22 сентября 2017 года
Последние годы преподаю в Саровской православной гимназии. Учу детей играть на колоколах. Начало обучения – с 5-6 класса. Но гимназисты знакомятся с колокольным звоном уже с первого класса, а первоклашки – народ непосредственный и любопытный. Поэтому первые часы общения – сплошные ответы на их вопросы. Детей сопровождают родители и педагоги, у которых близкое знакомство с колоколами тоже вызывает неподдельный интерес. Причем и вопросы взрослых зачастую звучат по-детски, ведь десятилетиями о колоколах спрашивать было не принято. Отвечу на самые распространенные вопросы.
– Зачем звенеть в колокола?
– В переводе с «детского» языка на «взрослый»: каковы цели и задачи колокольного звона в богослужении?
Официальный ответ: колокольный звон – часть богослужения. Он собирает прихожан в храм, сопровождает службу (слышен даже тем прихожанам, которые в данный момент не находятся в храме, что дает им возможность участия в общей молитве), рассказывает о жизни прихода (о крещениях, венчаниях, отпеваниях, визитах архиерея), участвует в крестных ходах и молебнах, проводимых не в храмах, утверждает торжество Православия и т. д. Каждое положение можно дальше развивать, давать ссылки на Типикон и цитаты русских классиков, которые рождались, жили и отходили в лучший мир под звон колоколов.
Но, главное, православный колокольный звон в определенные моменты богослужения есть молитва. Молитва без слов, молитва в звуке.
Неофициальный ответ: уберите из православного богослужения колокольный звон и убедитесь, насколько оно стало беднее.
– Колокола бывают золотыми или хотя бы серебряными?
– В переводе «на взрослый» язык: из чего отливают колокола?
Состав колокольной бронзы многие века практически неизменен: 80 % меди, 20 % олова. В разные времена количество примесей колебалось в районе десятых долей процента. Исключение – колокола, отливавшиеся по особым случаям, когда при плавке добавляли благородные металлы. Но и их содержание – несколько процентов. И звучания они, как теперь известно, не улучшают.
Язык колокол отливается или вытачивается (предпочтительнее, если выковывается) из мягкой стали.
– Колокола все тяжелые?
– В переводе на «взрослый» получается несколько вопросов. Сколько обычно весят колокола? Как звучат колокола разного веса? Сколько колоколов должно быть в наборе? А теперь по порядку.
Звуковых характеристик у колокола много. Кроме веса на звучание влияют: профиль колокола, технология литья, чистота сплава и даже способ подвеса на уровне звона. Колокол должен «работать» в слышимом звуковом диапазоне, а он для человеческого уха - от 20 до 20 000 Гц. Большой колокольный набор перекрывает этот диапазон: унтертоны благовестников уходят вниз, в инфразвук, к началу субконтр-октавы, а гармоники малых колоколов – вверх, в ультразвук, выше седьмой октавы.
Колокола легче 6 кг используются редко, а самый большой из русских великанов – знаменитый Царь-колокол — весит более 200 тонн. В дореволюционной России колокол весом в несколько тонн – обычное явление даже для не очень богатого сельского прихода. Сегодня даже в крупных городах колокола весом более тонны наперечет.
Устав колокольного звона предполагает наличие в наборе как минимум пяти колоколов. На практике встречаются ансамбли, где их более двадцати. Тут все зависит от понимания роли звона настоятелем храма, от возможностей прихода и его благодетелей.
– Что нарисовано на колоколах?
– То есть что изображено на колоколах и какие на них отлиты тексты?
Колокола отливаются с поясами орнаментов, а средние и большие — с иконами. Обычно это приходские храмовые иконы, а также иконы небесных покровителей тех благодетелей, на чьи средства отлит колокол. Надписи, как правило, гласят о годе отливки, весе колокола, о храме/ монастыре, в который колокол отправляется, а также именах жертвователей. Так повелось издревле: цари, князья, бояре жертвовали колокола о здравии своем и потомков, а также об упокоении душ предков. Зачастую текст отливался тайнописью. Практически все большие колокола в России были либо чьим-то даром, либо отливались на средства, собранные «всем миром», что также указывалось в тексте.
Кстати, сначала колокола не освящали, как это происходит сейчас, а крестили — как людей. Даже специальные крестильные рубашки шили, имена давали.
Сегодня тоже принято вешать колокола о здравии, об упокоении или в честь каких-то семейных событий. Логика понятна, ведь все заказывают требы. А тут получается «вечная треба»: каждый удар колокола – молитва о ком-то, звоном уходящая к небесам. В последние годы все больше колоколов, которые можно назвать родовыми. Колокол освящается специальным чином, дополняя и ряд приходских икон, и колокольный ансамбль прихода.
– На колоколах можно играть, как захочешь?
– Звонарь должен играть согласно Уставу колокольного звона; благо, его рамки довольно широкие. Многие епархии, где традиции колокольного звона восстановлены, в дополнение к общему Уставу издали собственные рекомендации, регулирующие звон во время служб.
Конечно, это накладывает на звонаря обязанность ориентироваться в богослужении. Например, во время Всенощного бдения должно совершать пять звонов: в начале, перед Шестопсалмием, на прокимен, на «Честнейшую Херувим» и в конце. Причем звонарь должен идти «немного впереди», чтобы вступать вовремя. Поэтому на серьезных звонарских курсах преподают как технику игры, так и Литургику.
В крупных монастырях и даже в некоторых приходах есть особые звонарские традиции, наработанные веками. Если же звонарь не уверен, как играть в какой-то ситуации, он просит разъяснений у настоятеля прихода или служащего священника. Так и написано в Уставе: звонить так-то и так-то или «аще изволит настоятель».
– А можно колокол домой?
– Можно. Все больше людей вешают колокола у себя дома. Многие даже собирают небольшие колокольные ансамбли. Но, во-первых, это имеет смысл, если вы профессиональный звонарь, нарабатывающий технику игры. Во-вторых, стоит подумать о соседях. В-третьих, если колокола освящены, то сначала стоит взять благословение у духовника.
Поставим вопрос несколько иначе: возможно ли размещение церковных колоколов не на колокольне? Возможно. Например, в передвижных наборах, которые выполняют несколько задач: обзванивают службы там, где нет стационарных наборов, участвуют в длительных крестных ходах, звонят на фестивалях и праздничных мероприятиях.
Но самая распространенная функция мобильных наборов – учебная. Для наработки техники звона требуется достаточно много времени и постоянный контроль новичка преподавателем/ профессиональным звонарем. Кроме того, нужна изолированность от окружающих, ведь утомительно слушать многочасовые тренировки неопытных учеников.
Установка из 7-9 небольших колоколов, расположенная в учебном классе – хорошее решение проблемы. Как показывает практика, ученик не стесняется случайных слушателей, не тратит время и силы на подъемы и спуски с колокольни и, что немаловажно при нашем климате, не находится на ветру и в холоде.
– Если сильно звонить, то оглохнешь?
– Грамотно вывешенные наборы, то есть имеющие правильную звуковую отдачу, не могут оглушить звонаря. Если увидите звонаря в наушниках, то либо колокольный ансамбль находится в стадии подбора, либо допущены серьезные просчеты при его установке. Раньше, кстати, говорили именно «ставить колокола», то есть отношение было такое же, как к проекту и строительству самого храма, где велика цена ошибки.
– Обязательно надо знать ноты, чтобы звонить?
– То есть надо ли иметь музыкальное образование, чтобы стать звонарем?
Любое образование – это неплохо. Но для звонаря необязательно музыкальное образование. Чтобы быть звонарем, надо уметь молиться при помощи колоколов и делиться своим молитвенным состоянием с окружающими.
– А правда, что колокола лечат?
– Спасают.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна