15 сентября 2021 года
29 августа в Сарове прошел шестой фестиваль колокольных звонов и православных песнопений. Зрители могли заметить, что звучание колокольного ансамбля разительно отличалось от его звучания на предыдущем фестивале.
Дело в том, что недавно на колокольне храма Святых Царственных страстотерпцев была проведена реконструкция. Проводил ее колокольный мастер Глеб Витальевич Комаревский. Нам удалось пообщаться, и он рассказал, кто такой колокольный мастер и чем его работа отличается от работы звонаря или литейщика. Какой смысл несут выгравированные на колоколах надписи и как заставить колокол «звучать»?
- Зачем было нужно что-то переделывать на колокольне?
Глеб Комаревский: «С точки зрения эксплуатации это необходимо было сделать как можно скорее, поскольку 11 приобретенных несколько лет назад колоколов были повешены тогда, так сказать, на скорую руку. В этом году, в конце Великого поста, перед Пасхой, пришлось буквально латать крепежи и растяжки, чтобы Светлая седмица прошла под радостные звоны. К тому же существовавший звукоряд не был достаточно гармоничным. Замечательно, что у служащих в этом храме, отцов есть понимание красоты колокольного звона и желание менять что-то в лучшую сторону. На сегодняшний день в наборе храма 15 колоколов. Возможно, вскоре усилиями служителей и благодетелей появятся еще три колокола».
- Даже на первый взгляд видно, что колокола отличаются по размеру и форме. С чем это связано?
Глеб Комаревский: «Колокол – единственный инструмент, который допускается канонами православного богослужения. Другие христианские конфессии применяют гораздо более широкий круг инструментов, звучащих в ходе службы. То же касается и других религий, где считается нормой использование различных ансамблей и даже целых оркестров, которые либо сольно исполняют религиозную музыку, либо аккомпанируют поющим.
В православном же богослужении из, так сказать, «музыкального сопровождения» кроме певчих можно услышать только колокольный звон. Поэтому сами звоны такие разнообразные, а колокола столь различны по размеру и профилю, то есть по форме. Типы звонов регулируются уставами и обусловлены местными традициями. Профили колокола, орнаменты и даже тип обработки – это прерогатива конкретного производителя. Объединяет все православные колокола, пожалуй, две вещи. Во-первых, состав металла – колокольная бронза: восемь частей меди и две части олова. Во-вторых, использование именно во время богослужения. И как любые вещи, используемые в службе, колокола предварительно освящаются – над ними совершается особый чин, как, например, над иконами. Колокола, кстати, часто так и называют – звучащие иконы».
- Да, на многих колоколах мы видим иконы, а так же отлитые или гравированные надписи. О чем они?
Глеб Комаревский: «Колокол всегда считался вещью сакральной. Поэтому и надписи на нем имеют глубокий смысл. Обычно кроме информации о месте и дате отливки указаны имена изготовителя и жертвователей, чьими трудами колокола были отлиты и установлены. На многих исторических колоколах указаны также события, в честь которых отливался колокол, молитвы и конкретные просьбы. Иногда это сделано тайнописью».
- Какие, например, это могут быть молитвы и просьбы?
Глеб Комаревский: «Если говорить о самых распространенных, то это просьбы к небесным покровителям о здравствовании близких, чаще всего детей, об упокоении душ усопших родителей, предков, о крепости брака венчающихся молодоженов и тому подобные. Надписи обычно выполняются на церковно-славянском языке по канонам, которыми руководствуются иконописцы. Можно назвать такие колокола именными. Если сами колокола называют звучащими иконами, то именные колокола часто называют вечными требами: зазвучал колокол – полилась молитва о человеке, за которого этот колокол пожертвован. Это очень древняя традиция. Чтоб убедиться, достаточно прочитать расшифровки надписей и описания старинных колоколов или съездить в какой-нибудь монастырь – например, в Троице-Сергиеву лавру».
- В храме Царственных Страстотерпцев тоже есть именные колокола?
Глеб Комаревский: «Здесь все колокола именные».
- Кто и как выполняет эти надписи?
Глеб Комаревский: «На больших колоколах надписи выполняет производитель – литейщик, когда отливает сами колокола. На колоколах поменьше надписи делает гравёр или колокольный мастер. Это связано с тем, что небольшие колокола обычно подбирают по слуху, когда уже отлиты большие. Хотя бывают различные ситуации: иногда в уже существующий ансамбль добавляют тяжелый колокол без надписи, и мастеру также приходится его гравировать».
- Что еще входит в обязанности колокольного мастера? Получается, колокольный мастер - это не звонарь?
Глеб Комаревский: «Звонарь - это церковнослужитель, обязанностью которого является звонить при богослужениях. Над таким человеком совершается особый чин – чин поставления в звонари.
Чтобы объяснить, чем занимается колокольный мастер, сначала надо вспомнить еще одного человека, который связан с колоколами и обычно известен широкой публике. Это литейщик, который создает форму (профиль) колокола и отливает его. Получается, литейщик колокол отливает, а звонарь в него звонит. Если говорить совсем просто, то колокольный мастер занимается всем остальным. Зачастую советует и литейщику, например, какого звучания колокол необходимо отлить в конкретном случае, и звонарю, раскрывая возможности подобранного колокольного ансамбля».
- Но ведь для этого необходимо самому разбираться во всем?
Глеб Комаревский: «Да, с литейщиком надо разговаривать на его языке и знать технологические этапы отливки колокола. Со звонарем тоже необходимо общаться на его языке: для этого надо уметь звонить на наборах любой конфигурации. Вообще, надо много в чем разбираться. На заводе или в мастерской у производителя нужно помнить не только о свойствах металла и качестве обработки, но и об акустических характеристиках как одного колокола, так и всего ансамбля. Производителю зачастую достаточно «продать килограммы бронзы», а звонарь хочет получить не просто много красивого металла, а гармоничное звучание. И согласовать эти желания – забота мастера. А еще необходимо контактировать с архитектором и строителями. Знать, как транспортировать и монтировать колокола. Балансировать, то есть развешивать и настраивать набор под существующий рельеф местности и для конкретных звонарей с их требованиями и традициями».
- А если с кем-то не удается договориться правильно и установленные колокола не звучат?
Глеб Комаревский: «Скорее, не удается донести тонкости, связанные с колоколами. Например, заказчик хочет купить конкретные колокола, потому что они дешевле или красивее, но не учитывает звукоотдачу, необходимую для рельефа местности. Или архитектор видит проект колокольни по-своему и не хочет сделать арки шире или выше. От этого страдают акустические характеристики и звонарю работать неудобно. Или же строители все построили правильно, просто забыли поставить балки под колокола».
- Получается, колокольному мастеру и в колокола позвонить некогда?
Глеб Комаревский: «В каком-то смысле да. Но звоны и не являются его основным занятием. Хотя, конечно, именно колокольный мастер первым встает за звонарский пульт нового или реконструированного колокольного ансамбля. Это неописуемая радость и огромное счастье – такой вот первый звон. Особенно когда во время звона понимаешь, что работа многих недель, а то и месяцев была не напрасной и все получилось».
- О чем в такие моменты думается?
Глеб Комаревский: «В такие моменты, скорее, не думается, а чувствуется. Чувствуется счастье. А вот о чем необходимо думать при такой работе, сказано в Писании: «Проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением». То есть лучше всегда помнить: результаты деятельности колокольного мастера напрямую связаны с богослужением. Поэтому трудиться надо с чистым сердцем».
Инесса Шевцова, источник https://ngsarov.ru/ru/node/5284
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна