15 октября 2009 года
Накануне пятилетия храма св. Великомученика и целителя Пантелеимона мы встретились с отцом Владимиром Кузнецовым – священником, жизнь которого очень тесно переплетена с жизнью храма, поскольку после его освящения, состоявшегося 16 октября 2004 г., он был прикомандирован к нему от прихода храма Всех Святых в качестве старшего священника. А с июля 2007 года, когда выделился самостоятельный приход – стал его настоятелем. Сейчас, когда приход усилен еще одним священнослужителем, появился новый настоятель – отец Александр Малафеев, он служит вторым священником. Наш разговор – о становлении прихода.
- Батюшка, с какого момента вы участвовали в жизни храма?
- Вместе отцом Германом, в то время настоятелем храма Всех Святых, я был на торжественной закладке первого камня в основание этого храма. Тогда можно было только предполагать, что он будет построен. Потому что строительство шло очень сложно. Не было целевых средств, а только пожертвования организаций и структур, которые помогали строительству тем или иным образом. Были периоды, когда строительство замирало.
- Как же вы поступали в таких случаях?
- Не только в таких случаях, а регулярно - как и другим батюшкам, мне была поставлена задача совершать молебны. История строительства этого храма, восстановления храма Всех Святых и других показывает, что молитва действенна, приносит реальные плоды. Это движущая сила, позволяющая реализовать то, что кажется невозможным человеческими силами. Мне сегодня вспоминаются эти молебны в недостроенном храме, когда без купола он своим видом напоминал коробку. И молитва людей со временем реализовалась в здание. Но церковь, приход - это не только здание, а, прежде всего, люди.
Когда мне сказали, что я буду отвечать за оснащение храма, я воспринял это как свое родное. Как будто мне дали новорожденного ребенка, которого нужно снабдить всем необходимым. Начался процесс обеспечения и благоукрашения. Все это тоже происходило на пожертвования. Божьей милостью и старанием жертвователей храм ныне обеспечен всем, что нужно для полноценной деятельности прихода. И вот тут я хочу сказать, что люди - основная движущая сила прихода. Они пришли не только молиться, но делать конкретные дела. Помощники, которых посылает в наш приход Господь, ответственные и серьезные.
Геннадий Лямин - помощник старосты, один из поющих в хоре. Валерий Николаевич Бойков - он был прорабом строительства, а теперь поет на клиросе, алтарничает. Очень деятельный человек, исполнительный и ответственный. Готов любое послушание исполнить должным образом. Я рад, что Господь посылает таких людей. Нельзя не сказать о хоре. Он один из лучших, так как его руководитель - Елена Ивановна Лямина - известна в городской музыкальной среде своим высоким профессиональным уровнем. Творческий человек, педагог, а в храме раскрыла себя в новом качестве – регента. В хоре все люди очень достойные.
Назову еще псаломщицу Татьяну Настину, она помогает на требах и службах. Ее дополнительное послушание - украситель храма. На праздники храм всегда расцветает. Очень творческий человек, у нее дар от Бога. Цветник вокруг храма, которым восхищаются, - ее заслуга.
- Принято говорить, что театр начинается с вешалки, а вот храм – с тех, кто работает за свещным ящиком. Не раз обращала внимание, какие приветливые и внимательные женщины там работают.
- Да, они первыми встречают приходящих. Это большая нагрузка, потому что многие приходят с тяжелыми проблемами, горестями. У нас отзывчивые работники. Раиса Михайловна Оставенко, Любовь Игнатьевна *, Валентина Кармаева и Валентина Самохвалова. Большое им спасибо.
Очень многое во время богослужения, особенно если в храме нет диакона, зависит от помощников в алтаре. У нас сложился свой небольшой коллектив алтарников - Владимир Романов, Виктор Биткин, Александр Цыпленков. Они замечательные, очень аккуратные и знающие.
- Для этих людей храм - основная работа или они приходят сюда в свободное время?
- Кроме священника, псаломщика и работников cвещного ящика, у нас все имеют основную работу вне храма. Низкий им поклон. Слава Богу, что они есть. Иногда не задумываешься, а ведь эти люди живут практически без выходных дней.
И те, кто стоит у подсвещников, многое делают для благообразия храма. Только кажется, что все просто. Служение в храме требует от человека большого сердца, чувства сопричастности, радости и любви к тому месту, в котором человек находится - к дому Божьему. Некоторые уходят, но только по старости и болезни. Коллектив стабильный и дружный.
Мне хочется пожелать, чтобы прихожане и несущие послушания в храме взаимно помогали друг другу. И хочется надеяться на то, что храм святого Пантелеимона будет, по словам патриарха Алексия, любим и востребован. Чтобы те, кто лечит, получали помощь в своем нелегком служении. А кто лечится – утешение, облегчение и выздоровление по молитвам, возносимым в храме о всех болящих.
- Вы рассказали о коллективе работников. Но это - малая часть тех, кто молится в храме. Когда вы заметили, что появились настоящие прихожане? Вы чувствуете их отклик, единение?
- Конечно, чувствую. Хорошо, что вы задали такой вопрос. Действительно, многие полюбили храм, прикипели к нему. В 2006 году патриарх Алексий, находясь у нас, спрашивал меня, сколько бывает прихожан в воскресные и праздничные дни. Я ответил, что двести – двести пятьдесят человек, иногда, в двунадесятые праздники, - до трехсот. Он сказал, что это хорошо и даже много для такого небольшого храма. Эта стабильная цифра – некий показатель. Ведь по неписаным правилам люди должны ходить в церковь не от случая к случаю, а быть постоянными прихожанами конкретного храма.
- И, наверное, эти люди духовно меняются в лучшую сторону?
- Заметно возросла внутренняя необходимость исповедаться и причащаться каждый пост. Еще 5 лет назад в летние посты - Петров и Успенский - храм посещали мало, не понимали, что надо поститься. Сейчас отношение поменялось - до 100 человек на исповеди. Это говорит о том, что люди духовно пробуждаются, поскольку выражение духовной жизни - сопричастность Христу в таинствах Церкви. Это радует. Более ответственно и скрупулезно готовятся к таинствам. Такую возросшую подготовленность к исповеди отмечают и батюшки прихода Всех Святых, помогающие исповедовать во время постов.
- Инициатором строительства храма был Сергей Борисович Оков и храм задумывался для духовного окормления больных и медицинских работников. Какие плоды в этой области заметны?
- Людям бывает трудно приходить в церковь, об этом говорит и наш патриарх, и епархиальное руководство, поэтому мы сами идем к больным людям. На данный момент сложился такой консенсус – мы приходим в отделения с молебнами и беседами. И это находит отклик, пациенты выражают свою радость. Ведь они нуждаются в этом.
- В каких отделениях чаще всего бываете? Может быть, уже какие-то традиции сформировались?
- С этого года мы посещаем все отделения по графику. А особо давняя дружба нас связывает с психиатрическим отделением. Этой традиции общения около 15 лет. Ее заложил еще отец Владимир Алясов, ко мне она перешла по преемственности. Сегодня стабильно причащается по 40-50 больных. Так что это у нас самое «продвинутое» в отношениях с церковью отделение. Регулярно мы посещаем и отделение сестринского ухода, поскольку там находятся особо тяжелые больные. Обязательно бываем у них на Пасху и Рождество Христово. В другие отделения ходим по графику, а эти ближе нам и чаще нас к себе приглашают. Я заметил, что там, где ответственные за проведение молебнов верующие (как правило, это старшие медсестры), там и больных приходит на встречу со священником значительно больше. В некоторых пока ощущается сухость приема, но всему свое время…
- И все же отношение медиков к храму меняется?
- Одним из показателей я считаю такое внешнее проявление - сотрудники КБ-50 перестали проходить мимо храма просто как будто мимо одного из зданий на территории больницы. Они останавливаются, крестятся, заходят и пишут поминальные записки. На мой взгляд, это говорит о начале восприятия здания храма, как религиозного сооружения, как места, где человек может удовлетворить свои духовные запросы.
- Мне кажется, что многие полюбили храм благодаря чудесному цветнику, разбитому вокруг него.
- Особенно в летнее время заметно, что больные, которым разрешено гулять, любят пройтись по дорожке вокруг храма. Красота как-то смягчает душу, утешает и радует. Они выражают свое восхищение, называют это место «райским уголком». А некоторые, может быть, невзначай и в храм зайдут. Потом как-нибудь и еще шажок в этом направлении сделают. Поэтому, в целом, храм - на своем месте, он нужен, он исполняет свое назначение - вспоможения в духовном и телесном исцелении. Возможно, хотя мы и не подозреваем, само его присутствие на территории больницы очищает все вокруг себя. Как бы «озонирует» духовную атмосферу.
- А вот такая, в прямом смысле слова, расчистка территории вокруг храма – убрали деревья – с чем она связана? Руководство КБ-50 выделило вам больше земли, есть какие-то планы на ее использование?
- Некоторые скептически отнеслись к спиливанию деревьев. Но специалисты проверили и убедились, что большинство из них были уже больные и могли упасть от сильного ветра. С другой стороны, действительно, когда сотрудники и начальник КБ-50 С.Б.Оков увидели, что вокруг храма так красиво, они инициировали выделение дополнительной площади для благоукрашения. У нас есть задумка оформления этих участков (с юга и с севера храма), существует проект летней беседки, чтобы было, где переждать непогоду и детские коляски поставить… Необходимо нам и небольшое помещение для хозяйственного инвентаря. Но пока этот проект не реализован из-за нехватки средств. Что касается участка, то и С.Б.Оков, и другие люди, нам помогают. Участок был расчищен, привезена земля, посажены ели (нам их подарили). В дальнейшем разобьем клумбы, сделаем дорожки…
- За эти пять лет наверно было много особых запоминающихся моментов - встреч с людьми, обретения святынь…
- Самое значимое событие, конечно, - приезд патриарха Алексия II в 2006 году. Он был не запланированным, не входил в официальную программу визита. Мы даже не думали, что это произойдет. Но так распорядился Господь и визит в наш храм состоялся. Патриарх увидел, как воплотилось то, у истоков чего он стоял. Все прихожане и участники строительства, были не просто рады - они поняли значимость сделанного. Патриарх выразил им признательность за труды и свое удовлетворение от того, что храм востребован, живет и исполняет свое предназначение.
- В храме много уникальных икон, святых мощей, откуда все это?
- По большей части все подарено жителями города, работниками КБ-50, благотворителями и строителями храма, общественными организациями. Например, члены организации ветеранов военно-морского флота подарили нам уникальную икону, написанную по заказу – образ святого праведного воина Феодора Ушакова. Были подарены иконы и благотворителями из Москвы. Четыре иконы привезены из Греции. Руководитель федерального медико-биологического агентства Уйбо передал в дар икону целителя Пантелеимона, написанную на горе Афон. А через некоторое время нам подарили и частицу мощей св. Пантелеимона. Подарена икона св. вел. кн. Елизаветы и инокини Варвары. Чуть позднее, вслед за иконой, пришли и святые мощи - из монастыря св. Марии и Магдалины в Иерусалиме. Затем у нас появились иконы преподобных жен Дивеевских – прп. Александры, Марфы, Елены блаженных Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских - с частицами мощей. Мы надеемся, что не в столь далекое время, если Владыка благословит, нам будет передана и частица мощей нашего дорогого батюшки - преподобного Серафима Саровского.
- Что подвигает людей на пожертвования храму?
- Некоторые иконы были подарены за чудесные случаи вспоможения в болезни, спасения от смерти. Одну из икон подарили люди, которые попали в серьезную аварию и остались живы. Другие благотворители делают вклады на благоукрашение, желая, чтобы за них и их близких здесь молились. Практически все иконы иконостаса написаны на средства благотворителей.
- Храм св. Пантелеимона совсем молодой, но становится достойным украшением Сарова.
- Люди, которые приезжают к нам, восхищаются этим местом. Нередко приходится водить гостей в храмы, на пустынку, в пещеры… Один из них сказал: «Батюшка, после того, что я увидел, нельзя быть неверующим человеком». Те святыни, которые у нас есть, должны нас вдохновлять, укреплять. Как говорил батюшка Серафим своим чадам, «не унывайте, радости мои, бодрствуйте, спасайтесь!».
А задача священника - в том, чтобы храм Божий наполнялся людьми, чтобы они укреплялись в вере, любви и благочестии. Часто, хоть мы и ходим в храм, у нас нет достаточной преданности Воле Божией. Мы рассуждаем прагматически, приземлено: «А что мне будет, если я пол помою в храме или клумбу вскопаю?» Рассуждая так, люди не находят в себе сил и возможности помочь храму и очень сильно себя этим обделяют. Сердце человека надо пробуждать, ум - просвещать. Хорошо, когда прихожане откликаются на наши объявления с просьбами помочь. Некоторые мужчины не часто посещают службы, но помогают активно, с желанием. И так вносят свою лепту. Это меня радует. Поскольку все, что делается не из корысти, а во славу Божию, не останется без воздаяния на Небесах. Дай то Бог, чтобы прихожане ощущали необходимость соработничества с храмом.
Нам надо много трудиться духовно, молиться, чтобы быть более активными в своей духовной жизни. Не идти по накатанному пути, а побуждать себя к духовному совершенствованию.
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна