1 января 2017 года
Предлагаем вашему вниманию интервью с благочинным Саровского округа протоиреем Александром Долбуновым.
Священников не хватает
– Отец Александр, расскажите, что входит в обязанности благочинного?
– Благочинный — это глаза и уши правящего архиерея, его непосредственный помощник по управлению той или иной территорией. Он дает отчет обо всем хорошем и плохом, что происходит в округе, чтобы епархиальное управление могло принять решение по любому вопросу. Как благочинный я несу полную ответственность за церковную жизнь округа: приходы, священнослужителей, взаимодействие Церкви со светскими структурами. Решаю административные, хозяйственные и финансовые вопросы. Слежу за тем, чтобы богослужения совершались в приходах согласно расписанию, и чтобы наша братская семья жила, как единый организм.
Благочинный, как и любой священник, может совершать богослужения и требы, но у него на это остается мало времени. Чаще можно увидеть его за письменным столом, чем у Престола. Но он тоже имеет потребность в священнодействиях, в совершении литургии и приобщении Святых Таин. Благочинный показывает своим примером, как нужно служить, совершать Таинства, относиться к людям. Он должен отвечать на вопросы прихожан, помогать им в житейских вопросах наставлением и советом — это пастырская составляющая его служения. И это то, чего мне больше всего не хватает: тесного общения с прихожанами, когда ты знаешь каждую семью, у кого что болит, с кем о чем поговорить. В основном наше общение происходит во время совместной молитвы на богослужении.
– А у вас бывает свободное время?
– По расписанию выходных, как таковых, не предусмотрено. Но человеческий организм тоже требует отдыха, семья и дети — внимания, поэтому приходится изыскивать время и для этого. Также у священников бывает ежегодный отпуск 21 день.
– Сколько священников трудятся в Саровском благочинии?
– Наш округ считается довольно большим, включает Саров и Дивеевский район, 20 храмов. Поэтому у благочинного есть два помощника по управлению этими территориями (иереи Сергий Скузоваткин и Даниил Гатин). В Саровском благочинии 41 клирик (в т. ч. шесть монашествующих) на 19 приходов и два монастыря. Вроде бы немало, но приходских священников не хватает.
– Сколько их нужно еще?
– В Сарове священники помимо богослужебной и пастырской практики очень загружены работой по взаимодействию со светскими структурами. Я думаю, что в городе нужно еще 2-3 священника. Примерно столько же клириков не хватает и в Дивеевском районе. Например, приход в пос. Сатис уже много лет окормляют священники из Сарова, которые бывают там наездами. Но для налаживания приходской жизни нужен настоятель, который бы там жил постоянно. То же самое можно сказать и про приход с. Ивановское.
Если заболевает священник, благочинный старается так распределить оставшихся клириков, чтобы прихожане не остались без воскресного или праздничного богослужения. Иногда приходится чередовать храмы: в это воскресенье совершается служба в одном, а в следующее — в другом из них. Владыка в курсе наших проблем, и будет их решать по мере возможности. Сейчас стали намного строже подходить к совершению рукоположения ставленников, без образования уже невозможно стать священником. Я считаю, что это правильно. Священство — служение на всю жизнь, назад дороги нет. Это великая ответственность перед Богом и людьми.
Искушения «тучного» времени
– Отец Александр, наша Церковь возрождается уже четверть века. За это время открылось много храмов, пришла новая плеяда священников. Но прихожане с ностальгией вспоминают то неустроенное время, когда это все только начиналось. Как вы думаете, почему?
– К началу 1990-х годов во всем Нижнем Новгороде было три храма. Они были всегда битком набиты. Когда начали открывать новые храмы, люди вздохнули с облегчением, у них открылось второе дыхание. Они благодарили Бога. Надеялись, что все будет светло и радостно, и верующие будут, как одна семья. Но постоянно радоваться невозможно.
Сейчас стало больше храмов и священников, но, может быть, где-то утеряно то отношение, что было раньше? Происходит привыкание, появляются новые искушения. Церковная жизнь у всех на виду, в т. ч. и негативные моменты. И это приносит боль в сердца верующих людей.
– Люди старшего поколения часто скрывали свою веру. Сейчас же наоборот, некоторые активно выставляют ее, хотя еще недостаточно укоренились в ней. А как правильно?
– Когда люди стесняются перекреститься на храм, показать свою веру, это неправильно. Помню, когда в советское время с верующих военнослужащих в армии срывали кресты, но они все равно не скрывали, что верующие. А кто-то тайком крестил детей, боясь неприятностей на работе. И как мы можем их осуждать, если сейчас живем в совсем другое время? Бог им судья.
Если устроить опрос населения, то более 80 % скажут, что они православные, ведь за это им ничего не будет. Для них это то же самое, что «русский» или «россиянин». Хотя некоторые не понимают, что такое «православный» даже в культурном плане. Они хвалят католическую церковь за то, что там в храмах есть скамейки, где можно посидеть и послушать красивую музыку; нравится, что у католиков не надо поститься…
Я думаю, если наступит время гонений или лишений за то, что ты православный (например, не сможешь поехать отдыхать за границу или не получишь кредит), тогда половина людей сразу отсеется. В советское время жесткого отношения к Церкви вера была чище. А нынешнее «тучное» время не будет долго продолжаться. И если мы не утвердимся в вере, будем расслаблены и невнимательны к своей духовной жизни, не будем ценить то, что мы имеем, то потеряем это. Так уже было в дореволюционное время, когда люди массово пренебрегали православной верой и внутренне озлоблялись.
Каждая копеечка помогает
– Саровские прихожане по воскресеньям собирают средства на строящийся храм Царственных страстотерпцев. Их пожертвования как-то помогают строительству?
– Конечно, каждая копеечка помогает! На эти средства мы поставили систему отопления (котлы, радиаторы), снимали леса возле храма, сейчас закупаем оборудование для электромонтажных работ. Сначала мы надеялись на крупных жертвователей, а потом поняли, что упускаем время. Надо было сразу обратиться к прихожанам.
– Отец Александр, если говорить о Саровском благочинии, что в уходящем году вас порадовало больше всего?
– Год прошел спокойно, все священники достойно несли свои послушания. Полным ходом строятся два храма в честь святых Царственных мучеников — в Сарове и Дивееве. Очень трудно шли работы по храму в Сарове, нам пришлось поменять строителей. И в Новый год входим уже с теплом, в храме закрыли первый тепловой контур и пустили отопление. Дивеевский храм тоже уже с крышей, куполами, крестами и отоплением.
В этом году в Дивееве начали строить здание многофункционального Центра милосердия рядом с храмом прпмц. Елисаветы Феодоровны. Его строительство идет трудней всего, финансовой поддержки очень мало, молимся о том, чтобы Господь послал добрых людей — благотворителей. К настоящему времени возвели два этажа здания, по 300 кв. м на этаже.
Очень радует наше православное волонтерское движение, его социальная направленность — то, что они приносят реальную пользу нуждающимся многодетным семьям, лежачим больным, детям-инвалидам. Я считаю, что социальное служение должно развиваться не только в Сарове, но и Дивееве, поэтому мы и строим там Центр милосердия. Саров и Дивеево должны друг другу помогать и друг друга дополнять.
Верующему бояться нечего
– В обществе усилились тревожные ожидания, предчувствия войны. Как следует к этому относиться, чтобы сохранить душевный мир?
– Не надо загонять себя в паническое состояние, это ни к чему хорошему не приведет. Надо жить в Боге, в Бога богатеть. Тогда нам будет легче пережить испытания, которые попустит Господь. Во все времена были войны, нестроения и природные катаклизмы. Это горнило, через которое проходит человечество, чтобы очиститься. Нужно надеяться на милосердие Божие. Господь своих не оставляет.
Трудно жить по правилу «помни час смертный и вовек не согрешишь», но это — лучший ответ тем, кто боится войны, Второго пришествия и конца света. Если ты готов, то чего боишься? Ты же христианин, воин Христов.
Пусть поставленные Богом правители думают, как защитить нашу страну, а мы будем им помогать, в т. ч. своими добрыми делами и молитвой. И если нас призовут, пойдем служить. Верующему человеку бояться нечего. Господь все управит, Он сам заботится о нашем завтрашнем дне. Сколько было моментов в истории, когда, казалось бы, Россия пропала. Но люди молились, приносили покаяние, и на защиту страны вставали Божия Матерь и Небесное воинство.
Мы боимся войны или конца света, но не думаем о том, что наш конец может наступить раньше. Лучше подумать о том, с чем мы предстанем перед Богом. А пока будем уповать на Него, благодарить за каждый мирный день и молиться о тех, кто сейчас страдает от войны.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна