27 ноября 2020 года
На вопросы отвечает протоиерей Александр Сухоткин.
— Когда человек ходит в церковь, для него каждый раз повторяется годовой круг праздников и постов и, может быть, притупляется острота восприятия. Как настроиться на Рождественский пост и с пользой провести его?
— Цикличность богослужебного круга — не повод для уныния. Напротив, надо радоваться праздникам и постам; тому, что все хорошее повторяется вновь и вновь. Рождественский пост это — время, когда Церковь говорит человеку, что он должен вспомнить о своей душе и сделать что-то для ее духовного совершенствования.
Не надо думать, что это относиться только к монашествующим или духовенству. Посты всегда были рассчитаны на мирян. Это время аскезы, работы над самим собой. Лишний раз воздержаться, например, от сладкого или от просмотра телевизора, прочитать дополнительный канон, вспомнить о своих грехах и прийти на исповедь. Уделить время внутреннему, а не внешнему.
Некоторые полагают, что пост сводится к переченю продуктов, которые нельзя есть. Но понятие аскезы гораздо шире, это не только когда пребывают в затворе и питаются подножным кормом, как святая Мария Египетская. На самом деле аскеза это — труд человека над своим внутренним «я».
Школьникам на каникулы задают прочесть список произведений. Было бы неплохо в начале поста составить себе такой список духовной литературы, которая поможет совершенствоваться. Современный человек потребляет очень много информации: читает, смотрит, слушает. Откажись от части этой информации в пользу духовной, это тебе поможет понять, что ты делаешь не так.
Взять хотя бы «Душеполезные поучения» аввы Дорофея и прочитывать по главе в день. И не просто читать, но поразмышлять над этим, приложить к своей жизни. Авва Дорофей обращается к любому человеку. Пишет простые вещи о том, что нужно быть терпеливым, проявлять больше любви и заботы о близких. Не смущайтесь тем, что действие происходит в монастыре. Если приложить это к своей жизни, то вокруг нас есть соседи, знакомые, старенькие бабушки в храме, которым нужна наша помощь. Во время поста нужно оглядеться вокруг, и сделать что-нибудь для своей души.
Если не можешь помочь своим трудом, помоги финансово. Есть фонды, где собирают средства на лечение больных детей, и всегда можно отправить столько, сколько считаешь нужным. И об этом анонимном пожертвовании никто кроме тебя не узнает. Это тоже может стать объектом нашего маленького подвига, тихой аскезы.
Можно поставить перед собой задачу во время поста читать книгу «Добротолюбие» для мирян» архиепископа Ювеналия (Килина). Прочитал главу и применил к себе. У святителя Григория Паламы есть много трудов о умной молитве, в том числе написанных и для мирян. Они мало известны, но все-таки есть. А если человеку по какой-то причине трудно читать, можно скачать аудиокниги и слушать их.
Чтобы посоветовать прочитать что-то конкретное, священник должен хотя бы несколько раз исповедать человека, чтобы знать, готов он это воспринять или нет. Конечно, поверхностно читать такие книги легко, но чтобы погрузиться внутрь сказанного, нужно проделать работу над собой и, как правило, с помощью духовника. Это позволит не просто увидеть в себе страсти, но выкорчевать корни этих страстей.
— Чтение духовной литературы и попытка ее применить не могут заменить духовника?
— Мы видим много примеров святых старцев, которые не имели духовника. Вообще в русской традиции до раскола XVII века «духовником» называли священника, который крестил человека. И если священник окрестил сотни людей, он часто не имел возможности быть для всех них духовным наставником. Духовник должен хорошо знать свое духовное чадо, а тот должен на 100 % доверять духовнику. С этим у нас основная сложность, потому что современные люди не склонны кому-либо доверять.
— Как проводить Рождественский пост верующему человеку, чтобы не смущать неверующих людей в своем окружении и не соблазняться самому?
— Сегодня все прекрасно знают, что есть праздник Рождества Христова. Большинство знают, что есть пост. Если боишься кого-то смутить, то не ходи в гости. А если уж пришел, то терпи, что предлагают, не следует требовать, чтобы тебе специально готовили постную еду. В афонских монастырях с миром общается привратник. И если он читает монашеское правило, а в дверь постучали, то он должен отложить свои дела и пойти отворить дверь — служение приходящим для него важнее. По-моему, так же должен поступать и верующий человек, который приходит в мир.
Пост — для человека. Это естественная часть бытия, предназначенная для того, чтобы человек потрудился для своего спасения. Не надо страшиться этого, но привыкнуть, сродниться с ним и воспринимать как должное.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна