Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

«Возьми крест свой, и следуй за Мною»

6 апреля 2021 года

Если кто хочет идти за Мною,

отвергнись себя, и возьми крест свой,

и следуй за Мною... (Мф. 16:24)

Елена Валентиновна несет послушания завуча воскресной школы при храме Всех Святых, куратора воскресных учебно-воспитательных групп при храмах Иова Многострадального и святых Царственных страстотерпцев, а также руководит приходским семейным клубом трезвости. Но больше всего она любит православное богослужение, участвует в нем в качестве чтеца, учится петь в церковном хоре и это для нее истинная радость... Елена Валентиновна — человек с очень непростой судьбой. Всего шесть лет назад она перешла в лоно Православной Церкви из протестантизма. И это было глубоко обдуманное решение…

Православие ассоциировалось со смертью

Елена росла в обычной советской семье. В детстве родители ее не крестили, хотя у мамы был молитвослов, и она научила дочь молиться Пресвятой Богородице и Николаю Чудотворцу. А бабушка Фекла, с маминой стороны, была по-настоящему верующей, молилась перед иконами, в юности пела на клиросе, читала Псалтырь по усопшим. Однажды позвала маленькую Лену с собой, когда собиралась идти читать Псалтырь, но та отказалась, потому что боялась покойников. Ее пугало православие, оно у нее ассоциировалось со смертью. А когда любимую бабушку отпевали в церкви с. Кременки, неожиданно пение старушек показалось ей благостным, несущим утешение и надежду вечной жизни.

В музыкальную школу Елена поступила поздно. Она сама научилась играть на гитаре и пела под нее в кругу своих сверстников, выступала на школьных и городских мероприятиях и думала, что у нее неплохо получается. Педагог был вынужден ее переучивать, «ломать руки», и для нее это было непросто, через слезы и внутреннее сопротивление. Ситуация переоценки ценностей еще не раз повторилась в ее жизни. Когда кажется, что ты чем-то богат, но вдруг оказываешься у разбитого корыта...

В поиске Бога

Первое образование Елены было техническое. Потом она увлеклась бардовской песней, перешла из отделения ВНИИЭФ, где работала лаборантом, сначала культорганизатором в заводской клуб «Авангард», потом в войсковую часть стройбата — художественным руководителем клуба, была солисткой оркестра этой войсковой части. Было много праздников, зачастую с застольями и банкетами… В итоге, такой образ жизни привел ее к алкоголизму. Она лечилась в клинике, но безуспешно.

В начале 1990-х годов у Елены начался период духовного поиска. Она увлекалась диагностикой кармы — компилятивным учением, вобравшим в себя элементы разных религий. Общалась с кришнаитами, но там, в отличие от христианства, человек уповает не на Бога, а на свои силы. Елену это не привлекло, она понимала, что своих сил у нее не хватает, что бы справиться со своей проблемой. В 1996 году приняла крещение в Санаксарском монастыре, но без какой-либо катехизации, как это было в те годы. Монахи подарили ей молитвослов и книгу «Закон Божий», но это не изменило ее жизнь. Изучала все подряд: Бхагавад-гиту, теософию Блаватской, Закон Божий. Беседовала с санаксарским старцем Иеронимом, тот велел читать Святое Евангелие. Она пыталась. Но для нее это были какие-то разрозненные истории про рыбаков... Она не могла понять, какое отношение это имеет к ее жизни, пока Господь не открыл...

Знакомство со «старцем»

В 1998 году Елена познакомилась с пятидесятниками, которые ее поразили чистотой своей жизни. Они себя никак не называли, беседовали о Библии, были добры и внимательны к ней. Предложили сходить к старцу, который жил у нас в городе. Она, конечно, сначала не понимала, что это — не православный старец. И вот, в состоянии тяжкого утреннего похмелья ее привели, буквально под руки, к этому старцу, Дмитрию Григорьевичу, жившему в 12-этажке на ул. Ключевой. По дороге молились о ней, но она плохо понимала происходящее. Поднялись на этаж, дверь открыл дедушка лет за 80, с необычайно светлым взглядом. И весь он, и его бедная, но чистенькая однокомнатная квартирка были наполнены светом. С ним жила молчаливая и кроткая старушка-жена. Елена рассказала, что хочет бросить пить, больше не может с этим жить. Что пробовала молиться, но это не помогает, и вообще уже сомневается в том, есть ли Бог...

И Дмитрий Григорьевич тоже сказал ей, что нужно читать Новый Завет. Сам открыл Первое послание к коринфянам св. ап. Павла и стал читать: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10). Читал про жизнь Христа, и она вдруг осознала, что все понимает. Но не принимает. Усомнилась, что это правда; что Господь мог умереть за других людей.

Старец предложил помолиться, преклонив колени. Елене не хотелось этого делать, но она устыдилась, когда он, его жена и знакомая, которая ее привела, — все пожилые люди — встали на колени. Произнесла подсказанную молитву: «Господи, если Ты есть, помоги!» Новые знакомые стали горячо молиться о ней, даже плакали, а она стояла, как бесчувственный столб. Вдруг ей стало плохо, она убежала в ванну, где ее выворачивало наизнанку, как никогда в жизни. Потом стала убирать за собой, провозилась достаточно долго. А когда вышла, увидела, что они продолжали стоять на коленях и молиться о ней. Сначала плакали, а потом стали радоваться. Она поняла — произошло что-то необычное. После этого Елена не пила и не курила восемь лет. Обрезало разом.

Было страшно от них уходить. Попросила остаться переночевать. Ей постелили на кухне, на диванчике. Потом стало стыдно обременять людей. Собрала постель, попрощалась и пошла домой. Спокойно шла мимо всех киосков с алкоголем, и это было настоящим чудом.

Погружение в Священное Писание

Елена стала посещать собрания верующих на квартире у Дмитрия Григорьевича, два-три раза в неделю. Там читали и обсуждали Евангелие, причем, проповедовали только мужчины, пели незамысловатые духовные стихи на современные мелодии и молились. В этой общине женщины носили косынку постоянно и даже спали в ней.

На одном из собраний было причастие. Мужчины в одном помещении омывали друг другу ноги перед причастием, а женщины — в другом. Вынесли чашу с вином. Женщины заранее испекли опреснок. Его разделили на всех, а потом собравшиеся пили по очереди из одной чаши. Елену к причастию не допустили, сказали, что надо подготовиться и принять крещение. И вскоре ее уже перекрещивали на Бассейне. Елена входила в воду в белой рубахе, как мы это видим в фильмах.

Елена прочла Евангелие за два дня, а Библию «проглатывала» главами — от корки до корки. Если возникали вопросы, записывала их, а потом ей все объяснял Дмитрий Григорьевич. Это был человек с четырьмя классами образования, родом из поселка на Протяжке, из бедной многодетной семьи. Он с детства был благочестив, любил православные богослужения, но ему не хватало слова проповеди, разъяснения. А баптисты дали ему в руки книжку, приходили, все разъясняли, и он полюбил читать. Вот что привлекло ищущую душу… Елена убеждена, что внешний обряд, какой бы он ни был красивый, не меняет жизнь человека. Ее меняет понимание слова Божия и обращение к Первообразу.

Елена настолько погрузилась в Священное Писание, что как-будто видела все перед глазами. Писала об этом стихи, и ей было очень радостно. На собраниях люди рассказывали свои истории. Кто-то бросил пить, кто-то исцелился от рака. Это называлось «свидетельствовать о себе». Она не удивлялась, ей казалось, что так и должно быть. Воспринимала опыт встречи грешников со Христом не из святоотеческой литературы, а из жизни этих людей.

Со временем уже к ней домой бабушки стали приводить пьяниц, которых подбирали на улице. Им тоже рассказывали о Христе и молились за них. Некоторые исцелялись, и община росла.

Елена сменила работу, стала заниматься только с детьми, скромнее одеваться, отказалась от косметики, и ее перестали узнавать в городе, говорили, что она сильно изменилась. Потом ее обвинили в сектантстве, из-за чего начались проблемы во Дворце пионеров, где она работала. Многие друзья отвернулись от нее. Прежняя среда не принимала, как будто выталкивала ее. По совету Дмитрия Григорьевича, Елена со своей семьей переехала в г. Малоярославец Калужской области, где тогда находился центр российского пятидесятнического движения и жил епископ этой церкви Иван Петрович Федотов.

В Малоярославце

В 1999-2001 годах Игумновы жили в протестантской общине, это был «город в городе». В небольшом Малоярославце собраны разные протестантские деноминации. Казалось, что они попали из пьющей и вымирающей России с другой мир. Справные дома, традиционные семьи, в которых по 14-17 детей. Мужчины не пьют и много работают, женщины ведут хозяйство и воспитывают детей. Из-за неверно понятой «простоты во Христе» считают, что знание надмевает человека, поэтому не стремятся дать детям как можно лучшее образование. Члены общины рвутся послужить своей церкви. В них воспитано убеждение, что каждый должен служить, бесплатно трудиться на благо ближнего. Церковь на 1000 человек. Туда приводили пьяниц и наркоманов. И все прихожане вымаливали этих людей. За тех, кто оседал там, не боялись выдавать замуж своих дочерей.

Елена там создала и возглавила подростковый хор. Пение сопровождало евангелизацию — донесение до окружающих основ пятидесятнической веры. Кстати, именно протестанты создали массу фильмов на библейские сюжеты, которые смотрят все, в т. ч. и православные.

Елена полюбила этих простых верующих людей. Но жила в доме с окнами, выходящими на православный женский монастырь, и когда оттуда доносилось прекрасное пение, прилипала к окну, и душа тосковала непонятно о чем.

Елена стала изучать историю русского пятидесятничества, которое сильно отличается от западного протестантизма, появившегося в результате раскола католицизма. Пятидесятничество возникло в России в середине XIX века на фоне кризиса православия и духовного поиска верующих, а также под влиянием немцев Поволжья (молокане, штундисты). Тогда среди православных не было принято читать Евангелие (чтобы не впасть в прелесть), а только слушать за богослужением. Протестанты занимались прозелитизмом в православной среде и увлекали за собой тех, кто оставался православным только номинально. Традиция пятидесятничества не прерывалась и в советское время, и руководители протестантского движения точно так же сидели в лагерях ГУЛАГа. Но, по сравнению с инославными, именно Православная Церковь приняла основной удар безбожной власти.

Елена узнала, что у протестантов нет единоначалия и укорененности в традиции, поэтому их самостоятельные общины дробятся до бесконечности. Нет Священного Предания, они признают только Священное Писание. Отвергают крещение детей, признавая крещение людей в сознательном возрасте, с полным погружением. Пятидесятники принимают тот же Никео-Цареградский Символ веры, что и православные, но практически у них все это воплощается совсем по-другому. Они говорят, что не должны создавать учения. На самом же деле если есть учителя, то есть и учение, иначе не может быть…

В итоге Игумновы покинули общину из-за «идеологических» разногласий с ее руководством. Они думали и продолжали развиваться, пытались делиться новыми знаниями, но там это не приветствовалось.

Разрыв с протестантизмом

Елена в 2002 году пошла учиться на кафедру теологии СарФТИ, чтобы доказать, прежде всего себе, что православные не правы. Но как можно спорить с тем, чего не знаешь? Она полемизировала с батюшками, но продолжала изучать православие при помощи научной методологии, которой их учили. Впервые ее критический настрой сбила беседа с ныне покойным протоиереем Германом Здоровым. А когда познакомилась с православным богословием, аргументы были исчерпаны, поскольку у русских протестантов своего богословия нет. Они выборочно взяли положения из святоотеческого учения Православной Церкви.

В это же время Елена по духовной неопытности расслабилась, и снова упала в бездну алкоголизма, из которой выкарабкивалась уже с помощью близких людей. Вера устремляет человека вверх, греховный навык — вниз, эта борьба требует мужества и продолжается всю жизнь. К счастью, все эти годы рядом с Еленой была ее семья: любящий супруг и дети.

В 2003 году она написала курсовую работу «Развитие штудо-баптистского движения в России в середине XIX века», опираясь на православные источники. А в 2004 году вышла из пятидесятничества.

Елена убеждена, что поскольку у наших местных протестантов чисто русский, православный менталитет, то если их просвещать, они обязательно вернутся в лоно родной Церкви, из которой когда-то вышли. Важно просвещать и молодых прихожан православных храмов. Бабушек западными либеральными идеями не увлечешь. Но мы живем в эпоху информационных войн, и без познания своей веры молодое поколение не сможет сохранить чистоту православия.

Рассказывает Елена: «Для моей мамы протестантская община оставалась чуждой. В 2014 году она умерла как православная христианка. Незадолго до смерти, она просила ее пособоровать, если с ней вдруг что-то случится. И когда у мамы случился инсульт, я пригласила в реанимацию отца Сергия Скузоваткина. Мама неделю лежала в коме, на искусственном дыхании. Во время соборования она вдруг открыла глаза и стала повторять за батюшкой: «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже… Господи помилуй!» Она была парализована, но батюшка заметил какое-то неуловимое движение и сказал: «Лена, она хочет перекреститься!» Это было чудо, и я видела его своими глазами. А я-то считала, что сила молитвы есть только у пятидесятников. Так Бог меня вразумил. Батюшка хотел маму причастить, принес Святые Дары, но не успел — она отошла ко Господу. Я огорчилась, но отец Сергий меня утешил, сказав, что Бог принимает наши намерения, а Таинство совершается в духовном мире. На отпевании мама лежала светлая, умиротворенная, всем видом подтверждая, что смерти нет. Песнопение «Со святыми упокой» показалось мне очень радостным. В церкви мне понравилось...»

Присоединение к Православной Церкви

В 2015 году Елена Валентиновна присоединилась к Православной Церкви и вместе со своей семьей начала воцерковляться. Обладая обширными познаниями в богословии и истории Церкви и по памяти цитируя святых отцов, в храме она чувствовала себя сущим младенцем. Перемещалась с виноватой улыбкой, ожидая замечаний бдительных прихожанок. Сердобольные люди ее за руку подводили к первому Причастию. Пожаловалась отцу Сергию, что не понимает, что происходит на службе, вообще на слух не понимает ни слова и не знает, чем занять свой ум. «А ты приходи читать на клирос!» — благословил священник.

В храме Всех Святых богослужения с семи утра. Она не привыкла вставать так рано, но исправно ходила. Каждая икона, каждый предмет в храме — суть благодать. На клиросе все книги перед глазами, а в них — красота церковной мысли, богатство образов и смыслов, прекрасный поэтический язык! Скоро Елена Валентиновна поняла, что ни одна служба не повторяется. Приобрела Часослов, Октоих, Триодь и другую литературу. Купила бы и Минеи, если бы имела место, где поставить 24 тома. Ей всегда было интересно учиться новому. Дома готовилась к каждой службе, прочитывала все тексты, а сложные — и не по одному разу. Слушала аудиозаписи для правильного произношения, писала шпаргалки. Подготовка к участию в богослужении поначалу занимала полдня.

А незадолго до этих событий она ехала в поезде с молодой женщиной, читавшей молитвослов. Елена стала докапываться, зачем нужен церковнославянский язык, не понятный современным людям? Попутчица не спорила, но пророчески заметила: «Вы полюбите православную службу, когда ее узнаете!» Так и случилось. Елена Валентиновна уверена, что церковнославянский язык не переводим ни на один из современных языков. В нем удивительная глубина. Это — язык для разговора с Богом. И она испытывает радость от познания семантики слов.

Вскоре Елена Валентиновна пришла в воскресную школу при храме Всех Святых. Сначала как преподаватель игры на гитаре. А потом завуч воскресной школы ушла в декретный отпуск, и директор — протоиерей Александр Брюховец — попросил ее помочь. Тогда появился стандарт воскресных школ, повысились требования к отчетности. Для Елены Валентиновны, педагога дополнительного образования, работа с документами не представляла трудности.

Также ей хотелось помогать людям с алкоголизмом уже в церковной ограде, потому что такой опыт у нее был. В 2014 году была принята концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма как одно из важнейших направлений социального служения Церкви. Тогда по инициативе Церкви в России восстановили День трезвости 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 2016 году Елена Валентиновна организовала в Сарове приходской семейный клуб трезвости, который успешно действует и по сей день, оказывая поддержку тем, кто хочет стать на путь трезвения. Были налажены еженедельные встречи и совместные молебны, занятия в «Семейной школе трезвости». Елена Валентиновна рассуждает просто: «Когда я была младенцем в вере, меня носили на руках, а теперь мне надо уже самой отдавать. Если я не служу ближним, то мое благочестие пустое. Это всего лишь знания. И гордыня от многих знаний убивает меня...»

Чин присоединения Елены Валентиновны к Православной Церкви состоялся накануне праздника Воздвижения Креста Господня. Как указание на необходимость нести крест Христов. У Елены Валентиновны, как и у многих, дети, внуки, болезни, много забот. Она выхаживает мужа после тяжелого инсульта. Но Крест Христов это — не просто житейские трудности, а несение испытаний ради Христа и с чувством благодарности Богу, который Сам помогает нам нести этот крест.

Оксана Валерьевна Савченко, к. и. н., зав. кафедрой теологии СарФТИ НИЯУ МИФИ:

— Я знаю Елену Валентиновну как выпускницу нашей кафедры в 2007 году. Когда она защищала диплом, доктор философских наук Анатолий Петрович Скрыпник (СарФТИ) и кандидат исторических наук Светлана Александровна Ермишина (председатель дипломной комиссии, доцент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова) высоко оценили ее работу, сказав, что это – не диплом, а уже почти готовая кандидатская диссертация. Елена Валентиновна очень одаренный, талантливый человек и педагог. Она сама прекрасный исполнитель, и ее ученики поражают своими достижениями в музыке.

Татьяна, член клуба трезвости:

Елена Валентиновна — добрый, неравнодушный и внимательный человек. Ее богатый внутренний мир притягивает, с ней хочется общаться. Мы знакомы полтора года, а кажется, что уже очень давно. Благодаря ей мне приоткрылся духовный мир, я стала молиться утром и вечером. Также узнала много нового по проблеме зависимости и созависимости, что помогает мне корректировать свое поведение в семье, как-то держаться на плаву. Многим Елена Валентиновна помогла поехать лечиться от алкоголизма, сама хлопотала, договаривалась. Она всегда открыта для людей. Во время пандемии собирала членов нашего клуба он-лайн. Мы с мужем болели ковидом и месяц не выходили из дома. Как мы радовались этим онлайн-встречам!

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.