1 июня 2017 года
18 мая в библиотеке им. В. Маяковского прошла встреча со священником Николаем Никишиным из Парижа, который рассказал о православных святынях Франции.
Послушать о. Николая пришли не только завсегдатаи Клуба любителей православной книги, но его многочисленные знакомые, духовные чада и даже подросшие крестники, ведь он два года не был в родном Сарове. Людям была интересна как тема встречи, так и личность о. Николая, которого в городе любят как человека жизнерадостного, общительного, пытливого ума и замечательного рассказчика. Сорок лет своей жизни он прожил во Франции и стал свидетелем исторического явления — открытия величайших святынь неразделенной Церкви и нынешнего массового православного паломничества из России к этим святыням.
От о. Николая мы еще в 1997 году впервые узнали о св. мощах равноап. царицы Елены в центре Парижа и терновом венце Спасителя в соборе Парижской Богоматери. Каждая встреча с о. Николаем — это узнавание о все новых и новых святынях. Он всегда с радостью говорит об этом, свидетельствуя о действии Промысла Божия в нашем мире. Теперь увлечение священника стало его церковным послушанием, он возглавляет Паломнический центр Корсунской епархии, организует поездки к святыням и возможность православного богослужения возле них.
Участники встречи узнали о таких святынях Франции, как: терновый венец Иисуса Христа и часть древа Креста Господня, глава матери Пресвятой Богородицы св. прав. Анны и лицевая часть честной главы Иоанна Предтечи, нешвенный хитон Христа в Аржантёе и часть ризы Богородицы в Шартре, мощи первого епископа Парижа — ученика апостола Павла свт. Дионисия Ареопагита, св. мощи мытаря Закхея и евангельской кровоточивой, равноапостольных Марии Магдалины и царицы Елены, прп. Антония Великого, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, палец свт. Николая Чудотворца и другие святыни. «Братья и сестры! Русь была крещена только в X веке, а Франция — в апостольские времена. Поэтому первые святыни пришли в нее своими ногами», — отметил о. Николай.
Обычный русский православный человек воспринимает Запад, как безбожную прогнившую цивилизацию, породившую идеи общества потребления, феминизма, однополых браков, ювенальной юстиции и пр. Возникает вопрос: «Почему же у них столько святынь? За что такая милость Божия?» «А, может быть, святыни не настоящие?» — теряется в догадках слушатель.
Священник уверен, что святыни — самые настоящие. Он рассказал истории некоторых из них. Об этом можно писать серию исторических романов. Святыни отнимают по праву победителя, крадут и дарят, теряют и находят. Наконец, о них просто забывают — точно так же, как современные люди забывают о Боге. И вдруг святыни возвращаются. Они становятся известны, возле них начинают молиться, и преображается все вокруг. О. Николай по своей мирской профессии — математик, так что с логикой у него все в порядке. Однако наряду с архивными документами, данными археологических и естественнонаучных исследований он использует такое понятие, как «духовные аргументы». Не все записано в летописях, а духовные аргументы — они налицо.
Почему в маленьком Амьене возник огромный и великолепный готический собор? Это можно объяснить только в том случае, если хранящаяся там часть главы Иоанна Предтечи — подлинная реликвия. Молясь перед ней, люди получали исцеление и разрешение своих проблем. В знак благодарности потекли ручейки пожертвований, которые слились в мощный поток, так и возник шедевр средневековой архитектуры. В Первую мировую войну возле Амьена состоялась битва на р. Сомме, в ходе которой потери обеих сторон были полтора миллиона человек, артиллерия уничтожила все вокруг, а собор не пострадал!
Что нам надо как «православным потребителям»? Чтобы мощи действительно были мощными, замечает священник. Но духовные реалии часто не замечают. о. Николай: «Об этом вы не прочитаете в путеводителе и не услышите на экскурсии. В Шартрском соборе вам расскажут только про витражи, а если вы спросите гида про ризу Божией Матери, он лишь досадливо отмахнется, хотя эта красота возникла благодаря наличию святыни в соборе. Точно так же и в Третьяковке — будут говорить про искусство, но не про чудотворную Владимирскую икону Божией Матери».
Слушатели узнали неизвестные страницы истории Франции, которая до XI века вообще была православной страной. До эпохи просвещения ее жители поклонялись святыням, шли к ним пешком, крестным ходом. Почему же мы об этом не знаем? Потому что русские начали общаться с французами в XIX веке, когда их элита уже перестала быть верующей. Мы сейчас отмечаем столетие революции в России, а во Франции кровавая революция произошла 200 лет назад. Тогда оскверняли и сжигали святыни и, по словам о. Николая, Франция до сих пор от этого не оправилась.
О. Николай: «В советские времена в Дивееве матушка Маргарита была хранительницей святынь и памяти о Дивеевском монастыре и прп. Серафиме. Она принимала людей, которые знали, куда приехали. Точно так же есть хранители святынь и во Франции. Русские паломники своей горячей ревностью дают святыням новую жизнь. А их хранители становятся нашими союзниками и проводниками, все больше отделяясь от деградирующего общества. Первая волна русской эмиграции «не заметила» православных святынь Франции, это — Божий дар нынешнему поколению русских людей… Поймите, мы видим Францию в неестественном свете, это результат 200-летнего безбожия. Но в последние 20 лет там появился новый духовный ресурс, и в этом — явное действие Промысла Божия...»
В заключение своего рассказа о. Николай призвал саровчан приезжать во Францию. Не для того, чтобы увидеть Лувр, а чтобы получить духовное подкрепление у православных святынь.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна