17 октября 2020 года
На вопросы прихожан отвечает протоиерей Александр Сухоткин.
Покаянное чувство губит то, что ты уже сдался
– Давно хожу в церковь. Больших грехов не делаю. И очень трудно стало готовиться к исповеди, ослабело покаянное чувство. Что делать?
– Все дело в неправильном внутреннем отношении ко греху и покаянию. Грехи как поступки могут повторяться. Но каждый совершенный грех мешает человеку соединиться с Богом. Допустим, человек страдает чревоугодием, всегда имея склонность к этому греху и желание его совершить. Но если он падает в этот грех сегодня-завтра-послезавтра, то с каждым отдельным поступком он все дальше и дальше отдаляется от Бога.
Грех каждый раз новый, но прилог — старый. Бес ловит нас на одни и те же уловки, как опытный рыболов. И мы, большие и маленькие, попадаемся к нему на крючок. Некоторые, правда, срываются. Только наша внутренняя слепота мешает нам видеть духовными очами глубину пропасти между человеком в греховном состоянии и Богом .
Поэтому если человек говорит: «Я все время согрешаю одними и теми же грехами», он сам в себе губит покаянное чувство. Приучает себя к мысли, что и завтра будет грешить. Он уже внутренне к этому готов. Лишил себя возможности бороться с грехом, потому что заранее знает, что падет. Но это не так! Человек каждый день имеет возможность перестать делать ставший уже привычным грех.
Нужно относиться к каждому греху, как к новому поступку, который отдаляет тебя от Бога, закрывает лицо Ангела Хранителя и мешает к тебе приблизиться Духу Святому.
Люди приходят на исповедь и спрашивают, как превозмочь тот или иной грех. Они стараются. Дело это небыстрое, кому-то и жизни не хватит, но главное — наши усилия, борьба. Если ты осознаешь глубину своего падения, свои поступки, раскаиваешься и наполнен желанием их не совершать, то у тебя не может родиться мысль, что ты будешь продолжать так же.
Тебя никто не толкает грешить, кроме твоего внутреннего желания и неправильного отношения к себе, Богу и ближним. Покаянное чувство в твоей душе губит то, что ты уже сдался. Сатана превозмог тебя, потому что даже приходя на исповедь и каясь в своем проступке, ты уже знаешь, что будешь и дальше грешить. Этим ты отворачиваешься от Бога.
Когда человек приходит на исповедь, он должен быть полон решимости с этого момента измениться. Его душа не может пребывать в прежнем состоянии греховности и раскола между Богом и человеком, он всеми силами хочет исправиться.
Мы боимся, потому что маловерны
– Смотрю, читаю новости, и внутри нарастает тревожность и даже панические настроения. С одной стороны, думаю, надо знать, что в мире происходит, а с другой стороны — не могу это переварить. Как быть?
– Действительно, необходимо знать, что происходит в мире. А страх, который вызывают новости, происходит от нашей греховности. Его рождает не столько внешняя неопределенность, сколько неопределенность нашего внутреннего состояния.
Мы боимся, потому что маловерны, не уповаем на Бога, думаем только о себе. Так, некоторые боятся причащаться из-за коронавируса несмотря на меры безопасности, предпринимаемые в церкви. Хотя можно заразиться где угодно, например, в общественном транспорте или магазине. Мы боимся умереть, потому что не готовы ко встрече со Христом. Нужно больше уповать на Бога и помнить, что ничего не бывает без Его воли. Каждого из нас Господь призовет таким образом и именно в тот момент, когда это будет лучше всего для нашего спасения. Если ты себя полностью вверяешь в руки Божии, понимая, что Господь все знает лучше, чем ты, тогда все воспринимаешь совершенно по-другому. Со смирением и сознанием того, что этим скорбям, бедам, болезням и проблемам должно быть, но, как говорит Священное Писание, это еще не кончина мира.
Все происходит не без попущения Божия. Молись, и Господь тебе подскажет, что делать. Если даст возможность противодействовать злу, то борись, а если не даст — смиряйся. Например, лично мне не нравится, что в Тихом океане есть растущий мусорный континент, куда течением сносит весь мусор. Фотографии этой плавучей помойки меня ужасают, но я реально ничего сделать с этим не могу.
У нас сейчас стало очень много информации, и нам больше ничего не нужно. Мы плавно перетекаем от одного сообщения к другому, не задумываясь, нужны ли они нам. И большая беда, что мы не молимся, полагаясь на свой слабый разум.
Мы представляем Промысл Божий как что-то глобальное, а ведь он есть и в отношении каждого из нас. Точно такую же ошибку мы допускаем, приходя на Литургию и думая, что богослужение от нас не зависит. На самом же деле, как учит Максим Исповедник, Евхаристия рождает общность, и общность рождает Евхаристию.
Если ты веришь, что Промысл Божий управляет твоей жизнью, то Господь тебе вложит в голову нужные мысли; направит людей, которые подскажут тебе верные решения.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна