16 апреля 2016 года
Выступление протоиерея Сергия Гомаюнова в Просветительском центре Дивеевского монастыря при подведении итогов конкурса «Серафимовский учитель — 2015».
— Любая школа решает комплекс задач, которые ставятся перед ней, как перед определенным институтом общества. Но у православной школы кроме текущих задач есть еще и сверхзадача, решая которую, школа участвует в воспроизводстве Русской цивилизации.
Все мы являемся свидетелями того, что в последнее время все чаще стали говорить о национальной идее. Из плоскости философии разговор об этом перешел в повседневную жизнь общества. О национальной идее говорят на экономических форумах, на различных политических и общественных площадках. Есть ощутимый голод на национальную идею, которая бы стала скрепой, соединяющей все разнообразие нашей жизни в единое осмысленное целое, которое бы убедительно отвечало на вопросы «кто мы?» и «зачем мы?». Но когда речь идет о национальной идее, допускается неверный подход. Ее пытаются сконструировать, прислушиваясь к потребностям и нуждам текущей жизни. Однако национальную идею нельзя придумать.
Вот как об этом писал Владимир Соловьев в своей работе «Русская идея»: «Бесполезный в глазах некоторых, слишком смелый по мнению других, этот вопрос в действительности является самым важным из всех для русского человека. Я имею в виду вопрос о смысле существования России во Всемирной истории. Чтобы разрешить этот вопрос, мы не обратимся к общественному мнению сегодняшнего дня, что поставило бы нас в опасность быть разочарованными событиями последующего дня. Мы поищем ответ в вечных истинах религии, ибо идея нации есть не то, что она о себе сама думает во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».
И если это так (а мы убеждены, что это так), то возникает серьезная трудность. Надо найти, расслышать, понять, что в вечности Бог думает о народе? Каков Его замысел о нас? Этот замысел является закваской нашего языка, культуры, нравственного уклада, менталитета. Он как соль проникает на всю глубину нашего цивилизационного мировосприятия.
Этот замысел предстает перед нами и как педагогическая задача – познать его, увидеть в жизни, во всем, что составляет нашу цивилизационную идентичность в потоке Всемирной истории. Потребность в познании национальной идеи формирует и педагогический заказ на такое образование, которое открывает в ученике личную потребность в понимании своего народа как духовной общности, бытие которого осмыслено своей соотнесенностью с вечностью.
Такой педагогический заказ может выполнить только православная школа. Она ставит перед собой сверхзадачу и не имеет право занижать свое призвание. Школа как путь познания определяется своим методом. Именно по методу одна школа отличается от другой. Какой метод делает православную школу соразмерной поставленной перед ней сверхзадаче? Он может быть назван методом воспитывающего образования. Православная школа – это школа воспитывающего образования. Этот метод предполагает, что воспитание начинает входить в сам процесс познания, переставая быть только комплексом мероприятий, проводимых за рамками уроков. Важно выстроить ряд последовательных шагов в освоении этого метода. Первым шагом становится открытие педагогами Библейского основания всех предметных областей школьного знания.
Дореволюционная русская школа отказалась от решения этой задачи и потерпела поражение. Так же как и современная школа, она предлагала своим воспитанникам два мировоззренческих начала. Одно из них доносила Церковь через уроки Закона Божия, другое мировоззрение учащиеся усваивали через изучение обычных школьных предметов, которые формировали совершенно иное мировосприятие. Что в итоге получилось?
Об этом хорошо сказал протоиерей Алексий Сысоев (прим. - Директор православной классической гимназии «Радонеж»): «Современная школа – порождение Нового Времени, – строго содержит идеологию деизма: Бог, если Он и есть, не допускается до участия в земных процессах и человеческих делах. В этих условиях присутствие Закона Божия как одного из учебных предметов есть курьез; его несогласованность по основному смыслу с прочими дисциплинами не может не разрушить всего целого школы. Даже если преподавание Закона Божия будет одушевлено каким-либо замечательным подвижником веры, раскол будет тем только усугублен… В результате, у учеников возникает некое безответственное сознание, эклектичное, вяло избегающее твердых и непротиворечивых решений».
Может показаться, что требование иметь Библейские основания предметных областей школьных знаний содержит в себе отказ от научного обоснования школьных предметов, но это не так. Подобное противопоставление – удел невежества, одинаково плохо знающего Священное Писание и состояние современной науки. Современная наука хорошо понимает свои познавательные возможности, границы научного познания, признается в невозможности познавать начала материи, времени, жизни, человека, родного языка и истории. И тем более наука не входит в область смыслов всего того, что имеет бытие.
Педагог, обладающий знанием Библейских оснований своей предметной области, максимально современен в отношении науки и абсолютно традиционен в отношении к своей вере. Решив эту задачу, педагог поставит перед собой следующую – когда и как в процессе обучения вывести ученика к этим основам. Следует предостеречь: вывести к основам декларативным путем нельзя. Они постигаются в процессе познания, а не передаются как готовые выводы. Ученик должен их обрести в радости открытия. Но чтобы оно произошло, надо создавать условия, в которых открытие становится возможно.
Назовем два из важнейших условий. Первое – это умение предложить ученику для глубокого изучения образцовые тексты. Каждая предметная область школьного знания имеет образцовые тексты, которые принадлежат культуре и отобраны в качестве таковых. Культура содержит в себе образцовые тексты как школу, не освоив которую, человек не может родиться в свой народ, стать носителем традиции и быть способным передать ее последующим поколениям. Основательное познание образцовых текстов возможно при еще одном условии – оно должно опираться на фундаментальные дары, которые даны человеку от Творения и обновлены и исполнены в Таинствах Крещения и Миропомазания. Это такие дары, как вера, способность символического мышления (иконическое мировосприятие), направленность воли, дар творчества как способность опознавать идею всякой вещи.
Освоение такого метода познания требует от педагога постоянного поиска, и здесь всегда следует иметь перед собой опыт Церкви, которая, по-своему, тоже устроена, как школа. Она знает, что есть человек и умеет обратиться к его глубине. Индивидуальная работа педагога в рамках своей предметной области должна совершаться в контексте движения всего педагогического коллектива. Возможным форматом общего творческого пространства являются методические объединения, которые становятся опытной педагогической лабораторией, а также постоянно действующий методологический семинар, в котором принимают участие все учителя и обсуждаются проблемы сквозного характера всех предметных областей.
В воспитывающем образовании особое место должен занять Закон Божий, который может включать в себя не только то, что является классикой этого предмета, но и хорошо подготовленное вхождение в иные предметные области школьного знания. Например, возможны такие курсы, как «История России глазами Церкви», «Библейские основания языкознания», «Шестоднев и современное естествознание» и др. Так организованный процесс познания одновременно становится и воспитанием, которое осуществляется внутри обучения, потому что опирается на духовные и нравственные силы ученика и учителя.
Духовные и нравственные ценности не декларируются, а раскрываются в процессе школьного дела, и поэтому становятся личным приобретением и ценностями, а это уже является основой для мотивации всякой активности человека. Так православная школа раскрывается, как метод воспитывающего образования.
А что на практике? Делаем ли мы то, что поняли? Делаем далеко не всегда и не так, как должно. Это – видимая сторона современной православной школы, где проявляется наша пока еще незрелость и немощь. Но следует иметь мудрость и понимать, что выращивание школы, осмыслившей свой метод, накопление опыта, достаточного для устойчивого воспроизводства и трансляции в другие секторы школьного пространства страны, это не быстрый процесс. Православную школу нельзя подгонять. Ее надо максимально поддержать, видя ту возможную роль, которую она может сыграть для всей системы школьного образования в России. А самой православной школе следует помнить о своей миссии – быть участником воспроизводства своего народа как духовной общности, который способен понимать свою национальную идею и следовать ей.
Справка. Протоиерей Сергий Гомаюнов – сопредседатель правления Ассоциации православных гимназий ПФО, духовник Вятской православной гимназии, кандидат исторических наук.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна