14 июня 2018 года
Своими впечатлениями от концерта хора московского Сретенского монастыря, который прошел 5 июня в Саровском драматическом театре, поделилась Надежда Файзуллина...
Театр. Большой зал. Яркий свет. Входят зрители. Обычно это совершенно разные люди: со своими убеждениями и взглядом на искусство. Но в этот день в зале театра драмы царило поразительное единство — словно весь православный Саров заполнил собой театральное пространство. Это на сцене творил чудеса хор мужского ставропигиального Сретенского монастыря — главный хор Русской Православной Церкви.
Нет, это не монахи, а обычные светские люди, как и мы с вами. У всех — профессиональное музыкальное образование, превосходный слух, яркой индивидуальности голос и, кроме этого, понимание того, что если тебе дан Богом талант, то его надо преумножать и посвящать Создателю.
Видимо, именно поэтому они — разными судьбами — пришли в монастырский хор, и именно их голоса звучат на праздничных и патриарших службах под древними сводами. Они прославляют и возвеличивают русский язык и музыку, русскую песенную и хоровую культуру, исполняя в нашей стране и за рубежом на высочайшем уровне духовные произведения, народные песни и советскую песенную классику.
Действительно потрясающее зрелище — такие разные лица, личности, голоса, а хор дышит, как единый организм. Одно мановение дирижера — и все меняется: от тихого шелеста ветра до громовых раскатов. Не передать этого единства и слаженности, не передать этого восторга!
Произведения — жемчужина за жемчужиной — пять солистов с разным тембром и характером, один лучше другого (хотя как можно сравнивать тенор и бас?!) И, наконец, руководитель коллектива, заслуженный артист России Никон Степанович Жила, за плечами которого ощущается гигантский опыт и титанический труд по «собиранию» хора и формированию репертуара. Без единой шпаргалки негромким голосом объявлял он каждое произведение, каждого композитора и автора слов — так, как будто знаком с ними лично. Даже на поклон каждого солиста и весь хор руководитель приглашал невероятно простым, отточенным и каким-то по военному лаконичным, но очень теплым жестом. Истинный мастер хора.
А музыка лилась со сцены, сотканная десятками голосов, кружила по залу и уводила то в чистый закат над рекой, то по глубоким сугробам, то в пыльную степь, то непролазными проселками, то в предрассветную дымку над морем. Знакомые с детства произведения зазвучали так, словно их кто-то омыл родниковой водой, стер прах наносного и временного, напоил вечным.
Овация после каждого произведения была закономерной. И когда Никон Степанович вдруг повернулся к залу и начал дирижировать, зрители с благодарностью и теплом подхватили знакомый припев. А когда на громовом исполнении зрителями песни «Надежда» он вдруг кратким жестом отправил хор, ставший вроде как не нужным, за кулисы, зал засмеялся и грянул еще громче — мол, знай наших! Такое тепло разлилось между всеми сердцами! Приходило со сцены и возвращалось на сцену из зала. Чувство единения и благодарности, когда ты совершенно открыт всем и Создателю.
Аплодировали стоя, вызывали на бис, всем залом как один человек пели такую родную «Надежду». Но никакие крики «Браво!» не в силах были передать чувство, которое роднило в этот момент нас всех — таких разных, со своими заботами. Кого привела в этот вечер в театр драмы, Вера, Музыка и хор Сретенского монастыря.
Одна добрая знакомая выразила мысль, с которой, полагаю, согласятся все, присутствовавшие на концерте: «Я считаю, что надо их еще и еще приглашать!» Мы благодарим протоиереев Сергия Скузоваткина и Александра Сухоткина, пригласивших этот удивительный коллектив, и надеемся, что не в последний раз.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна