29 июля 2019 года
За несколько дней до освящения Успенского собора Свято-Успенской Саровской пустыни нам удалось побеседовать с Алексеем Владимировичем Анциферовым, генеральным директором ООО «Нижегородский реставратор». Этот коллектив полностью занимался благоукрашением собора, трудился над разработкой и созданием иконостаса, его резьбой и живописью, росписью стен, мозаичными изображениями на фронтонах собора. Одновременно были задействованы почти сто человек, они трудились более года. Это мастера из Москвы, Нижнего Новгорода и Сарова. Десять человек в этом коллективе представляли Саров.
– Алексей Владимирович, какова была концепция росписи, как она связана с тем, что было в соборе до его разрушения?
– Задача была, основываясь на информации о старой росписи, фотографиях киотов и иконостаса, переработать все это и найти новое прочтение. Отец Никон благословил нас максимально придерживаться того, чтобы было раньше. Так мы и делали.
Было найдено описание прежнего иконостаса. Известно, что он создавался под руководством знаменитого архитектора Растрелли. Иконостас был металлическим, из чугуна, так как собор в том своем старом варианте не отапливался. Сохранилось совсем немного фотографий внутреннего убранства и они очень нечеткие. Лучше всего на фото видны киоты с иконами. Поэтому, создавая киоты, мы смогли повторить их форму и размеры. Сам же иконостас на фото виден очень расплывчато. Кроме того, архитектура иконостаса при создании его из металла совершенно иная, чем из дерева. А современное исполнение – именно из дерева. Но удалось найти сохранившийся до наших дней иконостас, который приписывается авторству Растрелли и его учеников. Он находится в храме на территории Украины в городе Козелец. Его мы взяли за основу при разработке иконостаса Успенского собора в Сарове.
– Как был выбран этот яркий праздничный цвет иконостаса и киотов?
Взятый нами за образец иконостас из Козельца был именно синего цвета. Конечно, сейчас трудно сказать, каким был его первоначальный оттенок при создании 250 лет назад. Но он был синим, имитировал природный камень лазурит. Этот цвет очень хорошо оттеняет золото, которым украшен иконостас и киоты.
– Как вы определяли, какие святые должны быть изображены и какие сюжеты в росписи стен?
Сохранилось словесное описание нижнего ряда иконостаса и киотов. Поэтому нижний ряд иконостаса сделан точно по описанию, а верхние – по каноническим правилам. Что касается росписи стен, найдено единственное упоминание, что на уровне балконов были изображены сюжеты из Ветхого завета. Поэтому мы их там и разместили. А выше находятся композиции двунадесятых праздников. Конечно, раньше здесь было меньше сюжетов, а орнаментов и лепнины намного больше. Но перед нами была поставлена задача максимально украсить собор живописью.
– А есть ли на стенах изображения святых, канонизированных в наше время? Или только древние святые?
Мы изобразили на стенах батюшку Серафима, который был канонизирован много позднее возведения исторического Успенского собора. Представлены два сюжета – моление на камне и преставление преподобного Серафима. Изображены и современные нам святые – новомученики, среди которых представители Нижегородского собора святых. Они – в ряду сразу над киотами, на колоннах. Есть нижегородские новомученики и в алтаре. Рядом с лестницей на хоры – образ Святых Царственных страстотерпцев. А в основном, конечно, древние святые.
– Имеются ли какие либо сюжетные линии в росписи стен?
Да. На балконе проходит линия Ветхозаветных сюжетов, выше над ними – двунадесятые праздники. На колоннах в нижнем ряду, а также в медальонах – все преподобные отцы. А второй ряд святых на колоннах – это своеобразный патриотический пояс, в этом ряду изображены русские князья и воины, которые заботились о Руси и защищали ее. Это, конечно, связано с тем, что в Сарове создан ядерный щит нашего Отечества. А западную стену собора традиционно посвятили Матери Божией. Но архитектура такова, что большой площади под роспись здесь нет, высота небольшая. Поэтому имеющееся место заняли три сюжета: прощание Матери Божией со святыми девами, Ее успение и погребение. Получился триптих, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Сюжеты в нижнем ряду по стенам также связаны с Матерью Божией. На северной стене это образы «Всех скорбящих радосте» и «Нечаянная радость», на южной – сцена встречи Девы Марии с Елисаветой.
– Собор украшен не только внутри, но и снаружи. Что изображено на фронтонах?
– На восточном и южном фронтонах собора изображены Успение Божией Матери и Ее образ «Умиление», с севера – преподобный Серафим. А над входом в собор (его западная сторона) два сюжета: на главном фронтоне «Престол Уготованный», а над крыльцом «Спас Нерукотворный». Все эти изображения – мозаичные. Мозаика была выбрана как самый долговечный вид художественного убранства.
Собор колоссальный. И площадь стен, занятая росписью, очень велика – 4 тысячи квадратных метров. Рассматривать сюжеты можно долго, постепенно вникая в смыслы ветхозаветных историй и пророчеств, а затем – в новозаветное их исполнение и современное подтверждение в житиях новомучеников. Да, это возрожденный Успенский собор. Одновременно древний и новый.
Живописное убранство собора в фотогалерее в ВК "Саровская пустынь перед торжествами": https://vk.com/album-38003672_264662762
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна