкие сюжеты, подобные которым трудно найти. Владимир Николаевич подводит к иконе Спаса-Эммануила с крестом. Впервые вижу икону Божией Матери, на которой Богомладенец изображен в одежде царевича. Даже специалисты не знают названия этого образа. А последнее приобретение — «Поклонение веригам св. апостола Петра». В крупной иконе-складне или «кузове» соединились три века. Ее центральная створка предположительно конца XVI века, боковые створки и навершие добавили в XVII веке, а средник заменили в XVIII веке. А вот икона XIX века, которую умельцы написали в стиле Андрея Рублева и искусственно состарили под XVI век, покрыв сетью трещин красочного слоя — кракелюрами. Этим она и интересна.
Владимир Николаевич так и не смог назвать любимую икону — все они облюбованы, в каждую вложена частичка души, а с некоторыми связаны удивительные истории. Владимир Пухов: «Когда сын женился, у них несколько лет не было детей. А мне моя приятельница, реставратор, говорит: «Помнишь, я тебе делала икону «Доброчадие?» Пусть она у молодых повисит». И они вскоре ребеночка родили, потом еще одного». Теперь этот образ выставлен в Галерее.
На стендах представлено более 70-ти Богородичных икон, причем разных. Есть и редкие, которые ни в храмах, ни в музеях не увидишь. Это иконы «В наведение печали», «Елецкая», «Седмиозерная», «Трех радостей». А как прекрасна Владимирская икона Божией Матери XVII века с шитым окладом!
При входе гостей выставки встречает уголок, посвященный батюшке Серафиму, небесному покровителю Сарова. Там доминирует большая храмовая икона прп. Серафима Саровского начала XX века, поясное изображение старца с правой рукой, прижатой к сердцу — образ сердечной молитвы. Во многих храмах округи есть такие иконы, написанные с разной степенью художественного мастерства. Тут же редкая икона с изображением явления прп. Серафиму Божией Матери с 12-ю святыми девами, предположительно работа монахинь Серафимо-Понетаевского монастыря.
А самые прекрасные иконы, которые видел Владимир Николаевич в своей жизни, находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, иконостас которого писали Андрей Рублев и Даниил Черный. Это — вершина русской иконописи.
Всегда интересно полистать книгу отзывов посетителей. Первую запись оставил на открытии галереи митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, который был явно изумлен увиденным. Много отзывов гостей Сарова из разных уголков России. Они тоже выражают свое восхищение, пишут, что «отсюда уходить не хочется», «нужно, чтобы наш русский народ это видел», «это просто поразительно, истинный Эрмитаж». Люди выражают владельцу галереи «поклон за сбережение нашего национального достояния». Они понимают, что иконы — это «бесценное богатство», «они отражают историю православной Руси». Среди оставивших свои отзывы — самые разные люди: инженеры, ученые, военные, пенсионеры, школьники, народный художник России, главный редактор журнала «Русское искусство», ген. директор ООО Международный холдинг «Арт-инициатива». Посетители пишут, что испытывают «радость от знакомства с духовной жизнью и мощью наших предков». Кто-то почувствовал исходящую от икон необычайную «энергетику», а кто-то называет это словом «благодать»…
Свидетели истории
Что же такое икона? Предмет быта православных христиан? Произведение искусства и культурное достояние нашего народа? Намоленная святыня, которая аккумулирует в себе Божественную благодать? Связующее звено между мной настоящим и историей России? Это может быть и одно, и другое, и все сразу.
Если бы старинная икона могла заговорить и рассказать свою историю, получился бы увлекательный роман. За сотни лет своего существования каждая икона была свидетелем многих исторических событий, пережила десятки поколений людей. Она переходила из рук в руки. Ее могли покупать-продавать, похищать, пытаться уничтожить и, в последний век, восстанавливать. К ней могли прикладываться сотни и тысячи верующих, обращаясь с молитвой к Первообразу. Как старинная икона смогла пережить время воинствующего атеизма, когда иконопись считалась уголовно наказуемым преступлением, а на икону смотрели как на идеологически враждебный пережиток прошлого? Это сродни чуду. Иконы сжигали, рубили, использовали, как мишень для стрельбы, а также в бытовых целях, как обычные доски.
В храмах Сарова старых икон высокого художественного уровня очень мало (максимум — конца XIX – начала XX века), а в основном — новодел, работы современных мастеров. В городской музей привозят выставки из копий икон. Поэтому настоящее многообразие и богатство русской иконописной традиции в нашем городе можно увидеть только в галерее «Русская икона».
Владимир Пухов: «Когда открыли галерею, хотели, чтобы она работала хотя бы по субботам. Но народу никого нет, даже когда отмечали «Ночь музеев». Мы тогда немного посидели, а потом поехали в Маяковку, в музей Военно-морской славы. А там народу тьма-тьмущая! Дети бегают. Сотрудники музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева предложили нам как-то объединиться с городским музеем. Было бы замечательно, если бы наши музейщики проводили экскурсии, и народ подтянулся. Потому что у нас действительно есть что посмотреть...»
Александр Кузьмин, иконописец:
— Мне доводилось бывать на выставках икон, которые мне как художнику были неинтересны. Да, возможно, эти экспонаты имели культурную и историческую ценность, но не имели художественной ценности. Поэтому я был в неописуемом восторге, когда попал в галерею «Русская икона». Там все иконы художественно красивы, и эта красота притягивает взгляд. Владимир Пухов разбирается в этом.
Светлана Федорова, директор городского музея:
— Мы даже не догадываемся, какая жемчужина есть в нашем городе. Это — коллекция столичного уровня настоящих, подлинных икон В. Н. Пухова. Уже все значимые коллекции описаны и введены в научный оборот, а галерее «Русская икона» это только предстоит. Дай Бог здоровья и сил Владимиру Николаевичу продолжать дело сохранения и восстановления нашего наследия.
Следующим шагом в этой работе может стать популяризация экспозиции, привлечение к ней внимания горожан. Это — отдельное направление работы. Будем считать данную публикацию — малой лептой.
Галерея «Русская икона» открыта каждую вторую субботу месяца с 9 до 14 часов. коллективные заявки (от пяти человек и более) принимают по тел.: 7-94-94.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна