23 июля 2018 года
В 1903 году свыше 700 хоругвеносцев в форменных кафтанах участвовали в Саровских торжествах прославления в лике святых батюшки Серафима. И вот теперь, спустя 115 лет, в крестном ходе, который впервые прошел в Сарове в ночь столетия убиения Царской семьи, приняли участие члены Нижегородского Свято-Георгиевского общества хоругвеносцев. Мы побеседовали с одним из учредителей общества, председателем правления общества историком Игорем Кузнецовым.
Справка.
Нижегородское Свято-Георгиевское общество хоругвеносцев существовало в Нижнем Новгороде с 1889 по 1923 год. В настоящее время по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия оно возрождается в Нижегородской епархии. Проект получил поддержку международного грантового конкурса «Православная инициатива».
—Игорь Александрович, как возникла идея возрождения дореволюционного общества хоругвеносцев?
— Идея возникла давно, но реально она стала воплощаться в жизнь в прошлом году при подготовке к празднованию 200-летия Спасо-Преображенской (Карповской) церкви Нижнего Новгорода, которое широко отмечалось 19 августа 2017 года. Это — один их трех храмов нашего города, которые не закрывались в советское время. И сегодня это храм с крепкими приходом и традициями. И вот, прекрасная традиция, которую мы решили возродить, это — общество хоругвеносцев. Попечением настоятеля Карповской церкви протоиерея Михаила Сторонкина были пошиты церемониальные кафтаны хоругвеносцев, которые в прошлом году впервые надели мужчины-прихожане во время празднования Преображения Господня.
Учредительное собрание общества хоругвеносцев прошло 21 апреля 2018 года. И отец Михаил стал его духовным руководителем. У нас 17 учредителей, а членов общества мы пока не набирали, хотя уже есть заявления от желающих. Будем принимать в общество по рекомендации священников и членов-учредителей общества». Можно сказать, что мы делаем только первые шаги.
— Какие цели у общества хоругвеносцев?
— Повышать благолепие крестных ходов. Мы шьем кафтаны, жертвуем средства на хоругви, хотим собирать деньги на иконы, и в первую очередь — икону основателя нашего города св. блгв. князя Георгия Всеволодовича. Ведь Нижегородское Свято-Георгиевское общество хоругвеносцев было образовано в 1889 году в честь 700-летия со дня его рождения.
— Я помню, что лет двадцать тому назад на больших церковных праздниках присутствовали члены Союза православных хоругвеносцев: в черном, с развевающимися хоругвями и надписями «православие или смерть».
— Наше главное отличие от них состоит в том, что мы не занимаемся политикой, а стремимся возродить то хорошее, что было до революции. И нам есть с кого брать пример. С тех же членов общества хоругвеносцев, которые впоследствии стали новомучениками, пострадали за веру, прошли лагеря и ссылки. Среди них многие остались нам не известны.
Этим людям нравилось служить Господу Богу в форме участия в крестных ходах, которые, как известно, являются одним из видов богослужения. Костяк хоругвеносцев до революции составляли участники Оранского крестного хода, носившие Оранскую Владимирскую икону Божией Матери по обету. Этот крестный ход основали в память избавления Нижнего Новгорода в 1771 году от эпидемии чумы.
Если нам хотя бы удастся возродить дореволюционную ежегодную систему крестохождения, которая была в Нижнем Новгороде, с более чем двенадцатью крестными ходами, это уже будет великим свершением. В настоящее время проходят крестные ходы только на Рождество, Пасху и 4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери. Крестный ход с Оранской иконой пока еще не столь популярен, как он того заслуживает.
— Расскажите об участии хоругвеносцев в Саровских торжествах 1903 года.
— Как историк я специально занимался этой темой, собирая исторические сведения. Надеюсь написать и издать книгу, подробно рассказывающую об участии 21 общества хоругвеносцев именно в Саровских торжествах. Тогда вся Россия съехалась к батюшке Серафиму. 400-500 хоругвеносцев было только из Москвы, причем, далеко не из всех обществ, а только от Храма Христа Спасителя и Новоспасского монастыря». Из губернских городов было по двадцать хоругвеносцев, а, например, из небольшого уездного города Коврова — все сорок.
Особенно запомнился крестный ход 17 июля из Дивеево в Саровскую пустынь. Возглавлял шествие с иконой Божией Матери «Умиление», перед которой коленопреклоненно скончался прп. Серафим, архиепископ Тамбовский Иннокентий (Беляев). Его можно увидеть на историческом фото от 17 июля 1903 года. По бокам от иконы идут члены общества хоругвеносцев Сергиева посада» в кафтанах, а сразу за ней — автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» и инициатор открытия мощей прп. Серафима архимандрит Серафим (Чичагов), который теперь входит в собор Дивеевских святых.
На следующий день, 18 июля, во время вечернего богослужения крестный ход с мощами батюшки Серафима прошел от храма прпп. Зосимы и Савватия к Успенскому собору Саровского монастыря, и члены Царской фамилии несли носилки с мощами. А 19 июля после Божественной литургии в Успенском соборе был совершен еще один крестный ход с мощами Преподобного вокруг храмов обители. Дубовую раку с мощами опять несли члены Царской фамилии во главе с Государем Императором.
Я очень рад, что впервые попал в Саров и воочию увидел монастырскую колокольню, через Царские врата под которой проходил крестный ход в 1903 году; храм прпп. Зосимы и Савватия, из которого выносили раку с мощами прп. Серафима, возрождающийся величественный Свято-Успенский собор. Мы немного прошли по тому же маршруту, что и наши предшественники 115 лет назад, только в обратном направлении.
Хотелось бы подумать о дальнейшем сотрудничестве с верующими Сарова, в лице которых мы видим своих единомышленников...
А мне подумалось после разговора с Игорем Александровичем, что мы еще не до конца понимаем, что крестный ход это — богослужение. Нередко отвлекаемся на посторонние разговоры, радуясь встрече со знакомыми. А, надевая футболки с надписями, думаем не о благолепии крестного хода, а о том, как нам удобнее. Как будто о таких участниках крестных ходов писал А. С. Пушкин: «Цыганы шумною толпой по Бессарабии кочуют...» А на исторических фото мы видим хоругвеносцев в кафтанах, надетых поверх обычной одежды. Как же они переносили жару? А как ее переносят священнослужители, шагающие рядом с нами в своем многослойном облачении?
И другая мысль: на современных крестных ходах женщины несут иконы, хоругви, крест и фонарь. Женщины впереди. А где же мужчины? Их нет в природе? Или мы сами, православные женщины, настолько активны, что оттираем их на второй план? Давайте, ответим каждый сам себе на эти вопросы.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна