18 августа 2016 года
Беседа с настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы с. Суворово протоиереем Александром Наумовым.
Село Суворово (прим. — До 1965 года — с. Пуза) — название, которое мало что говорит людям из отдаленных регионов. Википедия выдает более тридцати населенных пунктов с таким названием. Паломники едут к святыням Дивеева и когда спрашивают, что еще можно посетить, местные жители их направляют в Суворово, к мощам пузинских новомучениц. А в селе гостей встречает огромный храм, к тому же посвященный такому любимому и почитаемому на Руси празднику, как Успение Пресвятой Богородицы. А когда люди видят в храме четверо мощей, то изумляются и духовно радуются.
По словам отца Александра, интерес к пузинским святым растет, им приезжают поклониться паломники не только из России, но также из других стран. Постоянно обращаются с просьбами дать частицу святых мощей для икон или мощевиков. Теперь такие просьбы рассматривает сам правящий архиерей.
Отец Александр: «В день 15-летия открытия святых мощей пузинских мучениц, 5 июня 2016 года, к нам с группой паломников приезжал епископ Североморский и Умбский Митрофан (Баданин). Он совершил литургию в нашем храме и рассказал, что в 2001 году, когда он был иеромонахом, ему довелось участвовать при поднятии мощей мучениц, а также на крестном ходе нести раку с мощами святой Евдокии. А дивеевская блаженная Мария Ивановна предсказала, что Дунюшкины мощи понесут четыре епископа, будет четыре гроба, и народу будет тысячи, и тогда все восплачут, и неверующие уверуют. Прошло 11 лет, и иеромонах Митрофан стал епископом. Он засвидетельствовал, что на нем исполнилось это пророчество, приехал благодарить святых мучениц. Также епископ Митрофан является редактором книги «Святые мученицы пузинские: Евдокия, Дария, Дария, Мария», что тоже говорит о его любви к нашим святым. А в день их памяти, 18 августа, епископ Митрофан принимал в Североморске Святейшего Патриарха Кирилла, который освятил Андреевский кафедральный морской собор в этом городе, где располагается главная база Северного флота…»
Благодаря святым мученицам храм не оставляют благодетели: одни уходят, другие приходят. За последние годы изменился внешний и внутренний облик храма. Жителям мегаполисов очень нравится то, что тут сохраняется особенный дух сельского храма, черты той эпохи, когда жили святые пузинские мученицы. Здесь двойные деревянные полы, иконы вразнобой, со всей округи, которые хранили местные жители в советское время. Этот храм поднимали из руин бабушки, которым сейчас уже по 80 лет, они все делали своими руками, как умели. Работы еще много. Как говорит владыка Георгий, за один год не восстановишь то, что разрушали 70 лет. Конечно, отцу настоятелю хочется получше отремонтировать храм, но при этом не нарушая его специфики. Ведь красивых новоделов сейчас немало, а людям дорог именно намоленный дух старины.
О. Александр: «Когда мой предшественник, прежний настоятель нашего храма отец Василий пожаловался старцу Иерониму из Санаксарского монастыря, что у него нет средств на содержание храма, тот пророчески предсказал: «Зато у вас есть четыре миллионерши», имея в виду пузинских святых. Так и вышло.
В течение года у нас хватает средств только на то, чтобы оплатить коммунальные расходы, а летом, когда бывают паломники, можем позволить себе какие-то приобретения. Например, целый год мы всем миром собирали деньги на новое паникадило (прим. - Центральная люстра), но хватило лишь на небольшое. Приехал состоятельный человек и спросил: «Почему у вас такое маленькое паникадило?» — «Купите, и будет большое». — «И куплю». Сказал — сделал: теперь у нас паникадило вдвое больше и новый престол — все из Софрино, прекрасной работы.
Если нам дарят какие-то предметы интерьера, мы всегда рады, и людям приятно видеть, что мы этим пользуемся. Был такой случай. Мне нужна была табуретка на Горнем месте (прим. — центральная часть у восточной стены алтаря напротив престола), но ее отдельно было не купить, а в комплекте — дорого. Всегда вспоминал об этом, когда читал Апостол, вздыхал и об этой нужде, стоя перед престолом. После этого в храм пришла женщина с банкеткой в руках. Сказала: «Я собралась поехать в Суворово и подумала, что же сюда привезти? И мне захотелось купить банкетку». Недаром говорится: «Бойся чего-либо желать, ведь желания исполняются...»
Когда-то Пуза было большим селом, в нем жило около двух с половиной тысяч человек, а сейчас — всего 600, из них треть — приезжие. Этих людей привлекает тихая сельская жизнь, наполненная трудом и молитвой, они стремятся обрести душевный мир. Но, поскольку в селе нет работы, приходится искать ее в Дивеево, Арзамасе и других крупных населенных пунктах. «У нас село выходного дня», — шутит о. Александр Наумов. Сам батюшка переехал сюда в 2006 году вместе со своей многодетной семьей, и до сих пор благодарит святых пузинских мучениц и прп. Серафима Саровского. Многие священники, служащие в селах, живут в городе, а в селе бывают наездами. А о. Александр живет на виду у прихожан, и дети его учатся в местной школе. Хорошо, когда пастырь рядом со своими прихожанами. Это как у пчел: когда матка в улье, пчелам спокойнее.
А когда-то и сам о. Александр не знал, что есть такое село — Суворово, жил далеко отсюда. Все началось с того, что он съездил в Дивеево и «заболел» им. Каждый год его снова тянуло туда, чтобы душа напиталась благодатью. Дольше выдаржать разлуку с Дивеевом не мог. Хотелось перебраться в эти места.
О. Александр: «Когда друг привез мне икону святых пузинских мучениц и посоветовал им молиться, я подумал: «Я уже молился батюшке Серафиму, а что они могут?» Это была самая первая икона мучениц, где они изображены перед расстрелом. С виду такие худенькие, молодые. На этой иконе их портреты еще не переплавились в образ. И мне их было по-человечески жалко.
Зато теперь, когда меня спрашивают: «Что могут святые?», я отвечаю, что это — самые ближайшие к Богу люди, которые молятся за нас и многое могут. По их молитвам люди буквально перерождаются и обретают веру. У меня самого было пять просьб у раки с мощами батюшки Серафима, и все пять исполнились. Осталось только желание — хотя бы иногда благодарить его за это. И что вы думаете! Меня поставили раз в неделю совершать требы в Дивеевском монастыре перед его святыми мощами!»
По словам настоятеля, паломникам в Суворове всегда рады. Для них это не только материальная, но и духовная поддержка.
О. Александр: «Человек устроен так, что привыкает к святыне, она становится для него обыденным делом. А когда приезжие со слезами молятся у Дунюшкиных мощей, и мы начинаем усерднее молиться и благодарить Бога и Его святых мучениц за их помощь. Иногда какое-то дело не идет, стопорится. Вспоминаешь, что не помолился святым мученицам, и сразу спешишь в храм, к их мощам. А после молитвы все получается как-бы само собой. Такое бывало неоднократно. Или звонит человек: «Я приеду к вам». Но это ничего не значит. Он может на ровном месте подвернуть ногу, и будет не в состоянии приехать. Но когда мы отслужим молебен святым мученицам, и он сам помолится, глядишь, а он уже тут как тут.
Когда в прошлом году мимо Суворова проходил крестный ход из Арзамаса в Дивеево, солнце садилось за спинами крестоходцев. Вдруг из-за тучи выглянули четыре световых луча, направленные вверх, чего по законам оптики быть не может. Весь крестный ход встал на колени. Показали фотографию одному физику, тот не поверил, сказал, что это обработали в Фотошопе. А ведь десятки людей видели это явление своими глазами. Я и сам видел, как во время крестного хода облако над Святой канавкой приняло очертания Ангела вплоть до мельчайших подробностей, так, что даже можно было различить развевающуюся ленточку в его волосах.
У нас происходит много чудес. Но много и трудностей, и болезней. Одновременно и страшно, и благодатно, и интересно. И без молитвы не прожить. Такая уж тут земля».
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна