28 апреля 2020 года
Представители власти заверяют, что дистанционное обучение школьников носит временный характер, пока не спадет эпидемия. Тем не менее, и это время надо как-то пережить. Об этом мы побеседовали с психологом Саровской православной гимназии Викторией Горбушкиной.
— Виктория Ивановна, сейчас у многих родителей очень высокий уровень тревожности. Наверное, это передается детям и сказывается на их учебе? Как с минимальными потерями пережить период самоизоляции и дистанционного обучения?
— Конечно, сейчас зашкаливает тревога и неразбериха как внутри, так и вовне. Мы столкнулись с необходимостью дни напролет проводить в четырех стенах. Родители не привыкли к такому плотному общению с детьми, им открылся целый неизвестный пласт жизни. Новый формат дистанционного обучения показался трудным даже тем родителям, которые ранее мечтали об альтернативном семейном образовании.
В этих условиях прежде всего хочется напомнить о ключевых требованиях безопасности во время экстремальных ситуаций – в самолете кислородную маску родитель надевает сначала на себя, и только потом – на ребенка. В ситуации постоянного стресса, характерной для текущего момента, действовать следует аналогично – начать с себя, а уже потом организовывать ребенка. Душевное равновесие, стабильное эмоциональное состояние помогут сосредоточиться на решении возникающих задач, действовать логически, без переутомления. Это поможет родителям не только обрести личную точку опоры, но также стать опорой и поддержкой для своего ребенка.
Ключевые моменты при этом:
Самоконтроль и адекватная оценка своего состояния. Если я тревожусь и испытываю отрицательные эмоции, это повод проанализировать, что я могу сделать, а что — нет.
Планирование. Сейчас это особенно актуально. Если ранее мы проживали каждый день по устоявшемуся графику, то сейчас, в ситуации, когда границы между рабочим и личным временем фактически стерты, необходимо заранее разработать расписание на день с указанием временных рамок. Это позволит фиксировать время учебы и переменок, не превратив время с 9.00 до 22.00 в непрерывный учебный процесс.
Система визуализации. В процессе продвижения по намеченному ранее плану, фиксируйте свой успех. Это может быть магнитно-маркерная доска или тетрадный лист, прикрепленный скотчем, на котором вы будете делать вдохновляющие записи в течение дня. Выполнили задание по русскому языку на 20 минут раньше – рисуете фейерверк, сдали английский – вычеркиваете или стираете пункт плана. Сделали все уроки – можно позволить расслабиться и сделать что-то себе приятное.
Отдых. Каждый реализует свою потребность в отдыхе по-своему. Например, для одной молодой мамы, которая всю неделю одна занимается ребенком, выходной день это — надеть наушники, отключиться от всего происходящего и смотреть любимый сериал. Хорошо помогает вернуть себе душевное равновесие какое-то творчество. Разрешите себе хотя бы полчасика попеть, потанцевать, порисовать или порукодельничать. В любом случае, постарайтесь найти возможность для переключения.
Сенсорная интеграция. В условиях, когда ощутим перекос в сторону масс-медиа, контакт осуществляется через экран монитора. Ребенок слышит трансформированный голос учителя, видит искаженное изображение. Мозг достраивает картинку до привычного образа. Эта незаметная работа очень утомляет нервную систему. Поэтому при дистанционном обучении надо стараться задействовать разные сенсорные системы, а не только проводить время у экрана компьютера. Побуждайте ребенка обязательно что-то делать руками – писать, рисовать, лепить, готовить еду, музицировать.
— Виктория Ивановна, вы ведь тоже многодетная мама, поделитесь, как вам удается организовать дистанционное обучение в своей семье.
— У меня на дистанционном обучении находятся трое школьников и студент, при этом я, как и многие, сама удаленно работаю. Я понимаю, что образование детей в первую очередь — моя проблема, а не проблема исключительно учителя или школы, которые, к слову, всегда на связи, есть возможность задать вопросы и внести ясность в непонятных и спорных моментах, в том числе и по телефону. Поэтому я благодарна учителям за их старание наладить учебный процесс. Как родитель в первую очередь я ответственна за то, чтобы усадить детей и проконтролировать выполнение домашних заданий.
— Дети, у которых были проблемы с поведением на обычных уроках, ищут возможность баловаться и во время онлайн-конференций, например, устраивают переписку с друзьями в чате, которую учитель не видит. Как быть, если у ребенка нет мотивации к учебе?
— Раньше родители отправляли ребенка в школу и умывали руки. А если учителя жаловались, что ребенок не хочет учиться или шалит, мешая проводить урок, то говорили: «Это — работа учителя». Однако теперь ситуация изменилась и родители стали свидетелями многих, в том числе неприглядных, моментов коммуникации внутри класса своего сына или дочери.
Труд учителя сложен, и я восхищаюсь терпением и жертвенностью своих коллег. Даже опытные учителя нередко приходят за советом к психологу, пытаясь понять ситуацию и найти подход к ученику. Но родители этого не видят. Теперь же в общение учителя и учеников внесены дополнительные ограничения – учитель не может контролировать работу учеников и их поведения на уроке, учитывая, что многие педагоги (так же, как и ученики) только прикоснулись к цифровым технологиям, и ранее их никто этому не учил. Контроль поведения и работы ребенка за компьютером – сфера ответственности семьи. Именно в такой ситуации большинство родителей смогли увидеть труд учителей, который ранее был незаметен. Ведь с переходом на дистанционное обучение все обнажилось.
К сожалению, не все родители глубоко вникают в этот процесс и не замечают происходящего. Некоторые из них считают, что выполнили свой родительский долг, если дали ребенку указания: «Делай так, как я сказал». Однако нередко ребенок все делает с точностью наоборот, и беда, если родитель в новых условиях этого не видит. Особо остро это проявляется в «переходном возрасте». Родители часто жалуются на нежелание подростка учиться, делать уроки. Но здесь важно взглянуть на себя. Если взрослые сами пустили все на самотек и мало интересуются школьной жизнью ребенка, откуда у него будет мотивация к учебе?
Многие спрашивают: что же делать и как можно все исправить? Естественно, не следует опускать руки. Нет проблемы, которая не имела бы решения, тут важно найти выход. Наиболее универсальный путь – стараться быть рядом с сыном или дочерью, разговаривать, слушать, как-то поддерживать. Это кропотливая и длительная работа, требующая терпения и готовности к неудачам, которые будут встречаться на этом пути.
— Одна мама спрашивает: «Мы раньше ограждали детей от гаджетов, чтобы поберечь их зрение, но больше даже из-за опасности игровой зависимости. Они привыкли воспринимать гаджет как запретный плод. И вот теперь им приходится учиться с ним обращаться как с рабочим инструментом. Это для них непосильное искушение и, когда родители не видят, потихоньку играют. Что делать?»
— Во-первых, не стоит огорчаться, что обнаружились проблемы с детьми. Эта ситуация помогла «установить диагноз»! У игровой зависимости ребенка могут быть разные внутренние причины. Долгое время родители пытались решать эту проблему запретом, по сути, отрицая ее. Но дети все равно играли на телефонах своих товарищей. Теперь стало ясно — проблема есть, и запретами ее не решишь. Если мы что-то запрещаем, не предлагая равноценную по значимости альтернативу, то это путь к развитию навыка лукавства и обмана, формирования новых стратегий нарушения родительских наказов, но никак не решение проблемы зависимости. Что привлекает подростка в гаджете? Возможность занять себя игрой во время скуки? Или ему не хватает общения, дефицит которого он компенсирует в социальных сетях?
Родителю важно понять причины зависимости. Попытаться наблюдать за ребенком, не раздражаясь, чтобы увидеть мир его глазами, догадаться, что он чувствует. Это трудно, но зависит только от нас самих. Если же родитель сам не хочет меняться и надеется, что ему помогут специалисты, то он сильно заблуждается.
— Некоторые родители учеников отказались от цифрового формата, не принимая новых правил игры.
— Учителя гимназии используют разные формы дистанционного обучения, при этом цифровые платформы реализуются как дополнительные возможности для успешного усвоения материала по предметам. То есть, ребята могут проходить материал и учиться по «бумажным» учебникам, делая записи в тетради. Насколько я знаю, в настоящее время учителям удалось найти взаимопонимание в этой сфере со всеми родителями наших гимназистов.
Но тем, кто хочет побороться и идти против системы, хотелось бы посоветовать подумать о том, чтобы не оказались ущемленными самые близкие люди, чтобы не были заброшены дети. Мне известен пример одной мамы, которая протестует против цифрового обучения; говорит, что не имеет возможности обеспечить ребенка необходимыми техническими средствами, и в то же самое время ее подросток регулярно выкладывает в интернете свои произведения, значит, для него цифровые технологии не представляют проблемы. Есть родители, которые реально не знают, чем живут дети.
Тем не менее некоторые семьи не только сумели адаптироваться к условиям удаленного обучения, но, по их признанию, даже смогли найти для себя в этих, безусловно, сложных обстоятельствах что-то положительное (ребенку не нужно рано вставать, он стал больше читать, старшие дети помогают с уроками младшим и т. д.)
Конечно, нынешние условия наносят серьезный удар по привычному для нас ритму, но сложные моменты были, есть и будут в нашей жизни. Это не повод унывать. Нужно терпеливо искать возможные пути к решению проблем.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна