10 ноября 2016 года
Беседа координатора движения «Сорок сороков» с православной молодежью Сарова.
Мы просыпаемся как народ
— Цель нашего приезда — не рассказать, какие мы хорошие или пытаться кого-то учить. Движение «Сорок сороков» хочет вовлечь как можно больше людей в процесс активной деятельности, в которой можно проявить свою православную веру.
Наша Церковь достаточно молода, ведь это мы с вами. Весь XX век ее уничтожали. И когда для нас открылась возможность пойти в храм, Церковь, которая 70 лет жила в условиях изоляции от общества, была не готова к новым вызовам времени. В Перестройку рухнул железный занавес, появилась свобода. Но она была с хвостом и рогами. То, что хлынуло на территорию нашего государства после распада Советского Союза, иначе, чем адским коктейлем назвать нельзя. Западные учителя хотели из нас сделать идеальных потребителей, вложить в наше сознание стремление к богатству любой ценой.
Только сейчас мы начали просыпаться, как народ. И когда наше молодое возродившееся православие столкнулось с агрессивными выпадами, это послужило поводом к созданию движения «Сорок сороков». Мы понимаем, куда идти. Мы знаем Бога, который ради нас претерпел страдания и крестную смерть, чтобы показать нам узкий путь спасения. У нас к Нему вопросов нет, свой жизненный выбор мы сделали, и по этому пути идем. Но наша задача — стать такой общностью людей, которая бы и другим рассказала об истинной цели жизни человека на земле. Мы, православные, — соль земли. Нас немного, но мы должны будить людей, которые нас окружают. Показывать им, что счастье состоит не в бесконечном потреблении земных благ. Это пройдет, и мы должны будем вернуться Домой, в Царство Небесное.
Православие — это фундамент, без которого Россия не может существовать. Если мы позволим его разрушить, все здание рухнет, и мы никогда не будем жить в той России, которую оставили нам наши предки.
Защита храмов
— Наше движение началось с защиты храма в Москве. Еще и храма-то не было, только выделили землю под строительство, как начались информационные атаки. Батюшку и певчих, которые приходили служить молебны, выгоняли, оскорбляли и даже травили собаками. Разные люди приехали, чтобы их защитить, там я познакомился с Володей Носовым и другими братьями, которые теперь составляют костяк нашего общественного движения. У нас не было ни денег, ни административной поддержки, но мы решили попробовать создать движение, ведь в Евангелии сказано «где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них». Мы стали привлекать знакомых, убеждать их вернуться к тому, с чего начиналась наша страна — к соборности. Ведь мы существуем, как «единая, соборная и апостольская Церковь».
Мы приходили помочь разным священникам и честно говорили, что ничего не можем гарантировать. Например, к нам обратился за поддержкой священник Василий Биксей, глава общины, которая 12 лет безуспешно пыталась построить на Ходынском поле храм. Противники строительства были активны, у них были богатые спонсоры. Главный архитектор Москвы сказал, что храма на Ходынке не будет, это место уже распланировано, готов проект. Многие не верили, что из этого что-то получится, но мы правильно сформулировали смыслы, которые нужны людям, и вышли на первое ходынское стояние. Собралось более тысячи человек… Сейчас там стоит огромный храм прп. Сергия Радонежского, он стал жемчужиной района.
Теперь говорят о нашем движении, как о некоем феномене. До нас многие тоже хотели это сделать, но не получалось. Это не наша заслуга. Видимо, Богу так было угодно.
Сломать стереотипы
— «Сорок сороков» возникли 1 июня 2013 года, и уже через три месяца, в сентябре, на площадке в парке «Коломенское» мы организовали первый городской праздник «Православие и спорт», который стал нашей визитной карточкой. Это было чудо, нас поддержали, деньги наскребли с миру по нитке. Говорят, что православие — это религия слабых, бабушки в платочках. А тут молодежь увидела, что на православный праздник спорта пришли чемпионы мира, Европы и России, лучшие спортсмены. Это вызвало у молодых людей интерес к православию.
(Был показан видеоролик о том, каким стал ежегодный праздник «Православие и спорт» спустя три года, https://www.youtube.com/watch?v=IL2RNsW8z7E).
— Когда я учился в советской школе, а там многое было скопировано с дореволюционной школы, нас воспитывали на примере героев, которые отдали жизнь за други своя. А в новой российской школе стали воспитывать личность — человека, который любыми средствами должен сделать карьеру. Произошла подмена. И мы, христиане, носители евангельских смыслов, должны рассказывать об этом людям. Напоминать, что мы — наследники великих предков. Вам в Сарове это вообще просто делать, ведь вы живете в святом месте…
Нам предлагают другие смыслы: заработал первый миллион — не останавливайся, купил 20-метровую яхту — не останавливайся… Люди погружаются в это, но счастливее не становятся. Достижение очередной цели приносит кратковременное счастье, после которого наступает опустошение. Я встречал множество богатых людей, которые были несчастны. Они завидовали тому, что у меня девять детей. А кто им мешал так жить? Только жизнь с Богом делает человека счастливым. Мы, православные, априори счастливые люди, потому что ставим перед собой такую цель, о достижении которой узнаем только после завершения своей короткой земной жизни.
Нам Господь все дал для счастья: и молитву, и Таинства Церкви. И мы должны не быть эгоистами, но стараться рассказать об этом, чтобы и другие стали счастливыми. Кроме того, у нас есть и прагматическая задача. Мы хотим, чтобы Россия снова стала православной. Вокруг нас мало воцерковленных людей, порядка 5 %, хотя православными себя считает подавляющее большинство. Но если ты — православный, то почему не исповедуешься и не причащаешься? Люди находят отговорки. Мы должны сломать эти стереотипы. Как это сделать? Мы не только сами должны быть православными, но и показывать другим красоту православия. Своей жизнью, поступками, примером.
Гражданская позиция
С этого года движение «Сорок сороков» подключилось к противоабортной деятельности. А. Кормухин: «Почему перестали рожать детей? Почему стали нацией, которая сама себя убивает? Официально делаем в России по 700 тыс. абортов, а на самом деле, включая медикаментозные способы, — по шесть млн в год. Мы — умирающая нация. Средний возраст россиянина 40 лет, а до революции был 12 лет. Мы были нацией детей, а стали — пенсионеров. Все потому, что у нас веры нет. Если бы мы были православной страной, у нас в семьях не было бы по одному-два ребенка. Мы должны начать рожать детей и наполнить храмы молодыми людьми».
На встрече показали видео стояния «Битва за жизнь» (https://www.youtube.com/watch?v=Nd7nkjQ8G08), которое проходило 23 октября на Суворовской площади в Москве и собрало до трех тысяч участников. После этого о движении «Сорок сороков» заговорили, как о «рождении новой христианской политической партии».
Андрей рассказал о том, что против движения идет масштабная и хорошо проплаченная информационная война. Но, наряду с этим, их деятельность критикует и часть православного сообщества и духовенства. Они говорят: «Как можно тему абортов объяснять на площадях? Это тема для исповеди. Православный человек должен ходить в храм, молиться и поститься. А митинги — это не наше дело». А. Кормухин не согласен с такой позицией, считает ее пораженческой: «Как донести до тех, кто не ходит на исповедь, что аборт — это убийство? Может быть, мы что-то делаем не так, готовы учиться у тех, кто умеет лучше. Но мы хоть что-то делаем. У православных должна быть активная жизненная позиция».
В этом вопросе его поддерживает известный проповедник протоиерей Андрей Ткачев, который хорошо объяснил этот вопрос в видеоролике «Нужно ли православным ходить на митинги?» (https://www.youtube.com/watch?v=Nd7nkjQ8G08). По мнению о. Андрея, мы живем в государстве, где десятки миллионов граждан считают себя православными. Поэтому самоустраниться и уступить без боя жизненное пространство — это означает вернуться к состоянию катакомбной Церкви до Константина Великого и быть готовыми к мученичеству, которое не заставит себя долго ждать...
О воспитании девятерых детей
— Моя семья — достаточно большой общественный институт. Но та радость, которую приносят девять детей, многократно компенсирует все издержки. Я говорю это как отец, который это знает на практике. Конечно, низкий поклон моей супруге Ольге, которая основную часть забот берет на себя. Школы, cекции и пр. — все это ложится на ее плечи. Но из девятерых детей у меня семеро мальчиков, поэтому я не могу с себя снять ответственность за воспитание парней. Говорю молодым, не бойтесь рожать детей. Механизм саморганизации многодетной семьи в разы выше, чем в семье, где один ребенок. Когда вы вкладываете всего себя в одного ребенка, то надеетесь, что он станет продолжением вашего рода, что у вас будет спокойная старость. Но, как правило, он вырастает эгоистом, и вы до пенсии (и с пенсии) все помогаете и помогаете ему.
Самое важное — воспитать старших детей, чтобы у них были правильные ориентиры. Младшие дети задают для этого определенные рамки. Старшие должны помогать родителям. Мы никогда не жили богато, что предполагает наличие большой семьи. Иногда у жены есть помощницы по хозяйству, иногда — нет. Объединяемся с соседями, у которых тоже есть дети. То я развожу на машине всех детей, то — они. Господь помогает решать все бытовые проблемы. Нет большего счастья, чем иметь большую семью.
Нам нужна соборность
— Если вы в Сарове будете что-то делать, найдутся критики и с одной, и с другой стороны. Но у нас нет другого пути. Молодые люди должны идти вперед. Кроме нас это никто не сделает. Это должен себе сказать каждый из нас. Но не поодиночке. Потому что в православии нет понятия одиночки. Индивидуализм — это из области протестантизма, а в православии — соборность. Если вы создадите в Сарове большую и дружную общественную организацию, которая будет формировать смыслы, проводить праздники и соревнования на улицах города, всевозможные слушания и конференции, она выделит из своей среды лидеров, которые будут определять общественное сознание, исходя из наших традиционных, православных ценностей. Тогда мир вокруг начнет меняться. Не будет коррупции, абортов, предательств и «личностного роста» через головы своих товарищей. «Сорок сороков» — это как раз про это.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна