28 августа 2016 года
Иерей Сергий Скузоваткин совершил путешествие на Камчатку в ЗАТО г. Вилючинск, где базируются подводные корабли Тихоокеанского флота. Мы попросили его рассказать об этом.
— Несколько лет назад группа моряков-подводников побывала в Санаксарском монастыре у мощей прав. воина Феодора Ушакова и в Дивеево. Тогда-то мы и познакомились, я проводил для них экскурсии. Завязались дружеские отношения, особенно с капитаном 2-го ранга Борисом Куриловым, заместителем командира 25-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота. Борис Васильевич — замполит, занимается работой с личным составом. Ему захотелось, чтобы и другие военнослужащие узнали о наших местах, о батюшке Серафиме и святом адмирале Феодоре Ушакове. По его просьбе контр-адмирал Валерий Казаков прислал письмо нашему правящему архиерею, в котором попросил направить меня на Камчатку для проведения цикла бесед о православии с подводниками, а также для участия в мероприятиях, посвященных прп. Сергию Радонежскому. Владыка дал добро, и я отправился на Дальний Восток.
Поездка длилась всего пять дней, но впечатлений масса. Моряки взяли все расходы на себя, а иначе, конечно, в этот отдаленный край попасть нереально, билеты на прямой авиарейс стоят порядка 70 тыс. рублей. Перелет занял около девяти часов, и меня поразила малозаселенность Русской земли: бескрайняя тундра, болота, вечная мерзлота. И сам г. Вилючинск сверху — как маленький пятачок на берегах бухты Крашенинникова, окруженный лесами. Недалеко от него находится главный город края — Петропавловск-Камчатский, которому 300 лет, и у него интересная история. А Вилючинск был образован недавно, в 1968 году, получив свое название от Вилючинского вулкана. Вилючинск — портовый город, где базируются атомные подводные лодки, живут моряки с семьями. По нашим меркам, это совсем маленькие городки.
Природа Камчатки потрясающая: горы, лес, курящиеся вулканы. Температура воды в море +10 градусов. Красота неописуемая. Там много ягоды, которой мы даже не знаем, грибы, рай для охотников и рыболовов. В бухты впадают речушки, в них заходит из Тихого океана рыба на нерест. Я держал в руках живую, трепещущую горбушу, но взять ее с собой домой невозможно — очень далеко. Питаясь рыбой, плодятся камчатские бурые медведи, которые очень опасны. Эта разновидность не поддается дрессировке и нападает на людей.
Я жил на турбазе, где были два термальных бассейна. Как бы ты ни устал, из них выходишь — как будто заново родился. Климат на побережьи Тихого океана довольно мягкий, зимой, как мне сказали, температура ниже -20 градусов не опускается, снегу выпадает по два метра. Но и летом жарко не бывает, дуют ветры, и все ходят в куртках.
Мне довелось побывать на атомном подводном крейсере «Святой Георгий Победоносец», который стал первым в составе ВМФ России, получившим имя святого. Подводники до сих пор тепло вспоминают епископа Петропавловского и Камчатского Игнатия, который вместе с ними совершил подводный переход и служил литургию на корабле. За время этого плавания более десяти моряков приняли крещение. На корабле имеется складной походный иконостас, освященный в Троице-Сергиевой Лавре. Владыка Игнатий теперь Преосвященный Аргентинский и Южноамериканский, но подводники до сих пор считают его «своим владыкой». Военнослужащие нуждаются в духовной поддержке со стороны Церкви. Сейчас туда направили служить молодого священника на постоянной основе. Дело это очень нужное, и в плане религиозного ликбеза военных — непаханное поле.
Среди моряков особенно много крымчан, а также уроженцев Санкт-Петербурга, Архангельска и Кронштадта. А для местных жителей Москва настолько далеко, что они воспринимают как столицу Владивосток или Комсомольск-на-Амуре. Меня удивило то, насколько они оторваны от европейской части страны. Многие подводники никогда не слышали слово «Саров», хотя в Вилючинске есть православный храм во имя прп. Серафима Саровского.
На встречу со мной пришло человек 150. Я объяснил им, что приехал из города, где разрабатывают ядерную начинку для баллистических ракет, которыми оснащен их крейсер. Только потом уже говорил о прп. Серафиме и св. адмирале Ушакове, о том, каким всегда был русский солдат — не только доблестным, но и благочестивым, и человеколюбивым. У военнослужащих нужно укреплять дух, чтобы они понимали, что защищают. Выступление священника было для моряков в диковинку и вызвало большой отклик.
Как я понял, это люди без корней, они живут в служебных квартирах и рассматривают свое пребывание на Камчатке, как временное. Есть в этом какая-то неустроенность, хотя теперь служба подводников хорошо оплачивается. Когда после гибели подлодки «Курск» показали по телевизору, как живет семья командира корабля, то Владимир Путин, который тогда вступил в должность президента, был потрясен. Он велел построить в Вилючинске Ледовый дворец и аквапарк. Но там нет нормальной набережной, пляжа, нет привычной для нас культурной среды…
Cамый большой шок я испытал, оказавшись внутри подлодки. Мне было не по себе. Я даже подумал, что мы во время экскурсий показываем людям саровские подземелья, а ведь тут тяжелее находиться, чем в пещерах. Кубрик по ширине, как салон автомобиля, с двух сторон нары в три яруса, шесть человек спят в помещении меньшего размера, чем «келья собеседника» в саровских пещерах. Люди зажаты в малом пространстве, особенно механики. Вот, кто действительно подвижники!
А сама подлодка — огромное сооружение размером с пятиэтажный дом. Мы спускались через рубку командира на три этажа вниз. А когда я вышел оттуда на свет Божий, вздохнул с облегчением. Хоть на корабле и постоянно работает вентиляция, но мне не хватало воздуха. По словам моряков, когда во время походов корабль иногда всплывает, для них счастье — подышать свежим морским воздухом. Поэтому когда они возвращаются после выполнения боевых заданий, их командование и члены семей встречают как героев. Согласно ритуалу, экипаж встречают не хлеб-солью, а жареным поросенком. Суровые условия службы на подводном флоте стараются компенсировать яркими традициями.
Надо сказать, что моряки высоко несут звание подводников. У них дисциплина и порядок, люди всегда ходят в форме, постоянно проходят какие-то военные построения. Видя серьезные и суровые лица, я пытался шутить, но они не улыбались. Там не принято здороваться. Сибиряки молчаливы и необщительны, хотя и всегда готовы помочь. Чем-то они похожи на медведей, населяющих этот край.
У моряков раз в два года бывает отпуск, и им положен бесплатный перелет. Хотелось бы пригласить их в наши края. Мне кажется, что подводники были бы хорошими христианами, просто там не хватает духовной жизни.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна