24 ноября 2016 года
Мы только против абортов боремся? Или признаем, что – это вершина айсберга под названием «неготовность к материнству»? Люди все больше утрачивают природное стремление к родительству. Не умеют находить радость в своем потомстве, в продолжении себя. Поэтому «психология материнства» (да и отцовства) – очень востребованное направление. Виктория Горбушкина рассказала о первой Международной научно-практической конференции «Психология материнства», которая обещает стать регулярной.
Справка. Виктория Ивановна Горбушкина в 1997 году окончила факультет педагогики и психологии МПГУ им. В. И. Ленина, в 2001 году – аспирантуру института психологии РЦГО РАН. Специализируется на детской и семейной психологии, руководствуясь христианским мировоззрением. Педагог-психолог Саровской православной гимназии, руководитель и преподаватель Студии раннего развития «Родничок», мама пятерых детей.
– Однажды священник предложил мне заняться предабортным консультированием беременных. Я не отказалась, отнеслась к предложению, как к послушанию, хотя эта деятельность не ложится мне на душу. А потом оказалось, что для работы нужно иметь квалификацию клинического психолога, которой у меня нет. Думаю, что Господь отвел, значит, это – не мое.
Я убеждена, что готовить женщин к материнству надо задолго до того, как они приходят на предабортное консультирование к психологу. Мы бросаем все ресурсы на спасение утопающего человека, который долго шел к этому решению, и хотим его быстро переубедить. Не спорю, это тоже надо. Но как психолог я понимаю, что могу что-то изменить на других уровнях. И на конференции «Психология материнства» я услышала мысли, созвучные моим…
Меньше всего детей у атеистов
Статус конференции подчеркивало даже место проведения – гостиница «Националь» рядом с Красной площадью. Выступали докладчики из пяти стран: России, Белоруссии, Германии, Голландии и США. Была возможность пообщаться с зарубежными коллегами, узнать, как у них обстоит дело с кризисным консультированием и работой с семьей.
Очень впечатлил доклад известного российского демографа Анатолия Антонова «Репродуктивные установки и потребность в детях». Он представил результаты исследований с 1976 по 2015 год. По его словам, психологическая установка семей на малодетность появилась именно в 1970-е годы, и она прогрессирует. С каждым поколением все больше семей негативно относятся к многодетности и сознательно выбирают для себя бездетность. По мнению докладчика, чтобы изменить ситуацию, нужна многолетняя планомерная работа по формированию мировоззрения, начиная с детей раннего возраста. И плоды этой работы станут видны только спустя четверть века. Но, к сожалению, наши политики не ориентируются на такие долгосрочные проекты.
Сравнивая зависимость числа детей в семье от конфессиональной принадлежности, ученые обнаружили, что меньше всего детей у атеистов, а у верующих разных конфессий (православных, мусульман, иудеев и буддистов) – примерно одинаково и несколько больше.
Достаточно подержать малыша
Ректор Института перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы Галина Филиппова отметила, что в сознании современного человека репродуктивная функция и сексуальная жизнь существуют раздельно. Если у нас в школе говорят со старшеклассниками о семейной жизни, то затрагивают юридические аспекты брака плюс вопросы взаимодействия полов, но готовность к родительству не формируется.
У девочки чувство материнства наиболее гармонично развивается в многодетных семьях. Для того, чтобы девочке захотелось иметь детей, ей бывает достаточно подержать малыша в руках. А в большинстве современных семей девочка этого опыта не получает. Куклы не заменяют живого младенца, поскольку механические действия без эмоционального контакта не запускают этот тонкий механизм. И мне приходится видеть девочек, которые не хотят иметь детей, потому что это обуза. Конечно, это идет из семьи. Не хватает одного декларирования, знаний о том, как правильно, нужен практический опыт общения с малышом. Нужно увидеть, как он улыбается, тянет к тебе ручки…
Существует проблема ЭКО, когда зачатие ребенка происходит без супружеской жизни. Рассматривались проблемы женщин, которые прибегали к этой процедуре. У них хуже формируется привязанность к ребенку, для рождения которого они затратили кучу денег. Как правило, начиная с года, они уже привлекают няню. И я как практикующий психолог знаю такие семьи, где зарплата мамы уходит на няню, но она предпочитает быть вне дома, в профессии, потому что не видит ценности такой жизни.
Формирование привязанности
На круглых столах мы тесно общались с кризисными психологами из Москвы и Санкт-Петербурга. Они подтверждают, что некоторые женщины после консультации психолога меняют свое решение делать аборт и сохраняют малыша, но потом возникает целый букет психологических проблем. Сейчас в психологии есть понятие «синдром мертвой матери», когда женщина не проявляет материнских чувств к своему ребенку, допускает физическое насилие или эмоциональную холодность. Поэтому надо понимать, что здесь должна идти речь не о разовом консультировании, а о сопровождении и поддержке психолога.
Немецкий специалист в области детской психиатрии Карл Хайнц Бриш отметил, что нарушение привязанности матери к ребенку передается из поколения в поколение. Если мама не отдает себя целиком общению с ребенком, а, например, погружена в Интернет и отстраненно кормит из бутылочки малыша, то у него не формируется чувство защищенности. А ведь оно в дальнейшем сможет ему помочь выжить в стрессовых ситуациях, быть способным к творчеству и сочувствию людям. Малыш нуждается в контакте, во взгляде мамы, в том, чтобы она с ним разговаривала, даже если, как нам кажется, он еще ничего не понимает.
К. Бриш разработал программу SAFE, формирующую чувство привязанности. Психологи сопровождают семью до и после родов, помогая преодолеть установку на эмоциональную холодность к ребенку. Эта работа внедряется в Германии и на государственном уровне, там есть программа для детских садов, формирующая позитивное отношение к будущему родительству. В садик приходит мама с живым младенцем, и дети смотрят, как она его пеленает, кормит, заботится о нем.
На практическом круглом столе, посвященном диагностике нарушений привязанности и реабилитации, нам показывали полезные приемы. Причем надо понимать, что нарушение привязанности – это обоюдный процесс. Мы видим детей, которые не идут к маме... Для ребенка очень важно, чтобы один значимый взрослый проводил с ним много времени, а не все понемногу, по принципу «у семи нянек дитя без глазу». Только тогда малыш получает необходимую долю ресурса взаимодействия.
Если есть какие-то сложности во взаимоотношениях с ребенком или в отношении ребенка к вам – неважно, сколько ему лет – нужно всегда посмотреть на себя, на психологические проблемы, которые мешают жить самой маме, мешают ей принять какие-то качества ребенка. Современная женщина совмещает материнство и ведение дома с работой, общественными и публичными делами. Чтобы не возникал крен в какую-то одну сторону, она должна задуматься, что для нее в жизни главное и выстроить для себя приоритеты, иерархию ценностей.
Причина аборта иррациональна
В Учебно-методическом центре психологического доабортного консультирования провели исследование факторов, влияющих на аборт. Опрос порядка 20 тысяч женщин в пяти регионах страны показал, что больше всего прерывают беременность те, кому от 20 до 34 лет. Эти женщины чаще замужем, у них неплохие финансовые возможности, образование и работа и уже есть один или двое детей. Исследование показало, что материальные факторы (жилье, уровень зарплаты) решающей роли не играют, но серьезным фактором в пользу аборта оказалось наличие долгосрочной кредитной задолженности, например, ипотеки. Участники конференции даже внесли в резолюцию – разработать проект закона о снижении процента выплат по ипотеке в случае беременности женщины. Итоговую резолюцию конференции направят в органы власти для выработки государственной политики в сфере демографии, материнства и детства. Но в большинстве случаев причина аборта не объективна, иррациональна и носит психологический характер. К такому выводу пришли исследователи.
Не разовые акции, а постоянная работа
Если демографы бьют тревогу, что русский народ вымирает, то для психологов важно найти те силы и ресурсы женщин и мужчин, чтобы быть родителями. Важно шире смотреть на проблемы, связанные с психологией материнства, а не сводить все только к борьбе с абортами. Я считаю, что фраза «аборт – это грех убийства» – по своему смыслу верна, но по воздействию – манипулятивна. Если ее использовать как единственный аргумент в предабортной консультации, чаще всего цель не будет достигнута. Потому что любая манипуляция мешает принятию свободного решения.
Свою роль я вижу в том, чтобы работать с семьями и детьми – чем, собственно, и занимаюсь как в православной гимназии, так и в Студии «Родничок». В ходе конференции я увидела для себя ориентиры, которые помогут мне при семейном консультировании, работе со школьниками и дошкольниками.
Нужно быть очень осторожными с лозунгами, призывающими против чего-то. Нужно найти точки созидания – то, к чему человек мог бы стремиться. Необходимо расширить работу, но очень грамотно и тонко, чтобы учитывать возрастные особенности. Психологическим сопровождением должны заниматься профессионалы, а волонтеры могут распространять информацию. Нужна не пропаганда, а информирование с разных сторон – физиологической, психологической, религиозной. Чтобы это органично вошло в мировоззрение людей, в нашу культуру.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна