14 июня 2018 года
Валерий Дмитриевич Димитров был главой администрации г. Сарова с 2005 по 2015 год. При нем начали строить храм Святых Царственных страстотерпцев, и он оказывал поддержку этому начинанию а, позднее, вошел в число попечителей строительства — уже как частное лицо.
— Валерий Дмитриевич, на ваш взгляд, восстановление Саровского монастыря и строительство храма Святых Царственных Страстотерпцев как-то связаны между собой?
— Я уверен, что это взаимосвязанные вещи. Возрождение монастыря обусловило строительство приходского храма, причем, глубоко символично и правильно то, что новый храм возводится в честь Царской семьи. Его строительство происходит так же, как строительство храмов в Древней Руси: не по указке сверху. И я стал участвовать в строительстве не как глава администрации, а как верующий человек. Слава Богу, нашлись люди, которые поняли необходимость строительства этого храма и поддержали его финансово.
— Как вы относитесь к личности Государя Николая II?
— Если бы меня попросили назвать самых значимых людей в истории Сарова, я бы ответил: «Прп. Серафим Саровский и Государь Николай II». Один – Божий угодник, другой – помазанник Божий. Известно предсказание батюшки Серафима: «Того Царя, который меня прославит, и я прославлю». Все взаимосвязано. Это особенно замечаешь, когда изучаешь жизнь Императора Николая II. Например, он родился в день памяти праведного Иова Многострадального — ветхозаветного святого, чья жизнь, на мой взгляд, очень показательна и актуальна для современников. Бывает полезно сравнить себя с этими святыми — как жили они, и как живу я.
Царь Николай II управлял могущественной страной и при этом жил в глубокой вере. Читая архивные документы, мы видим, что он был великим тружеником. Его рабочий день начинался рано, с молитвы. Он часто ходил в церковь и причащался.
У многих возникает вопрос: «Когда надо причащаться – на праздники, или в обычный день?» У Государя был такой подход: Причастие это – очень серьезное мероприятие, и к нему лучше подготовиться заранее. Если вспомним торжества 1903 года, Царская семья первым делом исповедовалась в келье батюшки Серафима у духовника Саровского монастыря и наутро причастилась. Государь всегда старался причащаться накануне праздничной суеты, для него было что-то глубоко личное в общении с Богом.
Мое отношение к Государю Николаю II однозначно: это Царь, который поступил по вере и по совести. Он увидел, что в стране независимо от него происходили такие процессы, что другого выхода на тот момент, может, и не было. Ведь мы многого не знаем. Государь мог бы дальше раскручивать маховик противостояния, но он не стал этого делать. Эти трагические события требуют нашего переосмысления.
— Как вы думаете, почему сначала строительство храма продвигалось медленно, а в последние годы ускорилось?
— Мы всегда ищем причины в своем окружении или в себе. А ответ очень прост: время еще не пришло. Было необходимо, чтобы православие в Сарове не просто укрепилось, а стало неотъемлемой частью жизни людей. Не зря мы называем Императора Николая II и его семью страстотерпцами. Им пришлось пережить многое и при жизни, и, как ни парадоксально, после смерти. Их имена были настолько оболганы, и эта ложь настолько въелась в сознание людей, что нужно было время, чтобы наши граждане узнали правду о Царской семье.
— Среди прихожан Царский храм называли «многострадальным». Люди переживали, что он может превратиться в долгострой.
— В процессе строительства храма случались затишья, и речь шла об остановке работ. Был непростой период, когда казалось, что мы завершим какой-то этап, и придется прерваться из-за нехватки средств. Но этого не произошло. У нас закрытый город, но можно сказать точно, что храм Святых Царственных Страстотерпцев построен саровчанами, включая тех, которые уехали из города и сейчас живут за его пределами. Мы жалеем лишь об одном: если будет большое количество людей, храм может оказаться тесноватым.
Я по возможности старался бывать на еженедельных планерках в строящемся храме, которые проводил отец Александр Долбунов. Я многое повидал в своей жизни, поэтому понимаю, что то единомыслие, которое здесь есть, дорогого стоит. Когда возникал вопрос о том, какой будет кровля или отделка, мы молились о том, чтобы он разрешился, и все происходило достаточно быстро. Я считаю, все, что произошло на стройке храма последние два года – чудо.
Храм расписали так, что заходишь внутрь, и душа поет. Лики святых словно живые. Когда смотришь на них, они как-будто присутствуют здесь. По словам художников, им не хотелось уезжать из Сарова, настолько они прониклись работой. Я думаю, что и другие люди, причастные к строительству Царского храма, наверное, испытывают аналогичные чувства. Пусть они даже выполняли не такую тонкую работу, как роспись. Причина заключается в двух вещах: единении и любви. Если что-то делать без любви, может получиться хорошо, но не так чудесно, как в этом храме.
— Каким вы видите будущее этого храма, его прихода?
— В перспективе здесь должен быть не просто храм, а культурно-просветительский комплекс, может быть, музей, посвященный Царской семье. За последние несколько лет за границей значительно возрос интерес к Царской семье. Мы в России продолжаем обсуждать роль Царя в нашей истории, осуждать его либо восхвалять, а у них просто растет интерес. Это объяснимо. Немного Царей, которым была уготована такая судьба. На подсознательном уровне люди понимают, что только с Божьей помощью можно было пройти через все это…
В России не так много музеев, связанных с историей Царской семьи. Было бы хорошо нашим историкам наладить взаимодействие с Императорскими Домами, которые готовы оказать содействие, в т. ч. помочь с архивными материалами. Отношение к Дому Романовых неоднозначное, однако они хранят память и многие артефакты, связанные с Царской семьей. Думаю, что задачей прихода храма будет развить эти идеи.
— Царская семья как-то повлияла на вашу семью и детей?
— Они являются для нас примером. А открытки с изображениями всей Царской семьи и каждого ее члена по отдельности находятся в комнате, где мои дочери делают уроки. Просто посмотрите на их лица. Как говорится в Священном Писании: «По плодам их узнаете их». Если захотите оценить людей, обратите внимание, какие у них дети. У Царских детей была возможность жить в неограниченной роскоши, но они трудились с самого детства.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна